Ольга Касьянова
Проект «Огород на участке» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект на тему:
«Огород на участке»
во второй младшей группе
Наименование проекта: «Огород на участке»
Тип проекта: познавательно – исследовательский
Участники проекта: воспитатели, родители и дети
Сроки реализации проекта: июнь-август 2024
Постановка проблемы: у дошкольников не достаточно сформированы знания о культурах, выращиваемых на огородах. Проект «Огород на участке» поможет сформировать первоначальные представления о взаимосвязях в живой природе, условиях, необходимых для выращивания овощных культур на участке.
Цель проекта: развитие познавательного интереса через выращивание и уход за овощными культурами в уличных условиях.
Объект исследования: процесс выращивания овощных культур.
Задачи проекта для педагогов:
1. Организовать работу на участке для систематических наблюдений за овощными культурами;
Задачи проекта для родителей:
1. Активизировать позицию родителей как участников образовательных отношений
(в подготовке и оформлении огорода и клумбы на участке группы);
2. Оформить презентацию «Огород в картинках».
Задачи проекта для детей:
Обучающие:
Дать представление о выращивании растений из семян (свекла, морковка, лук, кабачок, салат) о зависимости их роста от условий (наличия влаги, света, тепла, почвы);
Способствовать развитию умения различать растения и его части: корень, стебель, листья, цветы, плоды, семена;
Учить наблюдать изменения в развитии растений, анализировать, находить сходства и различия; делать простейшие выводы;
Развивающие
Развивать связную речь, наблюдательность, восприятие, внимание, мышление, память, исследовательский интерес;
Способствовать развитию у детей коммуникативных навыков.
Воспитательные:
Воспитывать любознательность, трудолюбие, заботливое отношение к растениям, умение радоваться их красоте, результатам своего труда.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Что мы знаем о растениях? Что мы хотим узнать о них? Как мы это узнаем?
Могут пить.
Они растут.
У них есть листья.
Овощи можно есть. Почему растения растут?
Из каких частей оно состоит?
Как растение питается?
Зачем нам растения? Спросим воспитателя?
Спросим взрослого?
Прочитаем в книге и по телевизору?
Спросим у родителей?
Обучающиеся
• получат необходимые знания об условиях роста растений через опытнической деятельности;
• выявят в познавательно-исследовательской деятельности многообразие и разнообразие посевного материала (семян овощных культур);
• будет формироваться бережное отношение к миру растений;
• Формирование у детей уважительного отношения к труду.
У родителей:
Получат опыт совместной реализации проекта;
Конкретизируют педагогические знания о реализации работы на разных этапах проекта с детьми;
Формы работы: игровая, познавательно – исследовательская
Взаимодействие с детьми:
наблюдения,
беседы с рассматриванием картинок, схем, алгоритмов,
отгадывание загадок;
экспериментальная и опытническая деятельность,
чтение художественной литературы,
дидактические игры,
сюжетно-ролевые игры,
тематические прогулки,
оформление фотоальбома, Дневника наблюдений.
Взаимодействие с родителями:
индивидуальные беседы,
работа с родителями по реализации мероприятий проекта через сайт ОУ (раздел «Сидим дома с пользой»);
рекомендации,
наглядные информационные материалы,
выполнение творческих заданий.
Предполагаемые результаты:
Из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на участке, мы вырастим лук, свеклу, морковь, салат, кабачок и другие овощные культуры. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.
Оборудование и материалы для посадки растений и ухода за ними: ящики с землей, семена растений, совочки, лейки с водой, грабельки.
I. План-график мероприятий
Этапы реализации проекта:
1 Этап – Подготовительный (июнь-1 неделя)
2 Этап – Основной (практический- исследовательский) (июнь (со 2 недели) -август)
3 Этап – Заключительный (август- 4 неделя)
1. Подготовительный этап
• Выбор темы проекта
• Постановка цели и задач проекта, постановка проблемы.
• Определение последовательности выполнения работы по реализации мероприятий проекта.
• Выбор сюжета, в котором будет оформлен огород
• Подбор наглядного материала, Д / И, атрибутов к С / Р играм, оборудования, методической литературы и художественной литературы для детей.
• Подготовка посадочного материала (семян и рассады) и земли.
