Сарычева Елена
Опыт работы «Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании детей в условиях реализации ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Для ребенка семья – главная и почти единственная школа воспитания:. Если он посещает детский сад, то воспитание осуществляется в единстве с семьей.
Цель моего опыта - показать, что только в единстве усилий семьи и детского сада возможно формирование с раннего возраста всесторонне развитой личности,учитывая при этом психологические особенности организма ребенка. Как бы добросовестно ни работал педагог, как бы ни стремился дать всестороннее развитие каждому ребенку, если в семье не поддерживают его требований,воспитание не даст желаемых результатов. Только сделав родителей своими союзниками, воспитатель сможет влиять на ребенка через семью в нужном направлении.
Публикация «Опыт работы „Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании детей в условиях реализации ФГОС“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2018
Для налаживания контактов педагога с семьей существует немало форм и путей,проверенных практикой и временем. На своем практическом опыте я убедилась,нельзя говорить ни о каких новых конструктивных формах сотрудничества семьи и детского сада, пока детский сад будет оставаться закрытым для родителей, и те будут считать детский сад местом присмотра за детьми.
Актуальность темы, выбранной мною, проверена временем.
На протяжении всей истории развития общества, вопросы взаимодействия
общественного и семейного воспитания являлись приоритетными и основополагающими.
Уже в конце 19 начале 20 века в России семейное воспитание основывалось на важнейших принципах, присущих большинству русских семей: ее самобытности, прочности, родной любви, теплоте отношений между всеми ее членами, общности духовных интересов. Поскольку детские сады в концы 19 века только начинали зарождаться, оказание педагогической помощи родителям в воспитании детей осуществлялось разными путями. Во многих педагогических изданиях освещалась проблема всеобщего образования, отмечалось повышенное внимание общества к вопросам семейного и домашнего воспитания. Учитывая особую роль семьи в воспитании ребенка, ее непреходящую ценность, прогрессивные педагоги, общественные деятели говорили о необходимости помощи родителям в воспитании детей.
О значении педагогической литературы писал К. Д. Ушинский. По его мнению,литература может спасти педагога от упрямой односторонности, она устанавливает в обществе правильные требования в отношении воспитания.
На основе изучения и анализа, выходившей в те годы, педагогической литературы,поднимались следующие проблемы:
- гигиенический аспект воспитания,
- организация игр,
- организация занятий,
- ошибки родителей в воспитании.
После 1917 года новая государственная власть приступила к организации общественного воспитания в России. В общественное сознание внедрялась мысль о семье, как об отмирающем институте. Однако формирование человека нового ТИПА требовало не только этого. Известные педагоги П. П. Блонский, С. Т. Шацкий считали необходимым опереться на положительные традиции семьи, чтобы воспитать энергичного и делового человека; адаптированного к социальным и экономическим условиям новой жизни. Необходимость связи с семьей объяснялась и тем что дошкольные учреждения первыми принимают ребенка из семьи, и непосредственно продолжают дело, начатое семьёй.
В ряде источников 20-х годов говорилось о том. что наиболее гармоничное воспитание может получиться только тогда, когда от него не устраняется ни один из социальных институтов - ни общество, ни семья, их стремления должны быть едины. Тезис об игнорировании семьи остался лишь в теории, практика показала, что связь семейного и общественного воспитания просто необходима. Детский сад является социальным центром, задача которого организовывать работу населения с маленькими детьми и распространять необходимые нормы педагогического ухода за ними, формировать необходимое общественного компетентного контроля за воспитанием детей в семьях, изучать условия их жизни, разрабатывать практические меры улучшения этих условий. Важные вопросы семейной педагогики поднимал и А. С. Макаренко: об организации жизни семьи; о единстве требований к детям со стороны взрослых.
