Анна Маковеева
Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Незнайка просит помощи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по математике в подготовительной группе.
Тема: «Незнайка просит помощи».
Цель. Познакомить детей с временными отношениями.
Программное содержание:
1 Образовательные задачи:
- познакомить детей с временными отношениями: день, неделя, месяц; день короче недели, неделя короче месяца;
- закрепить умение детей ориентироваться в календаре, выделят неделю в структуре календаря и соотносить ее со структурой «месяц»;
Публикация «Конспект занятия по математике в подготовительной группе „Незнайка просит помощи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2018
- упражнять детей в умении ориентироваться на циферблате часов, определять на часах промежуток времени в 1 мин. ;
- упражнять детей в зрительном распознавании и преобразовании геометрических фигур;
- упражнять детей в умении анализировать форму предметов, соотносить ее с геометрическими фигурами;
- закрепить умение детей ориентироваться в пространстве по плану;
- закрепить умение детей обозначать группу предметов числом и цифрой;
- упражнять детей в количественном и порядковом счете в пределах 10.
2 Развивающие задачи:
- развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи (зависимость названия фигуры от количества углов); память; внимание; зрительное и слуховое восприятие; воображение; развивать умение детей работать в едином темпе, выполнять задание за определенный промежуток времени.
3 Воспитательные задачи:
- воспитать интерес к математической деятельности;
- воспитать чувство коллективизма, умение работать в группе;
- воспитывать желание помочь персонажу, честность, сдержанность;
- воспитывать навыки учебной деятельности.
Словарная работа: «четырехугольник», «многоугольник», «день короче ночи», «неделя короче месяца», «рано утром», «поздно вечером».
Пособия:
Д: магнитная доска, нарисованный Незнайка, рисунок ракеты, космического неба, «затемненная» картинка, письмо с планом группы, карточки с определённым количеством предметов, календарь, модель года, образцы фигур; карточки с загадками;
Р: коробка с треугольниками и квадратами (различные по размеру, цвету); геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник; карточки с цифрами; числовые карточки, палочки; маленький календарь в виде открытки, карандаш.
Ход занятия:
Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет необычное занятие по математике. Посмотрите, кто пришел к вам сегодня в гости. Кто это?
Дети. Незнайка
Воспитатель. Интересно, а почему его так зовут? Вы знаете?
Дети. Так как он ничего не знает.
Воспитатель. Верно. Он много не знает. Однако пообщавшись с ним перед занятием, я его похвалила за то, что он хочет знать. Поэтому он здесь, у нас. Незнайка рассказал мне о своей беде. Он хочет отправиться в путешествие на Луну. Но чтоб лететь на Луну, нужно попасть в волшебную ракету, а Незнайка не может. Чтобы подняться на ступеньки волшебной ракеты, нужно сначала выполнить задания. Незнайка пробовал, но у него ничего не получилось, поэтому он пришел к нам. Поможем ему?
Дети. Да. Конечно поможем.
Воспитатель. Тогда слушаем, что скажет нам Незнайка.
Незнайка. Ребята, я хочу, чтобы вы разделились на команды. И я придумал, как это можно сделать. Недавно я узнал, что есть такие геометрические фигуры как квадрат и треугольник. Вы их тоже знаете? Ну и славно. Тогда вы по одному будете подходить ко мне и с закрытыми глазами брать из коробочки геометрические фигуры. Те, кто достанет треугольник – садится за первую колонку, кто достанет квадрат – за вторую колонку.
Молодцы, справедливо разделились на команды, все нашли свое место. Сядьте все прямо. Представьте, что вы находитесь за пультом управления космическим кораблем. Вам нужно быть очень внимательными, сообразительными, уметь быстро решать проблемы. А теперь посмотрите на экран. Видите, волшебную ракету со ступеньками. Вот на этой ракете я и собираюсь отправиться на Луну. Конечно, только с вашей помощью. Иначе я бы сюда не пришел. Не забудьте: за пультом управления полетом надо вести себя сдержано, нельзя перебивать друг друга. Да что я об этом говорю? Вы ведь будущее школьники, и знаете уже, наверно, как нужно вести себя при выполнении любого ответственного занятия.
