Ирина Лавришина
Среднесрочный проект «Огород на подоконнике» в младшей группе
▼ Скачать +Заказ
Проект на тему "Огород на подоконнике" в младшей группе
Тип проекта : познавательный, групповой.
Сроки реализации проекта : среднесрочный – март 2019 года.
Участники проекта : дети младшей группы, педагог, родители воспитанников.
Публикация «Среднесрочный проект „Огород на подоконнике“ в младшей группе» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Постановка проблемы:
Во время бесед с детьми, выяснила, что дети знают названия овощей, как они выглядят, где растут. Однако ребята в недостаточной степени имеют представление, из чего овощи вырастают, какие условия необходимы для их роста и развития.
Сформировалась проблема: дети не знают, из чего вырастают овощные культуры; у детей отсутствуют знания об условиях, необходимых для роста и развития растений.
Вопросы к детям по предлагаемому проекту :
- какие овощи вы знаете?
- где растут овощи?
- из чего вырастают овощи?
- чтобы вырос овощ нужно солнышко? водичка? тепло?
- можно ли овощи вырастить на подоконнике?
- полезны ли овощи для здоровья человека?
Актуальность.
Многие родители, имеющие свои огороды (дачи, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес у ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Только от взрослых ребенок узнает о пользе овощных культур для здоровья человека.
Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, необходимо создать условия для познавательно-исследовательской деятельности детей. В весенний период, когда ещё не сошёл весь снег, наблюдение за ростом и развитием овощных культур можно осуществлять, используя огород на подоконнике. Выращивая растения на окне, ребёнок постигает тайны жизни и их проявление. Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет им «сочувствовать» и помогать.
Дошкольник, прошедший «школу» ухода за огородными культурами на подоконнике, будет участвовать в посильном труде по выращиванию овощей на грядке вместе с родителями, сможет самостоятельно увидеть красоту окружающей природы, проявит наблюдательность и пытливость ума, потому что он уже имеет первые и серьёзные знания о таинственной жизни зелёных друзей. А родители, получив необходимые советы, рекомендации, будут привлекать ребенка к совместной деятельности по выращиванию овощей.
Цель проекта :
развивать познавательную активность детей через элементарную опытную деятельность (выращивание и уход за овощными культурами в комнатных условиях).
Задачи проекта :
• пополнить предметно развивающую среду;
• расширять знания детей об овощных культурах, о строении; о том, что овощи богаты витаминами, необходимыми для здоровья человека;
• дать представление о том, что растения выращивают из семян, луковиц;
• формировать представление о необходимых посадочных материалах, необходимых для посадки растений;
• формировать у детей представление о необходимости света, тепла и влаги, почвы для их роста;
• формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;
• стимулировать у детей процесс познания, вызвать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, развивать любознательность;
• воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям, трудолюбие;
• способствовать развитию речевого общения, обогащению и расширению словаря;
• привлечь родителей к активной жизни группы в рамках организации и реализации проекта;
• формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
Ожидаемый (прогнозируемый) результат проектной деятельности :
Для детей:
• имеют представления об особенностях внешнего вида овощных культур (форма, цвет, размер); находят сходства и отличия овощных растений;
• знают о пользе овощей для здоровья человека;
• имеют представление о том, что растения живые, их сажают, поливают, выращивают из семян, луковиц;
• имеют представление о посадочном материале;
• знают, какие необходимы условия для роста растений;
• проявляют интерес к растениям, умеют наблюдать и делать первые выводы;
• осуществляют посильный труд по уходу за растениями;
• проявляют любознательность, ответственность за выполнение порученного дела;
• сформирован интерес к элементарной опытнической деятельности;
• пополнен и обогащен словарный запас детей.
Для педагогов:
• повышение уровня организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми;
• расширение и пополнение РППС в группе по данному направлению.
Для родителей:
• укрепление детско-родительских отношений;
• сотрудничество, участие в оформлении огорода на подоконнике.
Формы и методы работы:
Познавательно-исследовательская деятельность, познавательные беседы, коллективные наблюдения, рассматривание, разучивание произведений устного народного творчества, чтение художественной литературы, дидактические игры, детское художественное творчество.
