ирина огурцова
Из опыта работы «Использование игровых технологий в воспитательной работе с учащимися с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Как мы знаем, существуют разные виды деятельности: учёба, труд, игра, общение, творчество. Игра среди видов деятельности занимает немаловажное место.
Игра – это общение, познание окружающего мира и изменение его, это труд по душе, труд в удовольствие, добровольный, непринуждённый. Так стоит ли отказываться от игр? Ведь их существует огромное множество на все случаи жизни. В. И. Даль собирал не только словарь русского языка, но и игры в России. Игровые технологии считаются в современной педагогике и психологии инновационными. Они проверены на опыте в течение десятков лет. Доказана их нужность и полезность.
Публикация «Из опыта работы „Использование игровых технологий в воспитательной работе с учащимися с ОВЗ“» размещена в разделах
Каким бы не было по сложности упражнение, задание, урок, внеклассное занятие, классный час, наши воспитанники всегда оживляются, если им предлагается поиграть. И даже в 7 классе ребята с удовольствием играют в разные игры: интеллектуальные, спортивные, подвижные, театрализованные. Особое внимание я уделяю играм, направленным на сплочение классного коллектива.
1. Актуальность представления педагогического опыта.
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально- культурных ценностей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С. А. Шмакову):
1) свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;
2) творческий, в значительной мере импровизированный, очень активный характер этой деятельности;
3) эмоциональная приподнятость этой деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т. п. ;
4) наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую или временную последовательность ее развития.
Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревнования, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно- рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях.
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», «Умники и умницы» и др.)
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные, интеллектуальные (умственные, трудовые, социальные и психологические.
Обширна технология педагогических игр по характеру игровой методики. Важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, имитационные и игры- драматизации.
Спектр целевых ориентаций:
а) дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков ; развитие трудовых навыков.
б) воспитывающие: воспитание самостоятельности воли, формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических, мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
в) развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности.
г) социальные: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль; обучение общению; психотерапия.
Практически любая игра познавательна. Однако существует особый вид игр, основанных на целенаправленном развитии, обогащении интеллекта, на передаче важных сведений, информации о мире.
2. С древности игра использовалась как средство обучения детей.
Бесспорно, учение не простой труд, но труд в сущности радостный, т. к. приобщает к новому, неизведанному, интересному; не случайно в последние годы возникло понятие «учение с увлечением». И этот труд большинство педагогов делают еще более трудным, отказываясь от формулы «играя, обучай». В игре ребенок с большим интересом и охотой выполняет то, что ему кажется очень трудным и неинтересным. Одним из первых об этом сказал практик и реформатор школы, педагог В. А. Сухомлинский: «… Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве… через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка…».
А. И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр : игры – путешествия, игры – поручения, игры – предположения, игры – загадки, игры – беседы.
Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач.
Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе данных игр лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
Игры – предположения (что было бы…). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
Игры – загадки. В их основе лежит проверка знаний.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
Игры – беседы. В их основе лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных мыслительных процессов, она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредотачивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется темой, содержанием игры. Игра, в свою очередь, должна соответствовать возможностям усвоения интереса детей и свертывания игровых действий.
Очень любят наши дети такие игры, которые направлены на сплочение коллектива. В своей работе использую такие игры, как «Алфавит», «На льдине», «Перейди бревно», «Волшебный клубочек», «Поздороваемся» и др.
Любим играть в разные подвижные и спортивные игры, участвуем во всех школьных соревнованиях, а также параолимпийских играх в школе и в городе Видное.
Наша любимая развивающая игра «Нарисуй, объясни, покажи». Используем карточки с заданиями.
Подведение итогов (результат) – проводится сразу после окончания игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровые задания, определение команды – победительницы. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.
Замечено, что в первых играх не всегда всё получается. Но так и должно быть. Игры – это всегда учёба, труд. Если ребёнку нравится игра, то он её повторит десятки раз. Уважаемые педагоги! Играйте с детьми! Игре все возрасты покорны!