Воспитатель. Конечно, Незнайка, ты не ошибся адресом, придя именно в нашу подготовительную группу. Дети, покажем Незнайке, что вы готовы быть школьниками и выполнить любое ответственное задание Незнайке? Вы готовы выполнить первое задание? Тогда посмотрите внимательно на картинку (рис. 1) и обе команды сначала внимательно выслушайте задания.
Задание первой команде: определить, сколько четырехугольников на картинке.
Задание второй команде: найти и посчитать все фигуры, у которых 3 угла. На выполнение задания вам дается 1 минута. Следите за длинной тонкой стрелкой на часах. Когда она пройдет полный круг, вы должны будете дать ответ.
(Дети выполняют задание. После выполнения задания воспитатель предлагает отчитаться перед Незнайкой, предварительно объяснив ему, что такое четырехугольник (фигура, у которой 4 угла, и как называются фигуры с тремя углами (треугольники).
Молодцы, ребята, справились с первым заданием. Слаженная работа обеих команд позволила выполнить задание за одну минуту, поэтому незнайка может подняться на первую ступеньку ракеты.
А теперь следующее задание. Вы видите на ваших столах палочки. Пододвиньте их поближе к себе и слушайте задание: попробуйте сделать такую же фигуру.
(Воспитатель на доску вывешивает образец (рис. 2). Дети выполняют задание).
Для того чтобы Незнайке встать на вторую ступеньку ракеты, необходимо ответить на несколько его вопросов и выполнить дополнительные задания. Команды будут отвечать по очереди. Скажите, как называется фигура, которую вы сложили?
Дети. Треугольник.
Воспитатель. Почему она так называется?
Дети. У этой фигуры три угла.
Воспитатель. Сколько палочек понадобиться, чтобы сложить эту фигуру? (Воспитатель вывешивает образец (рис. 3).
Дети. 9.
Воспитатель. Сложите ее. (Дети выполняют задание).
А теперь добавьте 2 палочки так, чтоб получилось 2 треугольника. (Дети выполняю задание).
Покажите, у кого как получилось. (Дети показываю (рис. 4).
Уберите то, что получилось. (Дети убирают).
Теперь сложите вот такую фигуру.
(Воспитатель вывешивает образец (рис. 5). Дети выполняют задание).
Сколько нужно палочек, чтоб сложить эту фигуру?
Дети. 9.
Воспитатель. А теперь уберите 2 палочки так, чтоб осталось 3 треугольника. (Дети выполняют задание).
Покажите, что у вас получилось. (Дети показывают (рис. 6).
Объясните Незнайке, как это поучилось.
Дети.
Воспитатель. Хорошо справляетесь. Видишь, Незнайка, у пульта управления твоим полетом на Луну собрались умные, сообразительные, дисциплинированные специалисты. Ты доволен их работой?
Незнайка. Я очень доволен. Но я еще на первой ступеньке. Чтобы подняться на вторую ступеньку, надо выложить еще вот такую фигуру. (рис. 7). Прежде чем выложить ее, надо сказать, что это за фигура и сколько их?
Дети. 3 маленьких квадрата.
Незнайка. Сколько нужно палочек, чтобы получилась такая фигура?
Дети.
Незнайка. А теперь выполняйте. Я посмотрю, чья команда быстрее и сплоченнее работает. (Дети выполняют задание)
Вижу: умеете работать вместе. Почти одновременно закончили работу. Быть вам космонавтами! А теперь переложите 4 палочки так, чтоб получилось 4 квадрата. (Дети выполняют задание (рис. 8).
Воспитатель. Давайте посмотрим, как у вас получилось. Молодцы, все у вас получается. Незнайка может подняться еще на одну ступеньку.