Этапы реализации проекта :
Первый этап - подготовительный:
• определение темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата;
• изучение методической литературы, интернет-ресурсов;
• беседы с детьми (выявление уровня знаний об овощах);
• составление плана проекта;
• организация РППС (подбор художественной литературы об овощах; подбор демонстрационного материала по теме; подбор игрушек и атрибутов для игровой деятельности; подбор настольно-печатных игр, дидактических игр);
• подготовка материала к разбивке огорода на подоконнике;
• информация в родительском уголке о начале работы над проектом, приглашение к сотрудничеству.
Содержание работы с детьми:
• рассматривание иллюстраций с изображением растений, которые можно вырастить на подоконнике;
• беседы: «Что такое огород и что на нём растёт», «Какие растения можно вырастить на подоконнике», «Все начинается с семечка»;
Содержание работы с родителями:
• консультация «Огород на подоконнике»;
• совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;
• помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на окне; в изготовлении атрибутов для огорода : «Дед - во сто шуб одет», «Луковка», чучело, солнышко и тучки, пруд, «Травянчики».
Второй этап - реализация проекта :
Работа с детьми:
• исследовательская и практическая деятельность по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:
- оформление огорода в стиле маленького сельского дворика: домик в деревне, где живут «Дед во сто шуб» одет и «Луковка». Они «выращивают» овощи на грядках. Дети в игровой форме знакомятся с бытом и хозяйством, обитателями сельского дворика, наблюдают за ростом растений;
- подготовка почвы, наблюдение «Земля – какая она»;
- посадка лука, укропа, петрушки, овса, редиски, салата, огурца;
- труд рядом - полив, рыхление почвы;
- наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием;
- знакомство со строением растения;
- наблюдение за ростом лука в разных условиях (вода, почва, наблюдение «Земля и растение», «Вода и растение»;
• беседы с детьми: «Условия, необходимые для роста растений?», «Как ухаживать за растениями на окне?», «Первые всходы», «Человек и растение»; «Витамины на грядке».
• чтение художественной литературы: русская народная сказка «Вершки и корешки», «Репка», «Пых», творческая инсценировка сказки «Репка», чтение стихотворения С. В. Михалкова «Овощи», В. Коркина «Что растет у нас на грядке?», чтение стихов и загадок об овощах;
• дидактическая игра «Чудесный мешочек», «Чего не стало», «Угадай по описанию», «Сложи картинку», «Что лишнее», «Опиши, я отгадаю», «Назови ласково»; «Хлопай в ладоши», «Доскажи словечко»;
• подвижные игры «Вершки, корешки», «Овощи – фрукты»;
• художественно - творческая деятельность детей: раскрашивание картинок из серии «Во саду ли, в огороде»; рисование в нетрадиционной форме (тычок ватными палочками) «Овощи с грядки», аппликация «Овощи в корзине», пластилинография «Овощи в банке»;
Работа с родителями:
• памятка «Овощи и фрукты – полезные продукты»;
• беседа «Лук от всех недуг»;
• подборка литературы про овощи с участием родителей;
• совместное чтение родителей и детей художественной литературы;
• изготовление лепбука «Огород на подоконнике».
Третий этап - итоговый:
• оформление стенгазеты «Есть у нас огород – посмотрите, что растет»;
• пополнение РППС в группе изготовленными дидактическими играми, лепбуком «Огород на подоконнике»;
• выставка детских творческих работ «Овощи с грядки»;
• итоговое мероприятие: развлечение «Веселый огород»;
• подведение итогов реализации проекта;
• оформление портфолио проекта.
Результаты проектной деятельности :
• создан огород на подоконнике; прорастили «Травянчик», вырастили лук, петрушку, укроп, овес, рассаду перца, редиски, огурчика;
• сформирован интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений из семян и луковиц в комнатных условиях;
• сформированы представления о том, что растения живые, их надо сажать, поливать, выращивать;
• развит познавательный интерес к овощным культурам;
• сформированы чувства бережного отношения к природе;
• сформированы знания о пользе овощей и о бережном отношении к своему здоровью;
• расширен словарный запас детей;
• получены положительные эмоции;
• укрепление сотрудничества родителей с детским садом.
Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.
В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей об овощных культурах, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.
СПАСИБО!