Зарина Темирова
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Аннотация. Описаны особенности взаимодействия учителя-логопеда с роди-телями по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. Пред-ставлен опыт работы учителя-логопеда, описаны основные направления и формы работы с родителями.
Ключевые слова: учитель-логопед, родители, подготовка к школе.
Темочки:
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедия. Работа логопеда
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В возрасте шести лет в жизни детей начинают происходить большие перемены. Ребенок переходит в школьный возраст, и это вносит существенные изменения в его привычный уклад жизни, в общение и взаимоотношения с остальными. По словам Д. Б. Эльконина, в этот период перестраивается вся система взаимоотношений с окружающей реальностью. После того как ребенок поступает в школу, он становится частью системы отношений «ребёнок-педагог». Эта система обусловливает его отношение к родителям и сверстникам. Как считает И. М. Марковcкая, система «ребёнок-педагог» превращается в центр жизнедеятельности школьника, она влияет на весь комплекс условий, благоприятных для жизнедеятельности. Если ребенок комфортно чувствует себя в школе, ему будет комфортно и дома, и в общении со сверстниками.
Большая роль в работе с детьми дошкольного возраста отводится заблаговременно обдуманной и строго организованной системе взаимодействия с родителями. Стихийные и ненадлежащим образом организованные консультации в виде родительских собраний, собраний с участием семей, проведение индивидуальных бесед не являются эффективными, они вызывают у родителей ощущение взволнованности и недоверия.
Семья представляет собой сформированную на основании брака либо кровного родства малую группу, участников которой объединяют общий быт, наличие общей моральной ответственности и взаимовыручка. В рамках семьи происходит выработка комплекса санкций, норм и примеров для подражания, регулирующих взаимодействие между мужем и женой, матерью, отцом и ребенком, детей друг с другом.
Значение и потребность во взаимодействии между дошкольными учреждениями и семьей огромны. Чувство социально-психологической защищенности, достижения детей зависят от окружающих их людей и от того, как они воздействуют на процесс развития. Ребенок проводит время главным образом в детском саду и в семье, а значит, необходимо исключить противоречия между влиянием семьи и педагогов, чтобы ребенок активно и позитивно мог его воспринимать. Этого можно достичь, если между педагогами и родителями будет налажено доверие и взаимопонимание, если они сообща и организованно будут решать вопросы воспитательного характера.
Совместная деятельность родителей и учителей позитивно сказывается на всех аспектах процесса обучения : родители активно участвуют в жизни ребенка, что помогает им лучше понять ребенка и наладить взаимопонимание; взаимодействуя с родителями, педагоги больше узнают о ребенке, что дает им возможность выбрать наиболее действенные методы в обучении и воспитании. А самое главное то, что дети, вовлеченные в единое воспитательное пространство, чувствуют себя более уютно и защищенно, благодаря чему у них возникает намного меньше недопониманий со взрослыми и детьми.
Семьи все разные, каждая со своими проблемами и сложностями, и по этой причине невозможно найти один универсальный ответ на вопрос по поводу способов взаимодействия с семьями. В этом отношении большую роль играют интуиция и профессионализм педагога, которому необходимо провести анализ разнообразных обстоятельств для принятия верного решения при выборе методов взаимодействия с семьей в определенной ситуации.
Наибольшее значение имеет взаимодействие педагогов с семьей в ходе подготовки детей к школьному обучению.
Для того чтобы обеспечить эффективное взаимодействие с семьями детей, которые обучаются в подготовительной группе, работники детского сада избрали ряд наиболее актуальных направлений деятельности:
1. Выработка у родителей нацеленности на взаимодействие с воспитателями ДОО.
2. Оказание помощи в правильной оценке способностей детей.
3. Деятельность, цель которой – повысить у родителей их педагогическую компетентность:
• разъяснить родителям особые коррекционные и методические приемы, требующиеся для того, чтобы заниматься с ребенком в домашних условиях;
• разъяснить родителям особые воспитательные приемы, позволяющие скорректировать личность детей.