Уберите палочки на край стола. А теперь следующее задание от Незнайки. Он мне дал карточки с загадками. Для того, чтобы он смог подняться на следующую ступеньку волшебной космической ракеты, необходимо внимательно выслушать загадки, найти отгадку и молча поднять ее. Нельзя отгадку произносить вслух! Необходимо найти и молча показать. Вы поняли, как нужно выполнить задание Незнайки? Пододвиньте поближе к себе коробочки с геометрическими фигурами. Скорее всего, именно там вы и сможете найти отгадки. Готовы к выполнению задания? Внимание, первая загадка:
Нет углов у меня.
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышу,
На кольцо и колесо.
Кто же я такой друзья?
Поднимите вы меня.
(Дети поднимают круг).
Как вы догадались о том, что в загадке говориться о круге? Какие слова в загадке вам подсказали отгадку?
Дети. «Нет углов», «Похож на тарелку и на крышу, на кольцо и колесо», «Похож на блюдце».
Воспитатель. Слушайте вторую загадку:
Не овал я и не круг,
Треугольнику недруг.
Прямоугольнику я брат.
А зовут меня …
Поднимите отгадку. (Дети поднимают квадрат).
Почему вы решили, что это квадрат? Объясните слова загадки «Прямоугольнику я брат».
Дети. Квадрат и прямоугольник можно назвать по-другому – четырехугольники. У квадрата и прямоугольника по четыре угла, по четыре стороны.
Воспитатель: Вот еще одна загадка:
Три вершины,
Три угла,
Три стороны – вот и я.
(Дети поднимают треугольник).
Почему вы показываете треугольник? Как вы догадались?
Дети. В загадке говориться о том, что у этой фигуры 3 угла, 3 стороны, 3 вершины. Все фигуры с тремя углами можно назвать треугольниками.
Воспитатель. Хорошо. Вы очень внимательные. Умеете доказывать свою точку зрения. Слушайте последнюю загадку:
Что похоже на открытку,
На конверт и на альбом?
Что сравнить, ребята, можно
С одеяльцем и ковром?
Подумайте и скажите,
Только помните:
Противоположные стороны
Этой фигуры равны.
(Дети поднимают прямоугольник, квадрат).
Почему вы подняли разные фигуры: кто-то – прямоугольник, кто-то – квадрат? Почему? Докажите свою версию.
Дети. Открытка, альбом, ковер бывают разной формы, чаще четырехугольной. Одеяло бывает четырехугольной формы. В загадке, говорится о противоположных сторонах. Значит – это фигура, имеющая стороны. Это четырехугольник. И у прямоугольника, и у квадрата противоположные стороны равны.
Воспитатель. Молодцы, сумели доказать свою точку зрения. И благодаря вам, Незнайка может подняться еще на одну ступеньку. Он очень рад. Подождите, он хочет мне что-то сказать. Ой, ребята, Незнайка говорит, что приготовил вам сюрприз, он приготовил его вместе со своим другом Знайкой. Вот он дал мне конверт. Хотите узнать, что внутри? Давайте посмотрим. (Открывает конверт) Какая-то карта и письмо. Кто умеет хорошо читать, помогите прочитать письмо.
Дети. «Здравствуйте, ребята. Я приходил к вам в гости. Но вас никого не было. Было темно и тихо. Поэтому сюрприз я спрятал, а вы попробуйте найти его в вашей группе. Для помощи оставлю вам карту. Удачи! Знайка».
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, когда к нам мог прийти Знайка? Почему нас не было?
Дети. Ночью. Ночью все спят дома, в группе никого нет. Поздно вечером. После того, как все дети и воспитатель уходят домой. Рано утром, когда в группе никого еще нет. Мы еще все дома, собираемся в детский сад.
Воспитатель. Знайка, наверно, специально выбрал такое время, когда нас нет в группе, чтобы спрятать свой сюрприз. Хотите найти сюрприз? Тогда внимательно изучите карту. (Дети изучают карту).
Как вы думаете, что обозначает крестик?
Дети. Место, где спрятан сюрприз.
Воспитатель. Что на карте изображено в форме прямоугольника?
Дети. Столы.
Воспитатель. Почему вы решили, что это столы?
