Марина Есина
Взаимосвязь обучения и творчества на занятиях по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
На занятиях по развитию речи перед нами стоят следующие образовательные задачи
- воспитание звуковой культуры речи;
- формирование грамматического строя речи;
- развитие связной речи.
Для достижения этих целей мы используем разные дидактические, речевые игры и упражнения, направленные на формирование разных сторон речи. Это игры на подбор определений, сравнений, подбор синонимов и антонимов, нахождение родственных слов и другие.
Публикация «Взаимосвязь обучения и творчества на занятиях по развитию речи» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Но еще для успешного решения обучающих задач, для лучшего усвоения полученных знаний на занятиях по развитию речи, кроме обучающего материала нами активно используем театральный компонент, т. к. он развивает фантазию, воображение, а, следовательно, способствует творческому развитию детей.
На каждом занятии детям предлагаются упражнения, направленные на распознание эмоционального состояния героев (радость, злость, грусть и т. д.). Проводятся интонационные упражнения, в которых дети стараются выразительно произнести реплики героев, а это влияет на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей. Большой простор творчеству дают нам художественные произведения, особенно – сказки. Здесь и анализ сказки по вопросам, пересказ, драматизация, придумывание другой концовки, рисование по сказке, соотношения текста с характером музыкального произведения. А творческие задания еще разнообразнее, еще насыщеннее, и зависят от творчества самого воспитателя. Многие творческие методы работы со сказкой нам уже давались на одном из педсоветов. Напомню только некоторые из них:
- игра «Что общего» - эта игра предполагает сравнительный анализ различных сказочных сюжетов с точки зрения сходства и отличия между ними. Например, чем похожи сказки «Теремок» и «Варежка», «Морозко» и «Госпожа метелица»?
- «Хороший - плохой» - в процессе игры осуществляем попытку выяснить позитивные и негативные черты характер героев, оценить их деятельность. Например, за что можно похвалить Кикимору или что хорошего в том, что Змей Горыныч имеет три головы?
- «Сказки наизнанку» - берется любая знакомая сказка и приписывается ей прямо противоположные свойства. Например, «Красная шапочка» зазвучит по-другому, если волк в ней будет маленький или добрый.
- Прием «Новое свойство» используется в отношении к знакомым сказкам. Он практически изменяет название содержание знакомых сказочных сюжетов, т. е. рождается новая сказка. Например, «Колобок не из теста, а из смолы». Тогда сказка может выглядеть следующим образом: «Катится колобок, навстречу заяц». Колобок, колобок, я тебя съем. Не ешь меня я не вкусный. «Я тебе не верю» - сказал заяц и только захотел схватить колобка, как вдруг прилип к нему. Покатился колобок дальше, а рядом с ним бежит заяц. Дальше дети сами придумывают продолжение сказки.
Использовать этот прием можно и как вполне самостоятельный. Персонажем нового сказочного сюжета может стать любой обыденный предмет, объект, наделенный несвойственными ему качествами. Напр. «стеклянный человек», «железный котенок», «пуховое яблоко».
- Рождение новой сказки происходит со своим сюжетом, когда берутся картинки из разных сказок и собираются в одну новую сказку.
При пересказе сказки или при заучивании стихотворения хорошо применять модели или мнемотехнику. Она позволяет ребенку удержать в памяти гораздо большее количество информации и рассказывать в определенной последовательности. Порой дети сами могут придумать свои символы, заместители. Здесь также включается воображение детей, умение выделять и находить только те элементы, которые присуще только данному объекту. Напр. У зайца это длинные ноги, у волка - пасть, у дедушке - борода и т. д. В нашей группе есть модели описания овощей и фруктов, времен года, живой и не живой природы, животных
При рассматривании картин используем прием «вхождения в картину» - чтобы ты сделал, если бы попал в картину? Рассказы детей в результате использованного приема приобретает несомненно творческий характер.
- Прием «словесного рисования»- с чего начнет рисовать, чем продолжит, как закончит.
- Придумывание или додумывание событий, не изображенных художником.
-Хороший прием «Вопрошайка» когда дети задают вопросы по картине воспитателю. Заманивает детей то, что вопрос нужно задать такой, на который воспитатель не смогла бы ответить. Этот прием хорошо развивает мышление детей, речь, воображение.
На приведенных примерах видно, что обучение и творчество действительно взаимосвязаны. Развитие творческого воображения способствует развитию словесного творчества, а также воспитывает умение использовать разнообразные средства при создании собственных сочинений, повышает внимание детей к слову, к его точности, к умению употреблять его в определенном контексте.