Его «Лекции о воспитании» актуальны и в настоящее время, в них затрагиваются проблемы родительского авторитета, организации семейного хозяйства, воспитания ребёнка в труде. Макаренко говорил, что родители должны уяснить себе цель воспитания, наметить программу, установить чёткий режим. Он считал, что «необходимо формировать у родителей критическое отношение к себе, они должны контролировать своё поведение, и что «нет готовых рецептов в воспитании, поскольку все случаи индивидуальны». А. С. Макаренко дает совет родителям: «искать причину неудач в себе, оглянуться назад и приступить к ревизии собственного поведения".
В 60-70 года большое внимание уделялось сочетанию общественного и семейного воспитания. В работах И. Б. Гребенникова, Л. М. Низовой, Г. И. Легенького, Н. П. Харитоновой и других авторов использовались различные понятия ~ «педпропоганда», «органическое сочетание общественного и семейного воспитания родителей», «взаимодействие общественного и семейного воспитания». В различных лабораториях НИИ рассматривались проблемы развития и воспитания детей раннего и дошкольного. возраста, уделялось внимание вопросам семейного воспитания. Исследователи пришли к. выводу, что один из этих вопросов не может быть успешно решен детским садом без сотрудничества с семьёй. Приведу схему, разработанную Е. П. Арнаутовой и В. М. Ивановой, где рассматриваются недостатки и положительные стороны общественного и семейного воспитания.
ДЕТСКИЙ САД
Недостатки:
Деловая форма общения воспитателей с детьми
Наличие сменяющихся воспитателей с разными программами их поведения, методами воздействия.
Недостаточность индивидуального общения.
Сравнительная жесткость режима дня.
Общение с детьми одного возраста
Преимущества:
Наличие. и использование программы воспитания и образования дошкольников.
Родительский всеобуч.
Пособия.
Целенаправленный характер воспитания и образования детей, учет возрастных особенностей.
Умелое применение оценки деятельности и поведения детей, как стимула развития.
Разнообразная содержательная деятельность в детском обществе.
Возможность играть и общаться с широким кругом сверстников.
Сравнительно «лёгкие» отношения между родителями и ребёнком.
Постоянство и длительность пед. программы поведения родителей, воздействия их на ребёнка. Индивидуальная обращенность пед. воздействия на ребёнка. Подвижный режим дня. Возможность общаться с детьми, родственниками разных возрастов.
СЕМЬЯ
Недостатки:
Отсутствие программы воспитания.
Наличие отрывочных представлений родителей о воспитании, использование случайной педагогической литературы.
Стихийный характер воспитания и образования, стремление создать условия для себя, непонимание важности этих условий для ребёнка.
Непонимание роли опенки в воспитании и образовании. Инертность в поисках методов воспитания.
Однообразие деятельности ребёнка в семье.
Недостаток общения в игре.
Неумение дать ребенку объективную характеристику.
Преимущества:
Сравнительно "легкие" отношения между родителями и ребенком.
Индивидуальный характер педагогического воздействия.
Подвижный режим дня.
Проведённый анализ лишний раз подтверждает необходимость сотрудничества детского сада и семьи.
Исследования состояния воспитания детей дошкольного возраста в семье, в 1973- 1976 г. /ТА. Маркова, Д. О. Дзинтере в коллективной в работе «Взаимодействие детского сада и семьи в педагогической коррекции отношений дошкольников со сверстниками». Авторы показывают, что ни семья, ни дошкольное учреждение не могут изолированно решить задачу преодоления отклонений ребенка в отношениях со сверстниками, которые связаны с условиям жизни и воспитания детей именно в семье.
Воспитатель должен выступать в 2-х лицах: официальным лицом и так-
тичным, внимательным собеседником. Его задача:преодолеть назидательный тон. Педагоги зачастую относятся к родителям, как к объектам воспитания. По мнению авторов, детский сад должен быть открыт для родителей в любое время, и если они имеют возможное знакомиться с деятельностью ребёнка в д. /с, наблюдать его в новой обстановке, лишь тогда родители смогут научиться практическим умениям и способам общения с детьми. Для достижения этой цели рекомендовалось использовать специальные организованные деловые игры, направленные на умение находить выход из конфликтных ситуаций.
Социально-психологическая культура воспитателя предполагает наличие у него педагогических взглядов и убеждений,коммуникативных навыков, установки на эмоционально- положительное отношение не только к ребёнку, но и родителям и. коллегам. Необходимость совершенствования такой культуры обусловлена тем, что общение требует 2-х или нескольких людей, состоящих в обмене информацией, для согласованности их усилий с целью достижения общего результата в воспитании ребёнка.
Для формирования у родителей «педагогической рефлексии» /умение анализировать собственные оценки/ необходимо использовать следующие методы: анализ собственной воспитательной деятельности разбор педагогических ситуаций, дискуссии, приведение примеров и т. д.
Строя сотрудничество детского сада и родителей я стала опираться на то, что детский сад и семья в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и образования. Особое внимание должно уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Взаимодействие-это процесс обмена мыслями, идеями, чувствами, переживаниями, это общение и деятельность.
Проблема нравственного взаимодействия детского сада и семьи - сложная сторона педагогической работы, она может решаться только при условии доверительности и взаимоуважения каждой из сторон. Достичь этого непросто, ведь мы имеем дело со взрослыми людьми, у которых уже существуют определённые взгляды на воспитание, свои методы воздействия на ребенка.
Родители-люди с разным образованием культурным уровнем, интересами к проблемам воспитания. В одних семьях дети окружены вниманием, лаской, а в других-всё это отсутствует. Нельзя не учитывать и особенности характеров взрослых людей. Надо отметить, "что в настоящее время у родителей повысились требования к детскому саду, как к учреждению, обеспечивающему детям полноценное воспитание и развитие, и подготовку к школе. Подавляющее большинство родителей со средним, специальным и высшим образованием, многие же считают себя достаточно эрудированными в вопросах воспитания. Всё это требует от воспитателя (меня) не только педагогического мастерства, но и соблюдение педагогической этики, такта в отношении с родителями, умения выслушать, посоветовать, переубедить при необходимости, а это значит быть педагогом не только с детьми, но и родителями, что порой гораздо труднее.
Ребёнок поступает в детский сад. Первые встречи с родителями, первые впечатления друг о друге-положат ли они доброе начало в установлении взаимопонимания? Ответ зависит от меня и от них.
Мой опыт показал, что если первые контакты с родителями вослитанников строится на доверии, доброжелательном отношении, если родители увидят во мне не только профессионала, увлеченного своим делом, но и доброго, внимательного, отзывчивого человека-успех нашего сотрудничества гарантирован на 50%. От меня зависит, смогу ли я заинтересовать родителей вопросами воспитания, расположить их к себе. С одними родителями почти сразу устанавливается контакт,возникают симпатии, с другими сложнее, но необходимо найти путь взаимодействия и взаимопонимания с каждой семьёй.
Сбор информации о семье /уточнение места работы родителей, состав семьи, образование родителей, состояние здоровья, материальных и жилищных условий) дает возможность лучше узнать и понять самого ребёнка. На определённом этапе ведущей формой работы для меня, явилась индивидуальная работа с родителями. Она позволила мне более тесно познакомиться с родителями своих воспитанников. Изучая семьи, беседуя с взрослыми, наблюдая за общением детей и родителей,мне было легче намечать пути педагогического воздействия на ребёнка, создавая благоприятные условия для взаимопонимания. Свои первые контакты с родителями воспитанников, я тщательно планировала,взяла за правила, следующие основные положения: щадить самолюбие, чувство собственного достоинства в родителях, поэтому любой откровенный разговор начинать с раскрытия в ребёнке положительных качеств, тактично указывать на ошибки, внимательно выслушать собеседника, вместе наметить пути решения
проблемы; стремиться примешь родителей к анализу тех или иных
поступков ребёнка; давать только обоснованные советы, предложив по данному вопросу несколько источников информации (пед. литература, консультация специалиста).