Дети. Стол прямоугольной формы. На карте их много, и в группе их много. На карте расположены они около стенки с окном, и наши столы расположены около стенки с большим окном. Это столы, за которыми мы сидим.
Воспитатель. Теперь внимательно посмотрите, где нарисован крестик, определите это место в групповой комнате. Но прежде чем идти к сюрпризу, необходимо сказать, где он находиться.
Дети. Рядом с аквариумом.
Воспитатель. Правильно, рядом с аквариумом. А теперь проверьте, правильно ли вы отгадали? (Дети находят сюрприз).
Ну что, нашли? Значит, правильно «прочитали» карту? Молодцы. Этот сюрприз для вас. Знайка и Незнайка вам его дарят.
А теперь сядьте за столы. И посмотрите, что вам принес Незнайка.
(Дети вытаскивают из коробочки календарики. Каждый берет по одному календарику).
Дети, вы знаете что это?
Дети. Календарь.
Воспитатель. Дети, а что вы можете рассказать о календаре? Что это такое? Зачем люди придумали календарь? И для чего календарь может понадобиться вам в центре управления полетом волшебной космической ракеты? (Воспитатель выслушивает ответы детей).
В календаре мы можем сразу увидеть целый год: посчитать, сколько месяцев в году, сколько недель в месяце, сколько дней в неделе, сколько дней в месяце. Всего в году 12 месяцев. Для того, чтобы легче было определить месяц и число, люди придумали календарь. Календарь – это вот такая таблица, где выписаны все месяцы и обозначено, сколько в каждом месяце дней.
У кого дома на стене висит календарь? Где видели календари? Какие бывают календари? (Дети делятся своими представлениями о календарях).
Найдите первый месяц. Как он называется? Какое это время года? Сейчас какой месяц? Найдите октябрь на календаре. Давайте хором посчитаем, какой он по счету в году.
(Дети хором считают месяцы, показывая и на календаре).
Обведите октябрь месяц карандашом. Посмотрите, все календари построены так, что сразу видна неделя (столбик, и сразу видно, сколько полных недель в месяце (столбик – неделя). Сосчитайте сколько недель в октябре. Как вы догадались, что 4 недели?
Дети. 1 столбик – это неделя, в октябре – 4 столбика, значит, 4 недели.
Воспитатель. Сосчитайте, сколько же дней в неделе?
Дети. 7.
Воспитатель. Как вы думаете. почему 7? (Воспитатель выслушивает ответы детей).
В неделе 7 дней. Это число делится только на само себя или на единицу, вот его и назвали неделя. Однако есть и другое мнение. Неделей на Руси называли – воскресенье. А почему именно выходной назвали неделей? Догадались? В выходной надо отдыхать, ничего не делать, а после недели идет понедельник – 1-й день, вторник – 2-й день и т. д.
Число 7 всегда считалось числом магическим, числом счастливым, наверное, поэтому наши предки объединили в неделю именно 7 дней, чтобы это счастливое число всегда было с нами.
Как расположены дни недели в календаре?
Дети. Столбиком.
Воспитатель. Найдите в календаре вторую неделю календаре октября. Как вы это определили, что это вторая неделя октября?
Дети. Второй столбик слева – это вторая неделя.
Воспитатель. Сейчас идет вторая неделя октября. Скажите, какой сегодня день недели?
Дети. Четверг.
Воспитатель. Найдите сегодняшний лень в календаре. Какое сегодня число? Какое число будет завтра? Какой завтра будет день недели?
А теперь посмотрите сюда. Это дуб, на нем 12 веток, на каждой ветке – по 4 гнезда, в каждом гнезде – по 7 птенцов. У каждого птенца одно белое крыло другое черное. На этой большой картине – необычная загадка о времени. Как вы думаете что это может означать?
(Воспитатель выслушивает версии детей).
Это модель года. Дуб - это год. 12 веток - это 12 месяцев, 4 гнезда на каждой ветке – это 4 недели в каждом месяце, 7 птенцов в каждом гнезде – это 7 дней. Каждый птенец – это день. А как вы думаете, почему у птенцов одно крыло черное, а другое – белое?
