Людмила Сорокина
Итоговое занятие по развитию речи с элементами обучения грамоте (старший возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговое занятие для старшей группы
Цель: Установление контакта между детьми, создание благоприятной атмосферы, активизировать знания детей в сезонных изменениях в природе. Развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй речи. Систематизировать знания о предложениях, умение составлять предложения из двух и более слов; умение делить слова на части, придумывать родственные слова; умение проводить звуковой анализ слов; закреплять умение пересказывать близко к тексту; воспитывать чуткое и доброе отношение к людям.
Публикация «Итоговое занятие по развитию речи с элементами обучения грамоте (старший возраст)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Методические приемы:
Психотренинг "Ласкавушка"
Беседа о весне.
Художественное слово (загадка).
Работа над предложением.
Работа над словом.
Звуковой анализ слова "Лужок".
Физкультминутка.
Работа с книгой (Пересказ рассказа Осеевой "Просто старушка")
Итог.
Предварительная работа:
1Чтение художественной литературы.
2Рассматривание иллюстраций о весне.
3Зучивание пословиц, стихов, поговорок.
Ход занятия
Вос-ль: Утром встали малыши
В детский садик свой пришли
Вам мы рады как всегда!
Гости здесь у нас с утра,
Поздоровайтесь друзья (дети здороваются)
Посмотрю на ваши лица
С кем бы мне здесь подружится?
Я - Людмила Григорьевна,
А ты кто?
Дети: Я- Женечка дружок.
Я - Танюша огонек.
Я - Машенька подружка.
Я - Даша хохотушка.
Я- Лена поскакушка.
Вос- ль: Здравствуйте, милые дети,
Вы всех прекрасней на свете.
Вот таких хороших, пригожих
Я приглашаю на занятие (дети проходят и садятся за столы)
Сейчас я расскажу вам сказку. Жил- был один цветок на свете, такой красивый, необыкновенный, а главное волшебный (показ цветка, который спрятан за ширмой, на обратной стороне лепестков схемы заданий).
Ребята, на каждом лепестке волшебного цветка задания для вас.
Когда мы сорвем последний лепесток волшебного цветка и выполним задание, произойдет чудо. Вы хотите, чтобы произошло чудо?
Дети: Да!
Вос- ль: Скажите, схема какого задания на этом лепестке?
Дети: Беседа.
Вос - ль: Послушайте загадку:
Тает снежок,
Ожил лужок
День прибывает
Когда это бывает (весной)
Правильно, весной. Замечательное время года, когда все пробуждается и оживает после зимнего сна. А как вы догадались, что это загадка о весне?
Дети: Снег тает, день прибывает.
Вос-ль: Какие приметы весны вы еще знаете?
А пословицы и поговорки знаете?
Молодцы, вы много знаете примет, пословиц. поговорок о весне.
А почему так говорят: "Весна красна цветами, а осень пирогами"
Молодцы, с первым заданием справились. (лепесток прикрепляем на доску схемой вверх).
Схема какого задания на следующем лепестке?
Дети: Работа над предложением.
Вос - ль: Ребята, из чего состоит наша речь (из предложений)
Какие бывают предложения (простые и сложные)
Какие предложения называются простыми? (из двух слов).
Какие предложения называются сложными (из трех и более слов).
Придумайте простое предложение.
Назовите первое слово, второе слово.
Придумайте сложное предложение.
Какой знак поставим в конце предложения? (точку)
Скажите это слово так, чтобы можно было поставить вопросительный знак.
Скажите это предложение с восторгом, чтобы можно было поставить в конце восклицательный знак.
Хорошо, и с этим заданием мы справились.
Дети, из чего состоят предложения? (из слов)
Какие бывают слова? (длинные и короткие)
Какие слова мы называем короткими (которые состоят из одной части)
Назовите короткие слова (дом, дым, сыр,луч)
Назовите длинные слова и покажите хлопками, что в них несколько частей (ма- ши - на).
