Татьяна Кравченко
Проект «Социально-педагогическое сопровождение биологической семьи воспитанников Центра помощи детям»
▼ Скачать + Заказать документы
Кравченко Татьяна Анатольевна,
методист службы сопровождения
замещающих семей МБУ «МЦПД»
Ефремова Ольга Михайловна,
социальный педагог МБУ «МЦПД»
Габышева Ксения Анатольевна,
старший инструктор – методист службы сопровождения,
МР «Хангалааский улус»
Проект
«Социально-педагогическое сопровождение
биологической семьи воспитанников МБУ «МЦПД»
Целью проекта является :
Темочки:
- Обеспечение прав и интересов ребенка на воспитание в родной семье.
- Восстановление и развитие позитивных родительско-детских отношений, восстановление субъектов кровной семьи.
- Сопровождение ребенка в условиях Центра.
Для реализации этой цели ведется работа по следующим направлениям:
- формирование у детей мотивации, знаний и умений по поддержанию и совершенствованию позитивных родственных отношений;
- сопровождение ребенка и родителей во время и после встреч;
-работа с бывшими родителями, консультации и помощь в сборе документов родителям для восстановления в родительских правах.
Задачи сопровождения ребенка :
* Формирование положительной мотивации «бывших» родителей на восстановление детско-родительских отношений.
* Восстановление семейного и социального окружения кровной семьи.
* Психолого-педагогическая подготовка детей к возврату в кровные семьи.
* Возврат ребенка в кровную семью (восстановление детско-родительских отношений).
* Сопровождение кровной семьи для предотвращения рецидивов.
Лучший вариант для ребенка – возвращение в кровную семью или устройство в семью родственников. Именно в этих условиях наиболее адекватно удовлетворяются его потребности в развитии.
Целевые группы
• Биологические семьи, находящиеся в кризисной ситуации.
• Воспитанники Центра.
Контингент кровных родственников, с которыми может проводиться взаимодействие:
* Родители, отбывающие наказание в местах лишения свободы;
* Розыск родственников - потенциальных усыновителей;
* Родители, ограниченные в родительских правах или лишенные родительских прав;
* Родители, временно поместившие ребенка в детский дом;
Сопровождение происходит поэтапно, последовательно и в соответствии с динамикой
функционирования биологической семьи.
1. Изучение истории семьи, социума по месту проживания семьи и личного дела ребенка с целью выявления причины помещения его в учреждение.
2. Организация контролируемых встреч.
3. Анализ полученной информации о взаимоотношениях ребенка и родителя при встречах с целью использования ее в дальнейшей работе.
4. Изучение поведения ребенка после встреч.
5. Налаживание контакта между ребенком и родителем.
6. Поддержание контакта с семьей.
7. Проявление уважения к членам семьи.
8. Координация работы со всеми заинтересованными службами и организациями.
Основным методом оценки является метод наблюдения. В ходе работы сопровождения биологической семьи могут быть использованы различные варианты – беседа, анкета, опросники.
Мониторинг визитов необходим для получения информации, которая может быть использована для принятия правильных решений на суде в отношении ребенка.
Основным методом оценки является метод наблюдения. В ходе работы сопровождения биологической семьи могут быть использованы различные варианты – беседа, анкета, опросники.
Возможные риски
Большинство возможных рисков реализации проекта связано с проблемами при восстановлении родителей в родительских правах.
1. Основная часть восстановленных в родительских правах - это родители, которые были не лишены, а ограничены судом в своих правах на определенный период времени и причина лишения была «не выполнение родительских обязанностей».
2. Низкий доход, низкий уровень воспитания и образования, отсутствие элементарных знаний об ответственности за своих детей.
3. Юридическая безграмотность по вопросам воспитания и ухода за ребенком приводит родителей на судебном заседании к психологическому шоку от того, что у них отняли ребенка. Затем идет страх снова пережить отрицательные эмоции в суде.
4. Изначально родители боятся придти в Центр. И здесь необходима серьезная работа педагогов и психологов Центра для того, чтобы замотивировать родителей на восстановление в своих правах.
5. Проблема социального иждивенчества родителей. Они видят, что ребенок накормлен, одет, за ним ухаживают, он имеет то, чего не мог бы получить, проживая с родителями. Поэтому педагоги не редко слышат, как родители говорят своим детям «слушайся воспитателей, не переживай, здесь хорошо и т. д.»
6. Очень серьезно стоит проблема с жильем: отсутствие или аварийное жилье, проживание совместно с родственниками – алкоголиками.
7. Много проблем существует при восстановлении родительско-детских отношений, когда родители находятся в М. Л. С.
Непосредственная работа с семьей ребенка
1. Осознание существующих проблем, чтобы сохранить и защитить семью.
2. Поиск помощи из ближайшего окружения семьи, что может привести к положительным результатам.
3. Оценка того, как члены семьи отрицают очевидные чувства и факты, изменять смысл того, что с ними случилось.
4. Постоянный контроль за состоянием родителей при их посещении.
5. Вовлечение родителей в совместную жизнь с детьми.
6. Оказание помощи в подготовке к суду по возвращению ребенка в семью.
7. Подготовка ребенка к суду.
8. Помощь в сборе документов, составлению искового заявления.
9. Посещение семьи по адресу проживания с целью оказания помощи и поддержки.
10. Консультации по выплатам алиментов, работа с судебными приставами.
Основной показатель результативности работы при сопровождении ребенка в семье :
Главным критерием оценки работы является данные о развитие ребенка (состояние здоровья, физического, психического, нравственного). Критерием успешности семьи является способность удовлетворить основные потребности конкретного ребенка.
Периодичность оценок:
Первая – через три недели с момента передачи ребенка в семью;
Вторая – через 3 месяца передачи ребенка в семью;
Третья – через каждые 6 месяцев передачи ребенка в семью;
Сроки сопровождения семьи зависит от конкретного случая и особых обстоятельств. Главным результатом является исключение ситуации повторного помещения ребенка в учреждение и прекращение сопровождения семьи.
Ожидаемые результаты:
* Укрепление детско-родительских отношений.
* Повышение мотивации родителей/родственников к родительской любви. Повышение самооценки неблагополучных родителей.
* Восстановление родителей в родительских правах.
* Профилактика вторичного возврата
* Уменьшение количества семей, находящихся в тяжелой жизненной ситуации