Ольга Исаева
Формирование профессиональных компетенций учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практику работы ДОУ. Вводимые в практику Федеральные Государственные Образовательные Стандарты (ФГОС) предъявляют определенные требования к структуре общеобразовательной программы и выделенными в ней пяти образовательным областям (социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и области физического развития). Поэтому совершенствуются требования и к профессиональным качествам педагогов. Появилось новое понятие «профессиональная компетентность», которая проявляется в способности эффективно осуществлять педагогическую деятельность, определённую должностными обязанностями, основанная на научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Сегодня возникла необходимость в качественно иной подготовке педагога, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным исследовательским подходом к разрешению конкретных педагогических проблем, необходимость формирования личности, умеющей жить в условиях неопределенности, личности творческой, ответственной, устойчивой к стрессам, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности. Профессиональная компетентность предполагает, что педагог дошкольного образования владеет необходимой базой профессионально значимых установок и личностных качеств, теоретических знаний, профессиональных умений и навыков, которые он будет совершенствовать. В отечественном образовании компетентностный подход в настоящее время проходит адаптацию к российской образовательной системе. Поэтому в данное время нет определенной общепринятой трактовки понятий «компетентность» и «компетенция». Термин «компетенция» широко используется в настоящее время везде, где говорят или пишут о воспитании и обучении. Однако он не всегда был привычным в системе обучения, чаще всего прибегали (и все еще прибегают) к понятиям знаний, ценностей: профессионализм, квалификация.
Публикация «Формирование профессиональных компетенций учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС » размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2018
Компетенции :
1). Круг полномочий, представленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу.
2). Это наперёд заданное требование к образовательной подготовке обучаемого, характеристика его профессиональной роли, в которой компетентность (степень освоения компетенции) является мерой соответствия этому требованию.
МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
в условиях реализации ФГОС.
ОСНОВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА ДОУ:
• СПОСОБНОСТЬ ПРОЕКТИРОВАТЬ И РЕАЛИЗОВЫВАТЬ ЭФФЕКТИВНЫЙ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ, ИСПОЛЬЗУЯ СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ,
• СПОСОБНОСТЬ СОЗДАВАТЬ ПЕРСПЕКТИВНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ, КОТОРАЯ СТИМУЛИРУЕТ ДЕТЕЙ К РАЗВИТИЮ И РАСКРЫТИЮ ИХ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА,
• СПОСОБНОСТЬ ПРАКТИЧЕСКИ ПРИМЕНИТЬ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ЗНАНИЯ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МАРШРУТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОВЗ В ПРОЦЕССЕ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ,
• СПОСОБНОСТЬ К РЕФЛЕКСИИ СОБСТВЕННОГО ОПЫТА И К НЕПРЕРЫВНОМУ ЛИЧНОСТНОМУ САМООБРАЗОВАНИЮ.
В связи с переходом на новые стандарты образовательного процесса, претерпевает качественные изменения содержательная часть профессиональной деятельности специалиста ДОУ, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья – учителя-логопеда.
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ДОУ - специально профессионально подготовленный педагог, оказывающий квалифицированную педагогическую помощь лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, транслирующий нормы отношения к людям с ОВЗ в социум.
Основа мировоззрения учителя-логопеда – гуманная оценка роли человека с ОВЗ в современном мире.
Стандартом учитываются образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, предполагается создание специальных условий в образовательном учреждении для их обучения и развития, обеспечивающих коррекцию и преодоление (полное или частичное) нарушений в развитии ребенка с ОВЗ. Деятельность учителя-логопеда в ДОУ направлена на решение задач обучения и воспитания детей, трудности которых носят стойкий характер и требуют пролонгированного наблюдения и специализированной помощи на разных возрастных этапах (включая ситуации, когда ребенок получал продолжительную специализированную помощь в раннем возрасте и дошкольном периоде).
Личностно-профессиональные качества учителя-логопеда :
• профессиональный долг служения обществу и людям с ОВЗ;
• профессионализм (педагогические компетенции и профессиональные качества педагога);
милосердие (как способность к бескорыстной помощи, прощению, состраданию).
Профессиональные компетенции учителя-логопеда делятся на две группы:
1. Общепрофессиональные – общепедагогические, необходимые педагогам всех направлений: учебные, исследовательские, коммуникативные, методологические, компьютерные, инструментальные, личностно- адаптивные, социально-личностные.
