Румия Багандова
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие учителя – логопеда с родителями в условиях реализации ФГОС.
Одна из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением - это взаимодействие с семьёй. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход (использование различных методов и приемов в зависимости от целей обучения, вида формируемой речевой деятельности, этапа обучения, возраста учащихся и т. д., учитывать родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, социальный статус, учитывать микроклимат семьи, повышать культуру педагогической грамотности семьи.
Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие.
В настоящее время взаимодействие учителя - логопеда с семьями детей, имеющих речевые недостатки, является наиболее актуальной. Актуальность темы заключается в том что, современным родителям необходима постоянная, квалифицированная помощь учителя – логопеда для решения проблем речевого развития ребенка.
Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей. Причинами такого отношения родителей бывает недопонимание своей роли в коррекции речевых дефектов ребёнка, недостаточное владение необходимыми педагогическими знаниями и умениями, нежелание найти свободное время для занятий с ребенком дома.
Самым эффективным и современным направлением взаимодействия с родителями считаю непосредственное вовлечение их в образовательный процесс детского сада так, чтобы родители и другие члены семьи могли внести свой вклад в коррекционную, образовательную и воспитательную работу. Сотрудничество с родителями в условиях логопедического пункта представляет собой систему активного взаимодействия детей, родителей, воспитателей и учителя-логопеда, направленную на преодоление речевых проблем ребёнка в современных формах организации деятельности.
Организовать работу с родителями необходимо так, чтобы в более короткие сроки сделать родителей своими союзниками и активными участниками коррекционного процесса. Работа с родителями должна соответствовать следующим задачам:
• Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;
• Формирование потребности в участии в коррекции речи ребенка.
• Приобщить родителей к участию в коррекционном процессе через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
• Повысить грамотность родителей в области развития и коррекции речи.
• Обучать практическим приемам работы с детьми по коррекции и развитию речи.
Целью работы в этом направлении будет поиск и внедрение новых, эффективных форм взаимодействия учителя- логопеда дошкольного логопункта с родителями детей с речевыми нарушениями.
Мною используются и традиционные формы работы с родителями :
1. Общие и групповые собрания.
2. Беседы, консультации.
3. Наглядная пропаганда: логопедический уголок, стенды, памятки.
4. Анкетирование.
Но применяются они в модифицированных вариантах. Так, например, к стенду с информацией для родителей всегда прилагаются брошюрки с продублированным текстом, буклеты. Родители, которые посчитают данные полезными, могут взять буклет с собой. Также каждый информационные стенды или папка-передвижка имеет пустой лист и ручку для обратной связи. Читателям предлагается поделиться своим мнением о предоставленной информации, рассказать о своем опыте или предложениях по тематике стенда, задать вопрос. Ну и конечно в логопедическом уголке прилагается список полезных книг и интернет ресурсов. Тема же информации для стенда подбирается исходя из запроса самих родителей, который выясняется путем анкетирования.
Общие и групповые собрания содержат элементы тренинга и по возможности, практическую часть, например в виде мастер класса, чтобы родители не были пассивными слушателями, а становились активными участниками встречи.
Проведение мастер-классов для родителей с участием детей позволяет мне передавать опыт с помощью демонстрации оригинальных методов и приёмов освоения определённого содержания при активной роли всех участников занятия. В игровой форме, в разных видах деятельности, побуждаю родителей повторять упражнения, необходимые для работы с детьми в домашних условиях. В своей работе организую мастер-классы по выполнению артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений, пальчиковой гимнастики и развитию фонематического слуха, лексико-грамматических компонентов речи.
Совместные занятия - одна из важных организационных форм, позволяющих мне развивать у родителей потребность собственного участия в преодолении речевых проблем у детей. На совместном занятии нет посторонних, нет зрителей. Именно на таких занятиях и родители, и дети являются равноправными участниками образовательного процесса, и вникают в приёмы развития всех компонентов речи. Вместе выполняют звуковой анализ и синтез, составляют предложения и рассказы, играют в игры, отгадывают ребусы. С одной стороны я демонстрирую родителям успехи детей, с другой стороны показываю, как можно помочь ребёнку дома в преодолении трудностей развития.
Благодаря совместным занятиям, мастер-классам формирую у родителей активность, осознанность, самостоятельность, компетентность и понимание собственной роли в коррекционно-образовательном процессе.
Особо значимыми в работе являются индивидуальные формы работы ДОУ с семьей – это анкетирование, беседы, тетрадь домашних заданий. Такая форма позволяет мне установить более тесный контакт с родителями.
При помощи анкетирования легко устанавливается состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки.
Важной формой взаимодействия с родителями является тетрадь домашних заданий. В тетрадях детей посещающих логопедический пункт имеется карман для связи с родителями. В этот карман родители могут поместить вопрос или пожелание, записав его на листе бумаги. На все вопросы я отвечаю. Так же на двери моего кабинета имеется импровизированный «почтовый ящик», для того чтобы родители других групп могли задать мне интересующие их вопросы. На все вопросы я отвечаю, и самостоятельно конверты с ответами по группам.
Еще одной эффективной формой взаимодействия с родителями являются конкурсы, постановки сказок. Дух соревнования мотивирует родителей на победу и соответственно на активную подготовку к мероприятию. Родители в процессе подготовки углубляются в тематику конкурса, общаются с ребенком и педагогами в новом формате.