Лучший педагог года

Консультация для воспитателей на тему «Использование новых игровых технологий в речевой работе с детьми»

Ольга Ингелевич
Консультация для воспитателей на тему «Использование новых игровых технологий в речевой работе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы

МДОУ «Детский сад №20 комбинированного вида»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для воспитателей на тему:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЧЕВОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ»

Подготовила: воспитатель высшей

квалификационной категории

Ингелевич Ольга Ивановна

Развитие речи у детей дошкольного возраста остается главной проблемой в современной педагогике и психологии и на сегодняшний день особенно актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания.

Публикация «Консультация для воспитателей на тему „Использование новых игровых технологий в речевой работе с детьми“» размещена в разделах

В настоящее время в дошкольном образовании для развития речи детей широко применяются игровые технологии, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников Как утверждает В. С. Мухина «игра оказывает большое влияние на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения».

Игровая мотивация, как известно, доминирует над учебной, но, что особенно важно, на ее базе формируется готовность к обучению в школе.

Использование игровых технологий на всех этапах педагогического процесса решает проблемы снижения речевой активности детей, её низкую коммуникативную направленность. В игре дети естественным образом учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли, развиваются все компоненты речи.

Понятие "современные игровые технологии в развитии речи " включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Какие игры и игровые технологии мы используем с целью развития речи дошкольников.

Дидактическая игра является основным видом игр, используемых в работе по развитию речи. Дидактическая игра это многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. Таким образом, для развития речи детей дошкольного возраста рекомендуется использовать дидактические игры. В своей группе мы используем разнообразные дидактические игры:

Пальчиковые игры – Это инсценировка стишков, потешек, небольших сказок при помощи пальцев». Играя в пальчиковые игры мы решаем проблему развития мелкой моторики рук, что прямым образом влияет на речь детей через развитие речевых центров в ЦНС. Вместе с тем, мы способствуем развитию памяти, умению интонационно и рифмованно воспроизводить сопроводительные тексты. Для детей проговаривание стихов с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие

Для того, чтоб был наибольший эффект от таких упражнений необходимо работу по развитию движений рук проводить регулярно. Мы в группе проводим пальчиковые игры в разных режимных моментах – перед занятиями, вместо физминуток. У нас имеется картотека пальчиковх игр. Комплексы пальчиковых игр подбираем согласно лесическим темам. Проговаривая стихи одновременно с движениями пальцеврук у детей речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.

Вот самая простая игра

«Пальчики в лесу»

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем по очереди все пять пальчиков, сначала сами, затем вместе с ребенком)

Вышли пальчики гулять. (несколько раз сжимаем и разжимаем ладонь)

Этот пальчик гриб нашел (загибаем мизинец)

Этот пальчик чистить стал (загибаем безымянный палец)

Этот резал (загибаем средний палец)

Этот ел (загибаем указательный палец)

Ну, а этот лишь глядел! (загибаем большой палец)

Пальчиковые игры бывают традиционные и нетрадиционные.

Пальчиковые игры мы разнообразим с нетрадиционными предметами, такими как карандаши, шишки, массажными мячиками Су-джок и сопровождаем речью, стихами. Такие игры мы играем не только вместе, дети могут выполнять их самостоятельно,

Физминутки, цель которых, прежде всего, снять усталость у детей, также сопровождаются речью, способствуя развитию ритмичности речи, правильному звукопроизношению. Они вносят элемент эмоциональной разрядки, способствуют развитию общей моторики, вырабатывают чётко координированные действия с речью. Они хорошо сочетаются с дыхательной гимнастикой, которая способствует развитию правильного дыхания, необходимого для успешного формирования речевого аппарата. Дыхание – важнейшая функция организма, от которой зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Правильное дыхание способствует правильному формированию речевой, нервной и иммунной систем. Для развития дыхания ребенка мы используем дыхательные игры: сдуваем снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки; играем с султанчиками, вертушками; используем такое игровое упражнение, как «Загони мяч в ворота», «Приведи в движение уточку. (

Проводить дыхательную гимнастику в игровой форме детям очень нравится и они выполняют её с удовольствием. Цель дыхательной гимнастики – научить детей правильному вдоху и выдоху. Без игрового момента она скучна и непонятна дошкольникам. Но, стоит предложить им поиграть в дровосека, и вот они уже делают вдох носом и сильный выдох ртом. Или, например, пытаются силой выдыхаемого воздуха загнать гол в ворота друг другу, играя в аэрофутбол.

