Мария Игнатьева
Взаимодействие с семьями воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с требованиями ФГОС ДО возрастает роль родителей в воспитании ребенка. Родители становятся полноправными участниками образовательного процесса: участвуют в разработке и реализации программы, в мероприятиях детского сада, проектной деятельности, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка. Для реализации этих требований необходимо построение системы взаимоотношений «дети – родители – педагоги», которая будет эффективно работать для реализации задач, стоящих перед дошкольной образовательной организацией.
Публикация «Взаимодействие с семьями воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция август 2018
Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. В соответствии с этим необходимо выстраивать отношения с родителями, основанные на взаимодействии и сотрудничестве.
Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.
Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада. Для нас стало важным установить доверительный контакт между родителями и сотрудниками, сделать родителей равноправными и равноответственными партнерами в образовательном процессе детей. В связи с этим в нашем дошкольном учреждении работает консультативный пункт «Рука об руку». Целью, которого является поддержка семьи и семейного воспитания, обеспечивающего комплексный подход и взаимодействие специалистов в работе с родителями.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
-выявление готовности семьи к активному взаимодействию с ДОУ на основе социально-педагогической и психологической диагностики;
-повышение педагогической культуры путём их просвещения;
-включение семьи в образовательный процесс с учётом социальных запросов родителей;
-создание в семье атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки, взаимозаинтересованности и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
-поддержка у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях;
-установление партнёрских отношений с семьёй каждого ребёнка.
Основные направления деятельности консультативного пункта поддержки семей:
o Разработка индивидуальных «BABY-маршрутов» и их сопровождение с использованием методов пренатальной педагогики.
o Возрождение и распространение традиций семейного воспитания.
o Проектирование семейных игротек, библиотек, медиатек в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.
o Обучение родителей основам использования психокоррекционных методов в обеспечении детям эмоционального комфорта.
o Организация совместного взросло-детского досуга.
Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Родители наших воспитанников имеют возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь ДОУ.
Компетентностный подход позволяет актуализировать скрытый воспитательный потенциал семьи путем включения родителей в воспитательный процесс ДОУ. При этом важно, чтобы родители выступали в качестве полноправных участников этого процесса.
При организации взаимодействия ДОУ с семьей, основной акцент ставиться на воспитание субъективности родителей, формирование их воспитательной культуры. В этом контексте задача нашего дошкольного образовательного учреждения сводится не к замещению семьи, а к ее обогащению теми практиками воспитания детей, которые накоплены в педагогической системе дошкольного образования.
Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, активно используются инновационные формы и методы работы:
1. Знакомство с семьей : встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей,почта доверия, телефон доверия.
2. Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, «Круглый стол» по интересующей теме, консультации специалистов, педагогические беседы с родителями, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание информации в интернете через сайт ДОУ, Сетевой город.
3. Образование родителей: семинары, семинары-практикумы, проведение мастер-классов, педагогические гостиные, клуб «Школа для родителей»,портфолио семейного успеха.
4. Совместная деятельность: привлечение родителей к организации конкурсов, концертов, ярмарок, посиделок, семейных спортивных встреч, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности, обмен опытом семейного воспитания,организаций тематических выставок.
В «Концепции дошкольного воспитания» зафиксировано, что семья и детский сад, имеют свои особые функции. Они не могут заменить друг друга. Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольном учреждение, какой бы высокой ни была квалификация педагогов, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в образовательном процессе.
Таким образом, речь идет не об одностороннем воздействии на родителей (принудительное чтение им докладов, посещение ими формальных мероприятий, а о взаимодействии детского сада и семьи, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями. В планировании работы учитывается не только уровень знаний и умений семейного воспитания самих педагогов, но и уровень педагогической культуры семей, а также постоянно изучаются социальные и образовательные запросы родителей (интересы, нужды, потребности). Педагогический коллектив нашего детского сада находится в постоянном поиске новых форм взаимодействия с семьями воспитанников, которые позволяют достигнуть реального сотрудничества.