• Привлечение родителей, приглашение их к сотрудничеству, введение их в тему проекта.
2. Основной этап (июнь-август)
План реализации проекта
Сроки Взаимодействие с детьми Взаимодействие с родителями
ИЮНЬ
1неделя
1. Беседа с детьми на тему: «Что такое огород?»,
2. Д/И «Узнай на ощупь»;
«Угадай на вкус»
3. Трудовая деятельность: «Подготовка грядок на огороде к посеву семян и рассады овощных культур» Участие родителей в проектной деятельности (подготовка огорода на участке группы:
-рыхление почвы,
-посадочного материала (семян: гороха, моркови, свеклы, салата, инвентаря: совочки, лейки, грабельки.
2неделя
1. Беседа «Как растут овощи»
2. Рассматривание семян овощных культур: гороха, морковки, свеклы, салата.
3. Ситуативный разговор «Условия необходимые для роста растений»
(уход за посадками (растениями) и бережное отношение к всему живому).
4. Рассматривание схемы посадки семян растений морковки, свеклы и гороха.
5. Трудовая деятельность: совместный посев семян и полив.
6. Наблюдение за посевами в течение недели. Предложить родителям обучающихся, не посещающим учреждение поучаствовать в реализации проекта через рекомендации на сайте группы, в разделе «Сидим дома с пользой»
Предложить родителям обучающихся, не посещающим учреждение поучаствовать в реализации проекта через сайт группы и поиграть в игру «Угадай на вкус»
(положите на тарелку нарезанные овощи (огурец, морковь, помидор, зелень: лук и укроп; затем накройте салфеткой тарелку, предложите поиграть ребенку, закрыв глаза.
Вы вилочкой кладете овощ в рот ребенку, а он угадывает его на вкус).
3 неделя
1. Беседа «Волшебные семена», 2. Дидактическая игра «Чье семечко?»
Д / И «Чудесный мешочек» (с муляжами овощей).
Д / И «Отгадай загадку об овощах»
3. Совместная деятельность (аппликация по теме «Морковка для зайчика».
4. Наблюдение за посевами (в течение недели). «Состав почвы»
5. Трудовая деятельность: «Полив посевов овощных культур на огороде»
6. Работа в Дневнике наблюдений вместе с воспитателем (зарисовки изменений (появление первых листочков). Предложить родителям:
- рассмотреть Дневник наблюдений и подготовить его для наблюдений с детьми дома;
- выполнить аппликацию по теме «Морковка для зайчика» в совместной деятельности с детьми, воспользоваться предложенными материалами на сайте в разделе «Сидим дома с пользой»
4 неделя 1. Беседа «Как вода помогает растениям?» Знакомство детей с пословицами:
Лук с чесноком — родные братья.
Без капусты щи не густы.
Лук от семи недуг.
Горох да репа – завидное дело: кто ни идет, урвет.
2. Д / И «Овощи и фрукты»
3. Сюжетно–ролевая игра по проекту огород: «Магазин овощей»
4. Наблюдение за всходами (ежедневно). Работа в Дневнике наблюдений вместе с воспитателем (зарисовки всходов).
5. Трудовая деятельность: «Полив всходов овощных культур на огороде» Предложить родителям поиграть в подвижную игру «Горячая картошка»
Повторите с детьми поговорки и пословицы: Лук с чесноком — родные братья.
Без капусты щи не густы.
Лук от семи недуг.
Горох да репа – завидное дело: кто ни идет, урвет.
Запишите в дневнике наблюдений, что произошло с семенами, которые вы посадили (взошли, после поливки и тд.)
Подготовка атрибутов к С / Р
ИЮЛЬ
1 неделя
1 Беседа «Человек и растение»
2. Опытно-экспериментальная деятельность:
«Строение растений»,
«Рост и развитие растений»,
«Вода и росток»,
«Солнце и росток»,
2. Чтение худ. литературы: р. н. с. «Вершки и корешки»
3. Д/И: «Узнай на ощупь»,
4. Пальчиковая гимнастика «Овощи»
5. Наблюдение за растениями. Опыт – наблюдение за ростом: свекла, морковка, лук, кабачок, салат (ежедневно). Работа в Дневнике наблюдений вместе с воспитателем (зарисовки растений).