После серии таких бесед становится ясным, чем наполнена жизнь ребёнка в семье, какие методы воспитания используются взрослыми, и какие черты характера ребёнка вызывают у родителей тревогу. Становится виден и уровень педагогической культуры подготовленности родителей, знание своего ребёнка, адекватность оценок его поведения:, участие матери или отца в педагогической деятельности.
После беседы с родителями я старалась посетить воспитанника на дому. Цель посещения была всегда разная: от изучения условий воспитания в семье до индивидуальной работы с родителями, в частности с «трудными» в педагогическом смысле. Посещала и благополучные семьи, чтобы познакомиться с постановкой семейного воспитание в них.
Посещения были и плановые, и эпизодические, и однократные, многократные, но всегда с предупреждением, так как я считаю, что этика воспитателя играет далеко не последнюю роль в процессе воспитания. Каждое посещение планировалось, исходя уже из накопленных знаний и информации о семье. Результаты посещений фиксировались в отдельной тетради, делался анализ, намечался план дальнейшей работы. Вот лишь некоторые результаты посещений.
Светлана - единственная дочь. Молодые родители живут вместе с бабушкой. Отец девочки-лрограмист, мать работает в отделе соц. обеспечения. Мать пожаловалась, что дома дочь капризна, неуправляема. В д/с поведение ребенка не всегда ровное; с радостного: «Я пришла в садик!» до истерик: «Я не хочу в сад!» Причем, плач слышен лишь, когда Свету сопровождает мама или бабушка. В чем причина? Беседы с родителями, посещение на дому позволило сделать вывод; между отцом и матерью нет согласованности в требованиях к ребёнку - отец строг, мать- более снисходительна. Отцовские распоряжения отменяются мамой и бабушкой, которые считают, что родитель слишком строг с девочкой. Все капризы оправдываются особенностями характера. Когда был сделан анализ, постаралась убедить родителей, что детские капризы, в данном случае, результат разногласия в подходе к ребёнку. Капризы Светы - это способ поведе-
ния, рассчитанный на слабость матери. Поведение ребенка становится понятным после посещения семьи, В одной квартире не могут ужиться 2 семьи, это сказывается на ребенке. Сейчас ее родители строят дом. Иногда проблема решается и таким способом.
Еще одна Света в нашей группе. Семья многодетная-четверо детей, двое них совершеннолетние. Сначала мне показалось, что родители Светы-люди внимательные и заботливые, но вот ребенка стала приводить тетя: «Мама с палой льют», неутешительные слова. Дети остро чувствуют, когда случается горе. Ребенок стал словно «колючий ежик», любое слово, просьба -в штыки. Пробовала побеседовать с родителями, беседа оказалась непростой. «С чего вы взяли, что лью?» Беседа с заведующей д/с помогла ненадолго. Я поняла, что решить эту проблему детского сада невозможно, но и не пытаться было нельзя. И я отправилась «в гости». На удивление прием оказался радушным. Светила мама накрыла стол, старшие дети активно помогали ей. Ассортимент блюд был небогат, но каждое имело свой своеобразный вкус, я поинтересовалась, кто из чего сварил варенье, его вкус оказался необычным, и тут дети наперебой стали рассказывать рецепты и секреты приготовления своей мамы. Оказалось, что мама не только прекрасно готовит, но и шьет, /были извлечены брюки, блузки/. Уже перед самым моим уходом она посетовала: «Кому. нужны мои тряпки в деревне? На шитье нужны деньги, а где их взять? Времени свободного много, поэтому и коротаю его со стаканом».
Решение проблемы пришло в виде оформления группы. Я попросила Галину Степановну сшить платья для кукол, костюмы для игр- драматизаций, белье для кукол/ткань принесли другие родители, у кого не было времени на пошив/. Из старых покрывал, юбок выходили чудеса, а на родительских собраниях варенья Галины Степановны занимают первое место.
В семейном воспитании много своеобразия. Специфичны методы и приемы воздействия на детей, специфичны встречающиеся ошибки. Особую трудность представляет воспитание детей в неполной семье. У меня в группе их 2. Аня - поздний ребенок, мама воспитывает её одна. По образованию мама-педагог, может быть это и спасает от разного рода педагогических ошибок. В этой семье мать и дочь - одно целое: вместе стирают, убирают, ходят к бабушке в гости и помогают ей. Конечно,есть материальные трудности, но они не унывают. Я попросила Татьяну Васильевну поделиться своим опытом воспитания на родительском собрании.
Денис, тоже неполная семья, и тоже мама-педагог, сейчас работает в библиотеке. Мальчик очень общительный, развит не по годам, обладает хорошей памятью и в последнее время, что является редкостью,безумно любит. своих маму и бабушку, относится к ним нежно и не по годам трепетно. В этой семье всё делается с ребёнком вместе. Рисуют открытку-для бабушки, пекут пирог-для гостей, даже читают книгу - для того, чтобы рассказать о ней ребёнку в д. /с. Маму Дениса я тоже попросила поделиться своим опытом.
Обычно эпизодические посещения семей заранее не планируются, они вызваны необходимостью установления срочного контакта, с семьей, для решения того или иного вопроса.
Фирдусь- еще один мой воспитанник, он армянин, но быстро научился говорить по-русски. Щедрость и радушие-основные черты восточного человека. Мальчик очень любит приносить в сад хлеб, что печет его мама и раздавать ребятам. Он сам пригласил меня в гости, предварительно спросив разрешение у отца, переселенца из Армении. Дом всегда открыт для гостей, и Фирдусь растёт радушным хозяином, с гордостью утверждая : «Я -русский!». Проблема у ребёнка в этой семье одна /так называет его мама/ очень любит книги, но у родителей не хватает времени,слишком большое хозяйство, и я договорилась с мамой, чтобы попозже забирала его из д/с, тогда- у нас будет возможность уделить чтению книг больше времени.
После посещения семей понятным становится то, о чем писала Л. Ф. Островская своей книге «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника»: «Родители воспитывают детей своей собственной воспитанностью. Каждая минута соприкосновения с ребёнком должна обогащать его ум, формировать его личность. Важно, чтобы в любой момент отец и мать могли сказать сыновьям и дочерям: «Делайте и поступайте, как мы!» Ребенок не наследует привычки близких, а приобретает их благодаря постоянному общению, путем подражания,а,главное,воспитания. Задача педагогов,родителей-формировать у детей нравственные привычки в культуре общения, организованности,дисциплинированности, трудолюбия.»
Беседы с родителями, посещения на дому, анкетирование позволили раскрыть опыты лучших семей, Всё это позволило наметить дальнейшую работу с родителями. Прежде я придумала так называемую «Книгу жалоб и предложений» в которой родители оставляют свои просьбы, пожелания. С учетом таких пожеланий я наметила коллективные беседы и консультации, в. которых стараюсь дать квалифицированный совет, приглашаю специалистов по различным вопросам. Родительские собрания уже давно перестали носить официальный характер, концертные номера детей, рассказы о семьях, о блюдах, соленьях - уже неотъемлемая часть этих мероприятий. На наших собраниях папы совсем не редкие гости, очень часто на них приходят целые семьи. Так же я веду «Летопись каждого ребенка» это большой настенный календарь с фотографиями детей в семье и в д/с, украшенный стихами и рисунками детей по возрастам, который при выпуске ребенка из д/с выдается с подарком. 2-3 раза в неделю у нас проходит дни выпускников, когда бывшие воспитанники приходят в группу и помогают в работе с малышами.
С родителями организован клуб «Самоделкин», на занятиях которого я воплощаю в жизнь идеи по оформлению группы, причём зачастую инициаторами являются мамы, а их рукоделием удивляется весь сад.
Все нетрадиционные формы мы реализуем с родителями группы, причем все нововведения ими только приветствуются, им интересно всё, что связано с детьми,интересно все попробовать самим.
Мой опыт показывает, что чем ближе родители к детскому саду, а детским сад родителям, тем комфортнее чувствует себя ребёнок в таком окружении, и тем больше получает он от такого взаимодействия.