"Слова как родные, похожи чуть - чуть,
И если поставить их в ряд,
Немного послушать и вдуматься в суть
Они об одном говорят.
О каких словах идет речь в этом стихотворении (О родственных)
Подберите родственные слова к слову дерево -
деревья, деревянный, древо, древесина, деревяшка.
К слову цветок - цветы, цветочный, цветик, цветочек, цветник.
Молодцы, с заданием справились.
Ребята, из чего состоят слова (из звуков)
Какие бывают звуки (гласные и согласные)
Какие звуки называют гласными? (которые поются)
Назовите их (а, о,и, у, е, ю, я,ы,э)
Какие звуки называют согласными? (которые не поются, а произносятся четко и громко)
Дети, какими еще бывают звуки (твердые, мягкие, ударные, безударные)
Давайте вспомним, какой фишкой отмечаем гласные звуки (красной)
Согласные мягкие - зеленой.
Согласные твердые - синей.
Ударный звук - черной.
Молодцы, все вспомнили. Ребята, в загадке, которую я вам загадывала было выражение "Ожил лужок".Как вы понимаете это выражение? (появились первые цветы, травка зазеленела и т. д.)
Да, с приходом весны все оживает, зацветает.
Послушайте, я произнесу слово "Лужок"
Сколько звуков в этом слове (пять звуков)
Сейчас проведем звуковой анализ слова "Лужок"
Приготовьтесь к работе, возьмите схему и фишки.
Юля произнеси слово лужок так, чтобы мы услышали первый звук. Какой это звук (л, согласный, твердый, отмечаю синей фишкой) Отметь его на доске (все остальные дети работают на местах)
Маша, произнеси слово лужок так, чтобы мы услышали второй звук.
Какой это звук (у, гласный, отмечаю красной фишкой) Отметь его на доске. Саша, произнеси слово так, чтобы мы услышали третий звук. Какой это звук? (ж, согласный, твердый, отмечаю синей фишкой)
Денис, произнеси четвертый звук в этом слове. Какой это звук (О, гласный отмечаю красной фишкой)
Даша, произнеси слово так, чтобы мы услышали последний звук (к, согласный, твердый, отмечаю синей фишкой)
Выделите ударный звук в этом слове (О, отмечаем черной фишкой)
Дети проверьте,у всех так сделан звуковой анализ слова "Лужок" как на доске?
Вы и с этим заданием справились отлично, молодцы!
Следующее задание на лепестке - физкультминутка.
Отдых наш - физкультминутка
Занимай свои места.
Сели встали, сели встали
Ванькой - встанькой словно стали
А потом пустились вскачь,
Будто мой веселый мяч.
Ручками похлопали,
Ножками потопали,
Вверх все посмотрели
И тихо, тихо сели.
Отдохнули и работаем дальше.
Давайте посмотрим какое следующее задание.
Дети: Работа с книгой.
Сейчас я вам прочитаю рассказ Осеевой "Просто старушка"
1чтение рассказа
2словарная работа (бросился на помощь, поторопился,поспешил)
3. Вопросы:
*Как называется рассказ?
*Кто автор рассказа?
*Назовите главных героев.
* Что случилось с бабушкой?
* Кто пришел ей на помощь?
* Почему он ей помог?
* Как вы думаете, почему рассказ называется "Просто старушка"
4 Повторное чтение рассказа (с нацеливанием на пересказ близко к тексту)
5Работа в парах (жужжащий метод)
6Пересказ двух - трех детей.
Дети, посмотрите все на доску и скажите, какие задания мы выполняли.
А сейчас возьмите смайлики и оцените себя, кто как работал на занятии.
Замечательно, все оценили свою работу положительно!
Ребята вы выполнили все задания волшебного цветка и сейчас должно произойти чудо.
А вот и чудо! Что это за чудесная шкатулка? Вам интересно, что же в ней? Давайте откроем и посмотрим. Ребята, да это же приглашения для вас в школу и угощение. Получите!
Счастливого вам пути в мир знаний!