6. Трудовая деятельность: «Полив всходов овощных культур на огороде» Повторите с детьми из чего состоит растение: корень, стебель, листья.
Подготовка атрибутов к Д/И «Огород»
Поиграйте с ребенком в игру: «Магазин овощей», пусть ваш ребенок будет продавцом, а вы покупатель и на оборот.
2 неделя
1. Опытно-экспериментальная деятельность «Строение растений», «Размножение, рост, развитие растений».
2. Рассматривание книг, иллюстраций о культурных растениях; «Овощи и фрукты»
3. Рассматривание муляжей овощей и фруктов.
4. Лото «Парные картинки»
5. Наблюдение за растениями (ежедневно). Рассматривания алгоритма роста свеклы, морковки, лука, кабачка, салата. Работа в Дневнике наблюдений вместе с воспитателем (зарисовки развития растений).
6. Трудовая деятельность: «Полив всходов овощных культур на огороде» Рисунки родителей с детьми «Овощи и фрукты»
Проиграйте с детьми сценку «Однажды хозяйка с базара пришла»
Предложите ребенку рассмотреть картинки с изображением различных растений
3 неделя
1. Беседа «Культурные растения и их польза»
2. Рассматривание картинок, иллюстрации «Овощи, фрукты»
3. Пословицы и поговорки
«Без капусты щи не густы»
Заяц – трус, а и тот на капусту охотиться»
«Щей поел – словно шубу надел»
«Огород – для семьи доход»
4. Чтение худ. литературы: С. В. Михалкова «Овощи».
5. Пальчиковая гимнастика «Апельсин»
6. Дидактические игры «Подбери серединку к цветку», «Ягоды, овощи и фрукты», «С какой ветки детки»
6. Наблюдение за растениями «Строение растений», которые выросли на огородике на участке: свекла, морковка, лук, кабачок, салат. Разрыхление почвы, прополка сорняков
Изготовление памятки для родителей "Как приучить детей есть овощи и фрукты".
Повторите с ребенком пальчиковую гимнастику «Апельсин»
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька - для ежа,
Эта долька - для стрижа,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для бобра,
А для волка - кожура.
Он сердит на нас - беда!
Разбегайтесь кто-куда!
4 неделя 1. Рассматривание и обсуждение картин «В огороде», «В детском саду»
2. Составление описательных рассказов по картинам.
3. Опытно-экспериментальная деятельность: «Условия, необходимые для жизни растений»
4. Инсценировка «Однажды хозяйка с базара пришла»
5. Дидактические игры «Подбери серединку к цветку», «С какой ветки детки»
6. Наблюдение «Движение растений за солнцем в течение дня». Разрыхление почвы, прополка сорняков.
Предложите ребенку рассмотреть вместе с вами деревья, которые растут рядом с домом :
1. Из чего состоит растение: стебель, корни, листья
2. Для чего нужны растению: корни, стебель, листья,
АВГУСТ
1неделя
1. Беседы по теме «Значение овощей в жизни человека»
2. Наблюдения «Растут ли наши растения».
3. Опытно-экспериментальная деятельность:
«Сравнение плодов разных культур»
Пальчиковые игры «Пальчики в саду»
4. Сюжетно-ролевые игры «Садовники»
5. Коллективная аппликация «Свекла».
6. Полив грядок, клумб с цветами
Подготовка атрибутов к С/И «Садовники»
2 неделя
1. Беседы по теме «Овощи и фрукты – полезные продукты»
2. Наблюдение – опыт «Вода и растение»
3. Подвижно – дидактические игры «Бабочки и цветочки»
4 Подвижные игры и игровые упражнения «Съедобное - несъедобное»
5. Чтение художественной литературы. Стихотворения В. Волиной «Наша грядка»
6. Наблюдение за растениями, которые выросли на огородике на участке свекла, морковка, лук, кабачок, салат. Разрыхление почвы, прополка сорняков
Предложите ребенку вспомнить и назвать овощи и фрукты, и чем они полезны
Предложите прочитать стихотворение В. Волиной «Наша грядка»
3 неделя
1. Беседы по «Учимся беречь природу»
2. Пальчиковые игры «Капуста»
3. Настольно - печатные игры «Во саду ли, в огороде», «Четвертый лишний»
4. Чтение художественной литературы. Сказка «Репка»
5. Лепка «Редиски с грядки»
6. Наблюдение за растениями, которые выросли на огородике на участке: свекла, морковка, лук, кабачок, салат. Разрыхление почвы, прополка сорняков
Предложите ребенку слепить вместе любой овощ или фрукт
Поиграйте с ребенком в подвижные игры и игровые упражнения «Съедобное - несъедобное»
4 неделя
1. Беседа из личного опыта «Как я помогал в огороде»
2. Настольно - печатные игры ««Найди пару»
3. Чтение художественной литературы. Сказка «Вершки и корешки»
4. Разучивание хороводных и подвижных игр. Хороводные игры «Кабачок»
5. Сбор урожая с грядки. Совместно с родителями дети собирают созревшие овощи в заранее подготовленные ящики.