Дети. Это день и ночь.
Воспитатель. Молодцы сообразили. А как вы думаете, что длиннее, день или неделя?
Дети. Неделя, так как в неделе 7 дней.
Воспитатель. Да, это мы можете увидеть на календаре. Неделя – это целый столбик, а день – небольшая часть столбика. А как вы думаете, что длиннее месяц или неделя?
Дети. Месяц длиннее недели, в нем 4 полных недели.
Воспитатель. Правильно. Посмотрите на календарь. Неделя – это часть месяца, всего лишь столбик. А в целом месяце – 4 столбика.
А в какой день недели Незнайка улетит на луну?
Дети. Сегодня. В четверг.
Воспитатель. Незнайка, а ты надолго хочешь лететь на Луну: на месяц, на неделю, или на день?
Незнайка. На неделю. За один день я ведь ничего не успею посмотреть.
Воспитатель. Ребята, давайте по календарю определим, когда Незнайка вернется на Землю, в какой день недели?
Дети. Через неделю в следующий четверг.
Воспитатель. Будем ждать его в гости. Ну, а теперь последнее Незнайкино задание. Если вы с ним справитесь, то он, действительно, сегодня, в четверг, сможет полететь на Луну. Вы готовы? Посмотрите у вас на столах лежат карточки, на них написаны цифры. Напомните Незнайке, что обозначают цифры.
Дети. Цифры обозначают число, количество предметов, звуков, движений.
Воспитатель. Незнайка будет показывать вам картинки, вы должны посчитать про себя, сколько на них предметов и поднять карточку с соответствующей цифрой.
(Незнайка показывает картинку с изображением 9 предметов).
Какую цифру вы показываете?
Дети. Цифру 9.
Воспитатель. Почему вы показываете именно эту цифру?
Дети. На карточке нарисовано 9 предметов. А цифра 9 обозначает число девять.
(Предлагается 3-4 картинки. 1-2 раза кому-то из детей воспитатель предлагает ответить на вопрос, почему они подняли эту цифру).
Воспитатель. Молодцы, дети, вы правильно определили количество изображенных на карточках предметов и обозначали его соответствующей цифрой. Сумеете ли вы обозначить соответствующей цифрой количество звуков? Незнайка предлагает вам закрыть глаза, внимательно послушать звуки и выполнить следующее задание: поднять карточку с цифрой, обозначающей количество хлопков. Я думаю, не стоит напоминать вам о честности. Если кто-то будет подсматривать, мы подведем Незнайку, и он не сможет полететь на Луну. Готовы к выполнению задания? Вы закроете глаза, а я буду хлопать в ладоши.
(Воспитатель хлопает в ладоши, топает ногой определенное количество раз, дети определяют количество звуков и поднимают соответствующую карточку с цифрой).
Молодцы! Честность, умение считать звуки про себя, знание цифр помогли справиться с заданием блестяще. И он поднимается на последнюю волшебную ступеньку ракеты. Благодаря вам, Незнайка сможет отправиться в путешествие на Луну сегодня же. Перед своим полетом Незнайка хочет сегодня особо похвалить …., …., …., (имена детей) за то, что они не только правильно выполняли все задания, но и учили его спокойно, грамотно доказывать свое мнение. Он говорит вам «спасибо». И на прощание Незнайка хочет узнать, что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?. Какие задания вам оказались трудными?. Что вам удавалось легко и почему?. Что вам больше понравилось больше всего на занятии?. Все ли у вас получилось сегодня?
(Дети делятся своими впечатлениями о пройденном занятии).
А теперь торжественный момент: Незнайка садится в свою волшебную ракету.
Незнайка. До свидания, ребята! Спасибо, что помогли мне сегодня отправиться в путешествие на Луну. Обратно я прилечу на Землю ровно через неделю. В следующий четверг ждите меня в гости. Отметьте этот день на своих календарях, чтобы не забыли о предстоящей нашей встрече. Я вам обязательно расскажу, что интересного я увижу на Луне.
Воспитатель, дети. Доброго пути, Незнайка, и до новых встреч!