4. Деятельность педагогов основана на определенных формах организации взаимодействия с родителями :
• консультационно-рекомендательной;
• организационно-просветительной;
• в форме практических занятий для отцов и матерей;
• в форме индивидуальных занятий с семьями.
В практической деятельности педагоги ДОУ прибегают к разным формам как в индивидуальной работе с семьями, так и в деятельности с группами родителей.
Под формами взаимодействия работников ДОУ с семьями понимаются методы организации их общей деятельности и коммуникации.
Рассмотрим формы индивидуальной работы с семьями:
1. Разъяснение родителям форм работы с детьми для того, чтобы вовлечь их в процесс обучения.
2. Наблюдение родителей за детьми во время специалистов, направленное на то, чтобы выработать в родителях навыки сотрудничества в ходе совместных видов деятельности.
3. Родители должны выполнять домашние рекомендации совместно с ребенком для того, чтобы в домашних условиях отрабатывать изученный материал.
4. Дача рекомендаций родителям в сфере изучения специализированной литера-туры, что помогает повысить их педагогическую компетентность.
Благоадря индивидуальной работе с семьями устанавливается личный контакт между воспитателем и родителем. Кроме того, такой вид деятельности выступает способом психологической подготовки родителей к началу школьного обучения их ребенка.
Рассмотрим несколько форм деятельности с родительскими группами.
1. Информационно-просветительской деятельности предшествует изучение родителями сведений, содержащихся в заметках на стенде «Скоро в школу». В подобных заметках в простой и увлекательной форме педагоги и иные работники представляют все необходимые сведения по поводу подготовки детей к школьному обучению. При этом необходимо раз в месяц обновлять рубрики. К примеру, можно включать такие рубрики, как «Формирование фонетико-фонематического слуха ребенка дома», «Роль игры в домашних условиях в процессе речевого развития ребенка» и т. д.
2. Необходимо, чтобы родители участвовали в тематических собраниях, направленных на то, чтобы проинформировать их и повысить их уровень компетентности в сфере образования и воспитания ребенка.
3. В ходе собраний изучаются следующие темы:
• «Способы познать себя как родителя».
• «Роль речевого развития в жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста».
• «Готовим детей к школьному обучению».
4. Для того чтобы родители являлись не просто слушателями, но и принимали деятельное участие в деятельности, работники ДОУ организуют ряд семинаров-практикумов на темы «Тестирование для родителей», «Насколько хорошо вы знакомы со своим ребенком?» и т. д.
5. организация совместного отдыха (организация праздников, досуга, мероприятий спортивного характера). Подобная деятельность нацелена на то, чтобы улучшить взаимоотношения между родителями и детьми, изучить способности детей и отыскать способы помочь им. В качестве примера можно привести занятие «Веселые игры с колокольчиками», мастер-класс «В мире волшебной сказки – оригами», семейные ролевые игры-путешествия «Остров семейных сокровищ».
6. Следует организовать клуб «Заботливые родители». Его деятельность нацелена на то, чтобы установить плотное взаимодействие между родителями и работниками ДОУ, что поможет родителям обрести дополнительные навыки в сфере воспитания и обучения ребенка. Участвуя в клубной деятельности, родители учатся давать более объективную оценку уровню развития своих детей и возможностям их обучения.
В клубной деятельности участвуют разнообразные специалисты: педагоги-дефектологи и логопеды, психолог, инструктор по физической культуре, воспитатели. Участниками работы подбирается интересный материал с наглядными примерами. При этом вопросы теоретического характера подготавливается педагогами, а практического - специалистами. Они привлекают к деятельности клуба видеоматериалы занятий, демонстрируют примеры индивидуальной и групповой деятельности с детьми, ряд наглядных пособий, которые несложно сделать в домашних условиях для игр и занятий с ребенком. По всем отработанным темам педагогами представляется печатный материал в родительский уголок.