Ольга Рогулина
Экологический проект «Природа просит помощи»
▼ Скачать + Заказать документы
Обоснование необходимости разработки проекта
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Обретение экологической культуры, экологического сознания и мышления – единственный для человечества выход из сложившейся ситуации. Каждый человек, живущий в природном мире, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Формировать экологическую культуру у каждого человека необходимо еще в детстве, с самого раннего возраста. Важно, чтобы каждый ребенок воспринимал человека, не как хозяина природы, а как ее важную, имеющую огромное влияние часть.
Публикация «Экологический проект „Природа просит помощи“» размещена в разделах
Именно в дошкольном возрасте ребенок воспринимает окружающее наиболее эмоционально, он способен сочувствовать сопереживать, искренне удивляться, на этой основе возможно и необходимо развивать в детях любовь к природе, ее обитателям. Основой этой любви должны стать не только эстетические чувства, но и знания основных элементарных законов природы, понимание взаимосвязей в окружающей среде (в том числе у родителей, что позволяет логически подвести детей к пониманию влияния человека на окружающую среду. На основе двух составляющих эмоциональной и познавательной необходимо формировать бережное отношение к природе. Но этого мало. Современные дети растут в обществе потребления, большинство людей даже не осознает, какой вред окружающей среде наносит каждый человек в отдельности. Разрушения и загрязнения огромных предприятий видны сразу, польза от крупных экологических акций тоже, вред и пользу приносимую отдельно взятым человеком, семьей, практически не видно, но это не означает, что их нет. Важно способствовать пониманию детьми их возможностей в защите окружающей среды, формированию их личной экологической ответственности.
Детский сад сегодня это образовательное учреждение, обеспечивающее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие детей. Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
Экологическое самосознание дошкольников сформировано недостаточно; в большей степени превалирует потребительское отношение к природе; дети с трудом выделяют себя из окружающей среды, преодолевая в своём мироощущении расстояние от "Я - природа" до "Я и природа". Все это позволило сформировать цель проекта и его задачи.
Цель проекта : формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Задачи проекта :
создать условия для формирования и развития экологических представлений у детей и родителей посредством гармоничного использования различных форм и видов деятельности;
формировать основные понятия об экологии, законах и взаимосвязях в природе, тем самым углубить уже имеющиеся представления детей об окружающем мире;
помочь дошкольникам осознать свои возможности в защите окружающей среды и привить желание применить эти знания на практике;
развивать самостоятельность у детей в процессе наблюдения за объектами живой и неживой природы, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между объектами природы организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей;
воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе родного края.
Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость. Проект позволяет детям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру.
Этапы реализации проекта :
1 этап – организационный:
- анкетирование родителей (Таблица 1);
- подготовка образовательной среды (подбор оборудования, информационных материалов, дидактических игр и т. д.).
2 этап – практическая содержательная деятельность
Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведения экологических акций.
3 этап – итоговый.
Задачи этапа: подведение итога, итоговые беседы.
Ожидаемые результаты проекта :
1. Пополнение, обогащение и усовершенствование развивающей среды в группе и ДОУ по экологическому воспитанию дошкольников (педагогическая копилка по экологическому воспитанию детей с методическими разработками и сценариями образовательных мероприятий, коллекция слайд презентаций, высадка рассады в цветник и огород на территории ДОУ и т. д.)
2. Развитие у детей интегративных качеств: любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный решать интеллектуальные и личностные задачи; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе ценностных представлений.
3. Дети и их родители знают и умеют применять на практике правила безопасного поведения и труда в природе.
Дети и родители бережно относятся к природе, помогают ей, осознают свои возможности в спасении окружающей среды.
Формы работы по реализации проекта :
индивидуальные и групповые консультации и беседы с родителями по вопросам экологического воспитания детей;
сбор гербария;
групповые исследовательские краткосрочные подпроекты;
создание библиотеки, видеотеки, подбор и создание презентаций по теме проекта;
организация трудовой деятельности в природе (на огороде, цветнике, в зимнем саду) и мероприятий по защите окружающей среды с детьми и их родителями;
реализация самостоятельной творческой деятельности детей - создание поделок из бросового и природных материалов;
акция «Столовая на ниточке»;
акция «Альтернативная елка»;
изучение «Красной книги Московской области»
наблюдения и познавательно-исследовательская деятельность в природе;
изготовление дидактических игр по экологии;
проведение открытой образовательной деятельности по экологии;
познавательное чтение;
продуктивная деятельность – рисуем плакат в защиту природы;
экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.