Артикуляционная гимнастика это комплекс специальных упражнений, направленных на укрепление органов речевого аппарата, для формирования правильного звукопроизношения, для постановки звуков. Артикуляционные упражнения помогают детям быстрее преодолеть речевые дефекты. Все упражнения проводим перед зеркалом в виде игры и чтобы ребёнок видел лицо педагога. В нашей группе артикуляционную гимнастику проводит логопед, а мы, воспитатели, на вечернем занятии по заданию логопеда, закрепляем со всеми разные упражнения, или индивидуально, в зависимости от постановки того или иного звука. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.

Чтобы ребенок занимался без принуждения, его необходимо заинтересовать: «Давай поиграем с язычком…» Проводятся упражнения эмоционально, в игровой форме.

При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается определённая последовательность, надо идти от простых упражнений к более сложным.

Например:

«Хоботок» - губы вытянуты вперёд трубочкой.

«Часики» - рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

«Качели» - движение языка: нос - подбородок.

Играя в подвижные игры мы используем речёвки, «зазывалки», считалочки, которые, также, способствуют развитию ритмичности произношения.

Играя в народные игры, дети запоминают тексты, включающие слова, редко используемые в современном мире, это вызывает эмоциональный отклик, радость и желание повторить игру снова и снова. В таких играх необходимо согласовывать движения со словами игры. А это способствует развитию ритмичности, скорости речи.

Наши дети любят играть в сюжетные игры. Такие игры играют особую роль в становлении будущего человека. Здесь дети учатся распределять роли между собой, согласовывать свои действия друг с другом, строить сюжетную линию. Сюжетно- ролевые игры развивают у детей и монологическую речь и диалогическую, с использованием сложных предложений, связок между предложениями, придерживаться заданной темы повествования. А, кроме того, способствуют раскрепощению и умению выступать публично, эмоционально, выразительно.

В нашей группе имеются много разнообразных настольно- печатных игр: - домино, лото, игры ходилки, пазлы и др. Играя в настольно-печатные игры с несколькими игроками, дети договариваются о соблюдении правил игры и очерёдности, умении правильно называть картинки, классифицировать их. Они используют не предметы, а картинки, изображающие предметы, действия, события.

Игры-драматизации, которые сопровождают ребёнка с самого раннего возраста, развивают творческие способности ребёнка, умение чётко проговаривать слова и звукоподражания, артистичность, пластичность речи, согласованности вокализации с мимикой и жестами. Сами эти игры формируют стойкий познавательный интерес детей к художественному слову, художественно-речевой деятельности. Это наиболее удачный способ привить каждому будущему школьнику любовь к чтению художественной литературы, умению образно мыслить, развивать фантазию и творческие способности к сочинительству.

Для развития связной речи детей, при обучении составлению рассказов, при пересказах сказок, отгадывании загадок, заучивании стихотворений мы используем мнемотаблицы-схемы. Мнемотехника это тоже вид игры, который облегчает запоминание и увеличивает объем памяти путем образования дополнительнх ассоциаций.

Мнемотаблицы можно изготовить самостоятельно и изображать графически практически всё- изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т. е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

К новым игровым технологиям для развития речи относятся ЛЭПБУКИ В него можно вложить не одну речевую игру. Дети играют с лэпбуком самостоятельно, можно индивидуально позаниматься или с небольшой группой детей для закрепления пройденной темы.

Зачастую у детей часто пропадает интерес на занятиях по развитию речи, отсутствует учебная мотивация. В таких условиях к нам в помощь приходит использование компьютерных технологий как один из источников мотивации. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы. Он позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать непосредственно образовательную деятельность более содержательной, интересной, привлекательной и по-настоящему современной.

Создавая и используя мультимедийные презентации на разные лексические темы и повышается эффективность работы.