Поиграйте с ребенком в подвижные игры «Огуречик»
3. Заключительный этап август
Продукт проекта:
Сравнительный анализ кабачка и морковки.
1. Рассматривание морковки: Строение, форма, цвет, величина листьев и корнеплода. Какая морковка на ощупь, на вкус, какая снаружи, внутри?
2. Рассматривание кабачка: Строение, форма, цвет, величина листьев и овоща. Какой кабачок на ощупь, на вкус, какая снаружи, внутри?
3. Вывод: у этих растений разное строение, форма, величина. Они разные на вкус. У моркови в пищу употребляется – корнеплод, а кабачка созревает на поверхности земли.
Результаты.
Получили знания, научились различать овощные культуры.
Посадили морковку и кабачок.
Провели праздник, представили результаты своего труда.
Вывод: Дети открыли для себя много интересного, расширили свой кругозор.
Презентация фотоальбома «Посадили огород, посмотрите что растет»
Дневник наблюдений
Вывод
На протяжении трех месяцев труда на огороде получили следующие результаты:
Дети научились делать простейшие выводы из своих наблюдений; все растет - все меняется:
Свекла представляет собой пучок крупных удлиненных листьев с выступающим из почвы округлым корнеплодом.
Морковка образует корнеплод и пышный пучок кудрявых листьев зеленого цвета. Корнеплод моркови плотный и мясистый.
Кабачок растение имеет вид куста, но есть сорта со стелящимися стеблями. Стебель у кабачков толстый. Листья кабачка крупные, зеленого цвета, с колючей и жесткой опушкой, иногда покрыты белесыми пятнышками. Молодые кабачки имеют тонкую и мягкую кору, у созревших видов кора толстая и деревянистая.
Лук дает перья, высота которых достигла 35 см. (измеряли нитками зелень,урожай измеряли мерой (тарелка, использовали в еду в течение 2-х месяцев.
Укроп - высота 60 см.
Салат - был красивый, вкусный, всходы были густыми.
Дети получили навык выполнения трудовых поручений (полив, рыхление, сбор урожая) и условия работы на огороде с родителями и самостоятельно.
Хотелось верить в то, что все участники проекта приобрели навыки коллективного труда, были доброжелательны и наблюдательны.
Из просмотренного фотоальбома и презентации пришли к выводу: У нас действительно «Чудо - огород!» и сделали его дети, воспитатели и родители.
На следующий сезон огорода предполагаем изменить посадочный материал и дать больше возможности самостоятельной деятельности детям. Проект осуществлен полностью. Результатами его довольны.
Заключение.
Огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Дети тесно общаются с природой. Они хорошо знают растения, животные, кто обитает рядом с ними. Умение вырастить на своем земельном участке овощи, вселяет в них чувство гордости и победы, а также – это хороший способ употреблять в пищу собственные экологически чистые продукты.
4 Приложения
Список художественной литературы по теме проекта:
-Е. Г. Андреевская «Формирование целостной картины мира в процессе
проектной деятельности дошкольников», Москва. Паганель 2016г.
- Е. Г. Андреевская «Экологическое образование и воспитание в дошкольных
учреждениях», Москва. Паганель 2010г.
- Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир
растений», М. 2005г.
- Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и
старшего возраста». Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.
- Неизведанное рядом : Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В.
Дыбиной. – 2-е изд., исп. М. : ТЦ Сфера, 2013г.