2. Профессионально-специализированные – специфические, характерные для логопедической практики:
- диагностическая компетенция специалиста, требующая глубокого изучения речевых, коммуникативных, моторных навыков ребенка с ОВЗ и анализ данных беседы, анкеты, медицинских карт и заключения других специалистов, умение вынести точное речевое заключение;
- маршрутная к. – позволяет выстроить маршрут комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения человека с несовершенствами речевого развитие, которое часто сочетается с различными отклонениями в развитии, что предполагает знание специфики всех этих трудностей;
- инструментальная к. – умение в подборе приемов и методов коррекции, диагностики и профилактики речевых нарушений, требует владения дифференцированным логопедическим массажем, способами постановки звуков и т. д.
- коммуникативная к. – подразумевает общение с большим кругом участников коррекционно-педагогического процесса: дети с ОВЗ, имеющие особенности психофизического развития, их родители, смежные специалисты и руководящие работники.
- компьютерная к. – владение офисными программами и Интернетом, также активное использование их в коррекционно-развивающем процессе.
Сферы профессиональной компетенции учителя-логопеда ДОУ :
• профилактическая (абилитационная) работа,
• педагогическая диагностика и консультирование,
• специальное педагогическое просвещение,
• психологическая и психотерапевтическая помощь,
• образовательная и социально-педагогическая
деятельность,
• организация психолого-медико-педагогической службы
сопровождения в ДОУ,
• методическая деятельность в рамках наставничества
в ДОУ,
научно-исследовательская деятельность в области специальной коррекционной педагогики и логопедии.
Самообразование – это целенаправленная познавательная
деятельность, управляемая самой личностью; приобретение
систематических знаний в какой-либо области науки.
• Самообразование осуществляется добровольно;
• осуществляется сознательно;
• планируется, управляется и контролируется самим человеком;
• необходимо для совершенствования каких-либо качеств и навыков.
Значение самообразования для профессиональной
компетентности учителя-логопеда :
• повышение качества профессиональных компетенций,
• готовность к педагогическому творчеству,
• профессиональный рост,
• создание имиджа современного учителя – новатора, учителя-мастера, учителя-наставника,
• соответствие учителя-логопеда требованиям и запросам общества и государства.
Учитель-логопед ДОУ должен обладать
следующими качествами:
• педагогическая направленность - комплекс психологических установок на работу с детьми, имеющими отклонения, нарушения в развитии, круг профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание;
• эмпатия — способность эмоционально отзываться на переживания другого, сопереживать с ним в процессе взаимодействия, общения;
• педагогический такт - чувство меры, проявляющееся в умении держать себя подобающим образом;
• педагогическая зоркость - способность педагога фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику в становлении личности каждого ребенка; внимание акцентируется на возможности и сильные стороны ребёнка; педагогический оптимизм основывается на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка с особыми образовательными потребностями в результативность специального образовательного процесса.
Квалифицированный педагог должен не только обладать знаниями, умениями, навыками в области своих профессиональных интересов, но и иметь широкий кругозор, активную жизненную позицию, потребность в самообразовании, психологическую готовность к принятию решений в сложных производственных ситуациях, быть коммуникабельным.
Новые требования к подготовке учителя-логопеда с учетом реализации ФГОС ДО.
Учитель-логопед должен соответствовать следующим требованиям:
1. Необходимо быть знакомым с новейшей специальной литературой; свободно владеть различными методами и способами воспитания и обучения; дифференцированными и индивидуальными формами работы.
2. Кроме педагогических знаний учитель-логопед должен хорошо знать общую и возрастную психологию.
3. Необходимы знания в вопросах медицинского и клинического характера, понимания физиологических закономерностей.
4. Серьезные требования предъявляются к личности педагога.
5. Учитель-логопед должен быть проницательным и сдержанным, тактичным и профессиональным в общении и работе с родителями воспитанников с ОВЗ.
Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательном коррекционно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет педагог, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
6. Педагог должен знать особенности развития каждого своего воспитанника, зону актуального развития и зону ближайшего развития, чтобы спланировать свою работу.
Заключение.
Работа педагога с детьми с ОВЗ всегда связана с большой отдачей сил, энергии. Она невозможна без наличия глубоких, разносторонних знаний, объединенных с высокими человеческими качествами. Поэтому необходима профессиональная поддержка учителя-логопеда, грамотное профессиональное методическое сопровождение и самообразование. У современных педагогов должны быть уже сформированы основные компетенции для их успешной педагогической деятельности. А формирование этих компетенций будет успешным, если сам педагог будет работать над своим саморазвитием, знать суть и содержание профессиональной компетентности педагога.
Компетентностный подход в подготовке специалистов лежит в основе разрабатываемых стандартов третьего поколения. Четкое представление о структуре профессионализма учителя-логопеда ДОУ позволит повысить качество его профессиональной подготовки.
.