Одним из главных достоинством использования мультимедийных презентаций является создания эмоционально положительного настроя у детей на занятия. Демонстрируемый материал в увеличенном виде привлекает внимание детей и заставляет сконцентрироваться на изучаемом материале. С помощью аудио-, видеороликов мы привлекаем внимание детей к речи, это может быть не только комментирование педагога, но и речь автора и персонажей (например, использование отрывков аудиосказок или стихотворного текста). Используя яркие, красочные изображения мы развиваем зрительные функции детей. На занятиях с применением мультимедийных технологий (слайдовые презентации, компьютерные игры) решаются такие задачи:

1. Активизация и обогащение словаря детей;

2. Совершенствование грамматического строя речи;

3. Развитие связной речи;

4. Развитие интонационной стороны речи;

5. Формирование правильного звукопроизношения;

6. Развитие высших психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление);

7. Подготовка к обучению грамоте.

Таким образом, использование мультимедийных технологий в работе с дошкольниками способствует всестороннему развитию ребёнка, в том числе речевому развитию, формированию познавательного интереса к окружающему миру.

К наиболее новым технологиям относятся такие игры, как квесты в познавательном и речевом развитии. Их цель, прежде всего, закрепить полученные ранее знания, быстро ориентироваться в ситуации, проявлять смекалку и находчивость, умение вести диалог друг с другом, стремиться к поставленной цели, распределять деятельность.

Квест – это игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки. Такую игру можно проводить в помещении или в группе помещений. Квест --- это командная игра. Идея игры проста – команда, или команды, выполняя различные задания, перемещаются из одного места в другое, а на этапе завершения игры получают ответ на основную загадку. Но изюминка организации такой деятельности состоит в том, что выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средство повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

В этих играх соблюдается чёткий алгоритм. Здесь формулируется цель игры – ради чего она планируется и чего следует достичь в результате.

Мотивация в квест-играх должна быть обязательна. На финише детей должен ожидать приз.

Идей для квестов может быть много, но самое главное – грамотно всё реализовать. Сценарий должен быть понятным, детальным, продуманным до мелочей.

. Участники игры учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать.

Также к новым разработкам в работе по речевому развитию относится Синквейн. Слово синквейн происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам.

Синквейн –указывают на большую помощь в постановке правильности и осмысленности речи для детей дошкольного возраста. Их могут составлять дети, которые ещё не умеют читать. Составление синквейна похоже на игру, ведь здесь присутствует сочинительство.

Дети, не умеющие читать, устно составляют его с вопросительными словами. О ком, о чём? Какие, какое, какая? Что делал? Что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определённому алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.

Например:

Кто? – кукла,

Какая? – красивая, нарядная,

Что делает? – сидит, стоит, улыбается,

Предложение – моя кукла самая красивая,

Ассоциация – игрушка.

Синквейн можно начинать использовать со второго полугодия в старшей группе., когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.

Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат. Это не противоречит образовательным программа ДОУ.

Дидактический синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей имеется уже достаточный словарный запас по ней. На первых порах планируется при составлении синквейна работа с детьми в парах, в малых группах и только потом индивидуально. Необходимо поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.

Задания для детей на составление синквейна могут быть различными:

к одному слову-предмету по лексической теме;

к разным словам-предметам, связанных между собой лексической темой;

составление короткого рассказа по готовому дидактическому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав этого синквейна;

коррекция и совершенствование готового синквейна;

анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части.

Чем выше уровень речевого развития ребёнка, тем интереснее получаются синквейны. Это сложная и плодотворная работа, но созданные детьми стихотворения нередко становятся «изюминкой» непосредственной образовательной деятельности.

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Синквейн необходимо составлять только на хорошо изученные темы и обязательно показывать образец.

Ещё один вид игровой современной технологии по формированию связной речи у старших дошкольников - кейс-технология.

Название кейс-технология получила от латинского «casus» -- запутанный, необычный случай, а также от английского слова «case» -- портфель, чемоданчик.

Кейс-технологии используют описание реальных социальных ситуаций. Сначала с детьми нужно проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить различные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у детей новых качеств и умений для развития связной речи. Главное её предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.

Технология метода заключается в том, что разрабатывается или подбирается конкретная ситуация, ставится комплекс вопросов или задач, разворачивается дискуссия.

С дошкольниками используют три вида кейсов:

кейс – текстовая информация, представляется в устном изложении (это могут быть различные отрывки литературных произведений, стихи);

Кейс-иллюстрация – это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.

Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, воспитывают чувства, усиливают потребность в общении с другими людьми.

А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей.

В начале непосредственно образовательной деятельности проводится предварительная работа с использованием таких методов и приёмов, как беседа, загадки, чистоговорки, дидактические игры в целях к подготовке к дальнейшему знакомству с текстом. Затем педагог знакомит с реальной ситуацией, т. е. считает текст или отрывок, а дети воспринимают данную ситуацию.

Далее следует показ первой кейс-иллюстрации. Педагог фиксирует внимание детей на яркой красочной иллюстрации и формирует положительное отношение к ситуации с помощью вопросов. Затем педагог помогает детям сформулировать проблему. Данная проблема обсуждается, предполагаются последствия того или иного действия, выбирается верное решение.

После этого демонстрируется вторая кейс-иллюстрация. Педагог задаёт вопросы и побуждает детей к высказыванию своего мнения. В обсуждении участвуют все желающие. После того, как все дети высказались, педагог ставит своей задачей формирование аналитических способностей детей путём обобщения материала. Воспитанники применяют полученные знания, переводя их в реальность.

кейс – фотографии.

Данная технология объединяет сложную деятельность и учебные задачи, которые обсуждаются, решаются детьми, осваиваются в ходе изучения. Использование на практике технологии «фото-кейс» с дошкольниками даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие сложности жизненной ситуации.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать доброжелательностью, умением осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любую выдумку и фантазию ребёнка. Только при этих условиях игра будет полезна для детей и атмосферы сотрудничества со взрослым.

Увлекательные игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач, успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к правильному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и точному запоминанию, способствует развитию связной речи, монологической и диалогической, активизирует словарный запас, расширяет его, учит правильному звукопроизношению.

Таким образом, использование игровых технологий помогает организовать работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объёме.

Список использованных источни

ков[/b]

1. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6лет: Кн. для воспитателя дет. сада / Под ред. Л. А. Венгера. - М. : Просвещение, 1988. - 144 с.

2. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - М. : Лабиринт, 1999. - 352 с.

3. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004.

4. Леонтьев А. Н., Запорожец А. В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. /Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. - М. : Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144с.

5. Лурия А. Р. Речь и интеллект в развитии ребенка. - М., 1997.

6. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры. — М., 1996. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников: методические рекомендации / И. С. Сергеева, Ф. С. Гайнуллова. - М. : КНОРУС, 2016. - 112 c

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьмиТак звучит тема моего самообразования в этом учебном году. И.

Использование игровых приёмов в логопедической работе с детьми с ОНР (Из опыта работы учителя – логопеда МБДОУ детский сад № 3 г. Славянска-на-Кубани М. В. Феняк) С каждым годом в процессе работы приходится.

Использование игровых технологий в НОД Весь путь развития дошкольного детства пронизан игрой. 1 слайд. Сухомлинский писал, что «игру недаром называют «ведущей» - именно благодаря.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель.

Из опыта работы «Использование игровых технологий в воспитательной работе с учащимися с ОВЗ»Из опыта работы «Использование игровых технологий в воспитательной работе с учащимися с ОВЗ» Как мы знаем, существуют разные виды деятельности: учёба, труд, игра, общение, творчество. Игра среди видов деятельности занимает немаловажное.

Консультация для воспитателей «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников» В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов.

Консультация «Использование новых подходов в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования»Консультация «Использование новых подходов в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования» Консультация для педагогов «Использование новых подходов в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования (технологическая.

Проект «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога с детьми» Актуальность: XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии все больше внедряются в различные.

Создание и использование игровых макетов в работе с детьми дошкольного возрастаСоздание и использование игровых макетов в работе с детьми дошкольного возраста Одним из перспективных способов развития интеллекта у дошкольников является макетирование. Макет служит как объектом и средством деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей на тему «Использование новых игровых технологий в речевой работе с детьми»
Опубликовано: 12 октября 2020 в 20:36
+207Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей на тему «Использование новых игровых технологий в речевой работе с детьми»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Ингелевич в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД