Евгения Лаппо
Эффективное использование игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра не пустая забава.
Она необходима для счастья детей,
для их здоровья и правильного развития»
Д. В. Менджерицкая
Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов. В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется, как ведущий вид деятельности, который возникает не путем спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Игра является составной частью педагогических технологий.
Темочки:
Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических подходов: формы, методы, способы, приёмы и средства.
Игровая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр, формы взаимодействия педагога и детей через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля). Главное не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Цель игровой технологии:
Создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.
Задачи:
Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.
Игровые технологии дают ребёнку:
социальные роли;
быть лично причастным к изучаемому явлению;
прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях»;
возможность «примерить» на себя важнейшие.
Руководство педагога при организации игровой технологии должно соответствовать требованиям:
выбор игры;
предложение игры;
объяснение игры;
игровое оборудование;
организация игрового коллектива;
развитие игровой ситуации;
окончание игры.
Достоинства игровых технологий:
игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы детей – внимание, восприятие, мышление, воображение;
игра, востребовав полученные знания, повышает их прочность;
происходит повышение интереса к изучаемому объекту практически у всех детей в группе;
игра позволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего дети получают прочные, осознанные и прочувствованные знания.
Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра в этом возрасте является ведущей деятельностью в этот период. Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и ребёнка, которые происходят через реализацию определённого сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение) и тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
С помощью игровых технологий развиваются творческие способности ребенка, творческое мышление и воображения. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры - придумки, игры – фантазирования. Если с детьми занимаются игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением, легче переносить запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, более «пристойно» выражают гнев, избавляются от страха. В их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением отношений людей. В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств используются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками.
Используя в педагогическом процессе народные игры, воспитатели не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они одновременно приобщают воспитанников к народной культуре. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада.
Театрально-игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребёнка.
Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей.
Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.
Понимая, что игра – это важный вид деятельности в дошкольном возрасте, мы стараемся организовать ее так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное детство, мог получить знания, умения и навыки, которые он пронесёт через всю жизнь. И от того, как мы его научим передавать взаимоотношения между людьми, так он и будет строить реальные отношения. Мы в соавторстве создали дидактическое пособие «Многофункциональное дидактическое панно «Мир вокруг нас» Данное пособие будет полезно для детей дошкольного возраста, педагогов и родителей. Пособие можно использовать, как на занятиях, так и в игровой деятельности детей. Дидактическое панно представляет собой ковролиновую основу с закрепляющимися на ней фетровыми элементами. К фетровым элементам приклеены липучки для легкого удобного крепления на ковролиновую основу. Благодаря красочным фетровым деталям и их разнообразию, ребенку легко и приятно погружаться в сказочный мир, где обитают различные животные, звери, насекомые и происходит много интересных событий.
Цель: Всестороннее развитие речи, внимания, памяти детей дошкольного возраста, формирование познавательного интереса детей к окружающему миру.
Работа с пособием направлена на:
– закрепление знаний детей о природе и характерных признаках времени года, о животном и растительном мире;
– развитие связной речи, закрепление умения составлять небольшие предложения и рассказы;
– развитие психических процессов (мышления, воображения, памяти, внимания, восприятия;
– развитие познавательных и творческих способностей;
– на облегчение усвоения материала с опорой на наглядность;
– совершенствование лексико-грамматических категорий языка;
– развитие сенсорных способностей.
Методические приемы работы с пособием: беседы, рассматривание, чтение стихов и рассказов о животных, птицах, растениях, составление коротких рассказов, отгадывание загадок, дидактические игры.
Варианты использования панно:
– проведение д / и, например «Времена года», «Угадай загадку, покажи мне отгадку», «Кто живет в лесу», «Чей малыш», «Вверху-внизу» и т. д. ;
– можно использовать в качестве наглядного пособия при рисовании, аппликации, лепки;
– ознакомление детей с русским фольклором, например: рассказывая детям сказку (особенно младшему и среднему дошкольному возрасту, необходима наглядность. Так ребенку легче запомнить сюжет, а герои предстают в более ярком свете. Поэтому именно здесь наше «панно» является просто незаменимым, ведь действия многих сказок происходят в лесу. Куда интереснее видеть, как герои сказок попадают в красочный обитаемый лес.
Дополнительно к пособию подобраны тематические картинки и карточки: птицы: зимующие и перелетные; фрукты, картинки с сезонными явлениями и признаками; набор картинок и фигурок для работы с предлогами; наборы картинок и фигурок с произведениями из фольклора.