Светлана Смирнова
Использование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТРИЗ - ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.
Публикация «Использование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Старший дошкольный возраст – это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.
Основными целями ТРИЗ-образования для дошкольников являются :
* формирование связной речи на основе активизации творческого мышления для познавательно-исследовательской и изобретательской деятельности; * развитие творческих способностей;
* формирование качеств творческой личности.
Достижению этих целей способствует решение следующих задач:
- осуществление системного подхода в ознакомлении детей с человеком и миром
- формирование системного мышления;
- воспитание интереса к собственным открытиям через поисковую и исследовательскую деятельность.
- развитие творчества, воображения в разнообразной изобразительной деятельности.
При решении триз-задач используются следующие приемы :
– графическая аналогия – умение обозначать каким-либо символом реальный образ или несколько образов, выделив из них общие признаки;
– эмпатия – отождествление себя с рассматриваемым или отождествляемым предметом,
Вхождение в роль кого-либо или чего-либо;
Ребёнок не только понимает, но и сам может изобразить мимикой и жестами различные эмоциональные состояния, объяснить их словами.
– мозговой штурм – умение давать большое количество идей в рамках заданной темы и выбор оригинального решения задачи;
– морфологический анализ – умение давать разные варианты ответов в рамках двух показателей, производить оценку идей и детализировать удачные ( Пример: "книга" -хорошо - из книг узнаешь много интересного, плохо - они быстро рвутся. " дождь - хорошо - поливает растения, плохо - можно вымокнуть.)
– каталог – умение связывать в единую сюжетную линию наугад выбранных героев и их действия
– приемы типового фантазирования – умение делать фантастические преобразования как самого объекта, его свойств, составляющих, так и места функционирования, обитания с помощью приемов, заданных педагогом;
– метод фокальных объектов (МФО) – подбор нетипичных свойств предмету, представление их и объяснение практического назначения нетипичных свойств. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать новое фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться. Например : "Левообезьян". Его родители - лев и обезьяна. Живёт в жарких странах. Быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ.
Можно применить следующие игры:
Игра “Да-Нетки” или “Угадай, что я загадала”
Например: воспитатель загадывает слово “Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон, воспитатель отвечает только “ да” или “нет”, пока дети не угадают задуманное.
Игра “Наоборот” или “перевертыши” (проводится с мячом).
Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить - разрушать выход - вход,.)
Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов
Пример “Помоги Золушке”
Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?
Ответы детей: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустой бутылкой; или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тесто маленькими кусочками, а потом чем – нибудь тяжелым прижимать.
Основной этап работы педагога - тризовца - это работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок на основе уже известных детям, так называемый коллаж из сказок. (Примером могут служить всем известные " Машины сказки", " Машины страшилки".)
Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.
В развитии мыслительной деятельности дошкольников особую роль играют занимательные задачи и развивающие игры, способствующие развитию творческого и самостоятельного мышления, рефлексии, а в целом – формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе.
Подготовительный этап можно начать с игровых упражнений типа “Дорисуй”,
“Дострой”, “Составь картинку из геометрических фигур”,
“На что это похоже?”, “Найди сходства”, “Найди различия”.
Для дальнейшего развития творчества, воображения, самостоятельности, внимания, сообразительности предлагаются задания со счетными палочками.
Сначала простые (построй домик из 12 палочек, затем посложнее (какую палочку надо преложить так, чтобы домик смотрел в другую сторону).
На основном этапе целесообразно использовать игры – головоломки (арифметические, геометрические, буквенные, со шнурками, шахматы; сочинять загадки и составлять и отгадывать кроссворды. Такие задания очень нравятся детям, они поднимают эмоциональный настрой, учат сосредотачиваться, проявлять умственную активность.
Обучать детей классифицировать, устанавливать причинно – следственные связи помогают игры – упражнения: “Что лишнее?”, “Что вначале, что потом?”, “Какую фигуру надо поставить в пустую клетку?”
При подготовке детей к школе целесообразно использовать упражнения и задачи :
на общее развитие;
на проверку инерции мышления;
на использование приемов фантазирования.
Таким образом, результативность проводимой работы по использованию приёмов ТРИЗ - технологий соответствует высказыванию Л. С. Выготского о том, что " педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать к жизни процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития".