Валентина Косюк
Конспект занятия «Взаимосвязь погоды и основных явлений природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: Познавательное развитие.
Цели: Формирование системы знаний о природе, природных явлениях.
Задачи:
- Учить самостоятельно определять погоду, составлять прогноз, называть для этого специальные приборы (термометр, флюгер, осадкомер, снегомер, ветряной рукав); Показывать ее влияние на растительный и животный мир; Находить уже известные народные приметы в окружении. Закреплять и расширять знания детей о людях, которые предсказывают погоду. Развивать внимание, мышление, речь.
Публикация «Конспект занятия „Взаимосвязь погоды и основных явлений природы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Погода и природные явления
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Предварительная работа: Знакомство с метеоплощадкой, беседы о погоде, временах года, о погодных явлениях наблюдения за погодой на метеоплощадке, работа с календарем природы в группе, разучивание стихов о погодных явлениях, погоде, временах года, знакомство с народными приметами,
Рассматривание иллюстраций пейзажей времен года, картинок с изображением одежды, метеоприборов. Прослушивание музыки композиторов посвященной временам года. Наблюдения за сезонными изменениями в природе зимой, беседы о характерных признаках зимы.
Материал и оборудование:
Мультимедийный проектор, проекционный экран, ноутбук, презентация на тему «Зимние явления в природе», запись музыки для упражнения «Играем в снежки»
Картинки одежды для игры «Собираемся на прогулку», картина «Где ошибся Незнайка», снежинки для упражнения на дыхание.
Альбомные, тонированные (в голубой цвет) листы бумаги, кисточки, салфетки, гуашь.
Персонаж Незнайка, картинки – раскраски.
Ход НОД
I. Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, я рада видеть вас сегодня таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть он вам принесет радость и много новых интересных впечатлений.
Воспитатель: Я вчера прочитала очень интересную загадку, хотите я ее вам загадаю? (да)
Загадка.
Уверенный в себе, хоть неумейка,
И от природы он большой зазнайка,
Мальчик в шляпе голубой, любопытный и смешной.
Очень любит он мечтать, сочинять и рисовать.
А ну-ка угадать его сумейте,
Известен он под именем (Незнайка)
Воспитатель: Молодцы, конечно это Незнайка!
(стук в дверь)
Воспитатель: Ребята, к нам кто - то пришел!
(входит Незнайка)
Незнайка: Здравствуйте, ребята, вы меня узнали? (да)
Хорошо, что вы меня знаете, наверное, читали обо мне. (да) Помните, как я однажды хотел художником стать, но у меня ничего не получилось? Портреты, которые я нарисовал, никому не понравились? (да, помним)
Теперь я решил стать художником – пейзажистом, буду рисовать природу в разное время года. Вчера я нарисовал картину про зиму. Шел мимо вашего детского сада, услышал, свое имя и решил показать её вам. Хотите ее посмотреть?
(да, хотим)
(показывает картину)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, правильно изобразил зиму Незнайка на своей картине? Где он ошибся?
(дети находят ошибки и называют их)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему Незнайка сделал столько ошибок в своей картине?
(он не знает зимние явления природы, он не умеет наблюдать за погодой и т. д.)
Воспитатель: Правильно, ребята, каждое время года имеет свои отличительные погодные явления природы, а Незнайка не знает эти сезонные явления и поэтому он сделал столько ошибок. А вы хотите ему помочь? (да)
Воспитатель: Знаете, ребята, я думаю, это очень хорошо, что Незнайка сегодня попал к нам. Если ты, Незнайка, будешь сейчас внимательно слушать и запоминать, все что будут говорить и делать дети, ты обязательно научишься наблюдать за погодой, погодными явлениями и тогда ты будешь рисовать так, что всем понравиться. Устраивайся рядом и внимательно слушай.
Воспитатель: Давайте ребята, расскажем и покажем Незнайке, какие признаки зимы вы знаете, что бывает зимой?
Слайд – 1- 7 «Признаки зимы»
(Зимой выпадает снег, становится холодно, реки и озера покрываются льдом, зимой дни становятся короче, а ночи длинней, рано темнеет, солнце светит редко и почти не греет, дуют холодные ветра, люди надевают теплую одежду)
Воспитатель: Незнайка, а пословицы о зиме ты знаешь?
Незнайка: Нет не знаю!
Воспитатель: Ребята, расскажем незнайке пословицы о зиме? (да)
Слайд -8 – 13 «Картинки к пословицам, поговоркам»
Мороз не велик, да стоять не велит.
Спасибо мороз, что снегу нанес.
Береги нос в большой мороз.
Декабрь – год кончает, а зиму начинает.
Много снега – много хлеба.
Февраль- месяц лютый, спросит: в чем обутый?
Воспитатель: Незнайка, вот дети сказали, что зимой люди надевают теплую одежду. И пословицу рассказали
«Февраль - месяц лютый спросит, в чем обутый?» А тебе не холодно? Сейчас зима, а ты раздетый.
Незнайка: Зимой ничего не надо надевать, только майку, шорты и босоножки. Я одет по погоде.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на одежду Незнайки, он одет по погоде? (ответы детей)
Воспитатель: - Так, как одет Незнайка, одеваются, в какое время года? (летом)
Воспитатель: Незнайка, разве ты не знаешь, что для каждого времени года существует своя одежда.
Незнайка: Да, а я и не знал!
Воспитатель: - Ребята, вы хотите показать Незнайке, какую одежду нужно надевать зимой? (да)
(дети садятся за столы) Д/и «Собираемся на прогулку»
Незнайка: (рассматривает картинки, выбранные детьми)
- Спасибо ребята, вот теперь я понял, какую одежду мне нужно было надеть сегодня.
Воспитатель: Молодцы, вы все правильно выбрали зимнюю одежду, а в какие игры – забавы, мы можем поиграть зимой на прогулке?
(играть в снежки, строить снежные крепости, горки, кататься на санках, коньках, лыжах)
Воспитатель: Правильно, а хотите сейчас поиграть с Незнайкой в снежки? (да)
Музыкальное упражнение: «Играем в снежки»
Воспитатель: Незнайка, ты, о чем задумался?
Незнайка - А, как же мне узнать, что надеть завтра на прогулку?
Воспитатель: - Ребята, подскажете Незнайке, что нужно знать, чтобы правильно подготовить одежду на завтра? (нужно знать какая будет погода)
Незнайка: - А, как узнать, какая будет погода?
(узнать прогноз погоды)
Незнайка: - А, что это такое? Прогноз погоды? Где его можно узнать?
Воспитатель: - Ребята, вы можете подсказать Незнайке, где можно узнать прогноз погоды?
(спросить у родителей, послушать дикторов радио и телевидения, прочитать в газете, посмотреть в интернете, телефоне, посмотреть в окно нет ли ветра, дождя, снега, посмотреть на термометр, самим наблюдать за погодой по дороге в детский сад и домой и т. д.)
Незнайка: - Вот спасибо, дети я теперь тоже буду следить за прогнозом погоды и буду знать, что мне надеть и брать ли с собой зонтик.
Воспитатель: - Незнайка, а ты знаешь, как называется профессия людей, которые составляют прогноз погоды?
Незнайка: Нет, не знаю.
Воспитатель: А, вот наши дети знают. (Синоптики) они даже стихотворение знают об этой профессии, ребята, кто хочет рассказать стихотворение «Синоптики» (дети по желанию читают стихотворение)
Синоптики.
Он нам всем передаё т: Осторожно, гололёд! Снег пойдёт с утра, возможно, будьте очень осторожны! Минус семь, восточный ветер. Надевайте шубы, дети! К вечеру – внимание! Ждём похолодание».
Слайд – 14 - 15 - «Метеостанция»
Воспитатель: - Синоптики с помощью приборов днем и ночью следят за состоянием погоды : направлением ветра, температурой воздуха, состоянием неба и солнца.
- а для чего нужны синоптикам эти белые будки, и как они называются?
(это - метеобудки – они служат для размещения приборов, защиты их от осадков, сильного ветра и солнца)
Воспитатель: - А, какие приборы нужны синоптикам для работы?
Слайды – 16 – 20 «Метеоприборы»
Термометр – с его помощью определяют температуру воздуха. Флюгер - с его помощью определяют стороны света и направление ветра.
Дождемер – с его помощью измеряют количество осадков, выпадающих в виде дождя, снега, града.
Ветряной рукав или вертушка – определяет силу ветра.
Снегомер — инструмент для измерения высоты снежного покрова.
Воспитатель: - Почему люди хотят знать, какая будет погода?
(для того, чтобы знать, как одеться, чтобы не замерзнуть, или наоборот, чтобы не было жарко, чтобы не промокнуть, не быть унесённым ветром, чтобы знать, брать с собой зонт или нет и т. д.)
Воспитатель: Правильно ребята, молодцы, а хотите поиграть в игру «Природные явления» (ответ детей)
Д/ игра «Природные явления» (вос-ль читает загадку, дети отгадывают и на экране появляется ответ)
Слайд: - 21 – 30
1. Лёгкий, белый и пушистый, а на солнышке искристый, лишь зимой у нас бывает и в ладошке быстро тает.
(Снег)
2. Кто зимой метет и злится, дует, воет и кружится,
стелет белую постель? Это — снежная (Метель)
3. Под ногами все куда-то ускользает и плывет.
И смешно, и страшновато: На дороге … (Гололед)
4. В белом бархате деревня - и заборы, и деревья.
А как ветер нападет, этот бархат опадет. (Иней)
5. Летит, а не птица, воет, а не зверь.
Тучи нагоняет, воет, задувает.
По свету рыщет, поет да свищет. (Ветер)
6. Побелело на ночь всюду, а у нас такое чудо!
За окошком двор исчез, там волшебный вырос лес (Морозные узоры).
7. Почему зимой капель? потому что (оттепель).
8. Серебристая Морковка прицепилась к крыше ловко.
Уцепилась за карниз и растёт зимою вниз.
(Сосулька)
9. Что за звездочки такие на пальто и на платке —
Все сквозные, вырезные, а возьмешь — вода в руке? (Снежинки)
Воспитатель: - Молодцы, ребята, а посмотрите, сколько красивых снежинок у нас. Хотите превратиться в ветерок? (да)
Как подует ветерок, так закружится снежок. (Делаем глубокий вдох через нос, плечи не поднимаются, выдыхаем через рот, медленно и долго.)
- Ой, после снежинок ручки у нас замёрзли, давайте их согреем, подуем на них тёплым воздухом.
Воспитатель: Раньше не было прогноза погоды и люди, наблюдали за растениями, поведением животных, птиц, по ночному небу и замечали, что часто происходят совпадения особенно зимой, люди следили за погодой и создавали приметы, которые помогали предсказать заморозки, метель и т. д.
Приметы, которые создавали люди, назывались «Народными приметами»
А, вы знаете народные приметы?
Народные приметы:
Слайды – 31 –43 «Картинки к народным приметам»
Яркие звезды – к морозу.
Иней на деревьях – к морозам, туман – к оттепели.
Если вороны вьются в воздухе – будет снег, садятся на снег – к оттепели, садятся на верхушки деревьев – к морозу.
Воробьи перелетают с места на место – перед сильным ветром.
Морозный январь урожайный год.
Зима морозная – лето жаркое.
Зимой собаки валяются в снегу – быть метели.
Утром кричат синицы – к морозу.
Дым столбом – к морозу.
Кошка прячет нос к похолоданию.
Если кошка зимой ложится ближе к батарее - ждите сильного мороза.
Воспитатель: - Ребята, а вы хотите показать Незнайке, как вы умеете рисовать зимние погодные явления природы? (да)
(дети по желанию рисуют на тонированном, альбомном листе, одно из четырех погодных явления «Зимний, морозный, солнечный, день», «Снежный день», «Пасмурный, холодный, ветреный, день», «Дождливый день»,
и размещают работы на стенде)
Незнайка: (рассматривает рисунки, хвалит детей)
Молодцы, дети, я тоже теперь буду следить за погодой, явлениями природы, учить приметы, пословицы, поговорки, загадки о зиме и может тогда, у меня будут получаться правильные, красивые рисунки.
(дарит детям раскраски с изображением себя и своих друзей)
Незнайка: Вы ребята, просто класс, рад, что побывал у вас!
До свидания, в добрый час, к вам приду ещё не раз!
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами помогли Незнайке, и он был очень рад нашей помощи.