Ольга Ступицкая
Мастер-класс «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду в условиях реализации ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Ступицкая О. В.
Мастер-класс «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
«Современный родитель – в чем его укорить?
Есть родитель – «заказчик» – любит он говорить.
Наблюдатель – родитель будет только лишь зрить.
Активист и помощник – детям радость дарить».
(цитата из статьи Лаптий Светланы Анатольевны,
Публикация «Мастер-класс „Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду в условиях реализации ФГОС“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2018
воспитателя МБДОУ Д/С № 23 станицы Петровской Краснодарского края)
Сотрудничество педагогов и родителей :
• В основе системы взаимодействия с семьями воспитанников лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность (Закон «Об образовании», ст. 18)
• Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в его развитии. Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействие детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности.
Проблематика:
• Как показывает практика, далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей разумного воздействия на ребенка. Именно поэтому родителям необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. Только сотрудничество и сотворчество педагогов с родителями может принести реальную пользу в деле воспитания детей, а наиболее результативными формами общения педагогов с семьями воспитанников могут стать нетрадиционные, неформальные, творческие мероприятия.
• Неучастие родителей в жизни своего чада, банальное отсутствие какого-либо представления о том, каким должен быть ''успешный" родитель - и возникает определенная проблема в отношениях ребенка и его семьи.
Актуальность:
Задача детского сада на данном этапе - «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При взаимодействии работы двух структур надо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.
Основные задачи, стоящие перед дошкольным учреждением в работе с родителями :
• -изучение семей детей;
• -привлечение родителей к активному участию в деятельности учреждения;
• -просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.
• В своей работе мы используем как традиционные формы (собрания, консультации, беседы, так и новые: «Круглый стол", «Педагогическая гостиная»; «Вечера вопросов и ответов»; Семейная гостиная»; «Семейные конкурсы», «Семейные праздники-посиделки», мастер-классы, дни открытых дверей, родительские собрания с использованием компьютерных презентаций. игровые тренинги, где происходит сближение родителей, педагогов и детей.
• Важно помнить: какую бы формы мы не выбрали, взаимодействие с родителями нередко возникает не сразу. Это длительный процесс. Главное не останавливаться на достигнутом.
Этапы разрешения проблемы:
• Диагностика и анализ ситуации партнерских отношений педагогов и родителей ДОУ.
• Выявление проблем и противоречий, нуждающихся в разрешении.
• Организация системы занятий и консультаций для педагогов.
• Внедрение нетрадиционных форм в работу педагогов с родителями.
• Рефлексивный анализ деятельности.
Основные прогнозируемые результаты по итогам внедрения нетрадиционных форм работы с родителями :
• способствовать формированию нового менталитета родителей как воспитателей и изменить саму сущность их взаимодействия сначала с детским садом, а потом и со школой
• формирование потребности родителей в получении педагогических знаний, становление позиции семьи-партнера с коллективом ДОУ
• освоение педагогами технологии организации нетрадиционных форм работы с родителями
«Внедрение в практику»
• 1. Анкетирование родителей для сбора социологических данных о семье;
• 2. Опрос родителей для выявления индивидуальных особенностей ребенка;
• 3. Определение линии педагогического общения с семьей;
• 4. Подготовка вспомогательной литературы (книги, статьи, буклеты, журналы) для консультаций;
• 5. Подбор педагогических ситуаций, их решения;
• 6. Подготовка к открытому занятию для родителей (подбор атрибутов, дидактических игр);
• 7. Совместный подбор с родителями материалов для выставок, репортажей, папок-передвижек (фотографии, статьи, истории);
• 8. Подготовка к совместным проектам;
• 9. Подбор рекомендаций для родителей по организации содержательного досуга в семье, «правил общения», совместных игр, просмотров передач, чтения книг.
1. Открытые занятия с детьми в ДОУ и дни открытых дверей для родителей.
2. Родительские собрания с использованием ИКТ
3. Совместные тренинги, учения
4. Консультации для педагогов и родителей
5. Участие родителей в благоустройстве территории детского сада
6. Участие родителей в благотворительной акции «Белый цветок»
7. Участие родителей в драматизации на развлечениях, праздниках
8. Совместные экскурсии
9. Помощь в создании мини-музеев
10. Экскурсии по месту работы родителей
11. Родители принимают участие в оформлении тематических стенгазет
12. Участие в создании фотоальбома
«Деревья на улицах нашего города»,
где проживают наши воспитанники.
Итог о проделанной работе :
• Использование педагогами в своей работе названных форм взаимодействия с семьей позволяет успешно реализовать основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Таким образом, нетрадиционные формы работы с родителями создают единый, сплоченный, дружный коллектив детей, родителей и педагогов, раскрывают широчайшие возможности для организации совместной работы в триаде «Семья – ребенок – детский сад».
Список используемой литературы:
Дергачева О. М. Проблема взаимодействия детского сада и семьи / Дергачева О. М., Хозяинов Г. И. // Юбилейный сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. — М. : 1998.
Л. В. Коломийченко. Я – компетентный родитель : программа работы с родителями дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2013.
Л. В. Коломийченко. Семейные ценности в воспитании детей 3-7 лет. -М. : ТЦ Сфера, 2013.
Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ : Методический аспект. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
Зверева О. Л., Кротова Т. В. Родительские собрания в ДОУ : методическое пособие. М. : Айрис-пресс, 2007.
Арнаутова Е. П. Планируем работу ДОУ с семьей //Управление дошкольным образовательным учреждением № 4, 2002.
«Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду» С. Ю. Прохорова, Н. В. Нигматулина, В. И. Евстигнеева.