Орлова Татьяна
Взаимодействие с родителями в условиях внедрения ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями
в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Орлова Т. Э., методист МОУ ДПО «Учебно-методический центр», г. Серпухов
Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Публикация «Взаимодействие с родителями в условиях внедрения ФГОС ДО» размещена в разделах
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.
Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность.
Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Новая философия взаимодействия семьи и ДОУ предполагает и новые отношения. Имея свои особые функции, они не могут заменить друг друга, поэтому установление между ними контакта является необходимым условием успешного воспитания ребенка дошкольного возраста.
Новая философия взаимодействия педагогов и родителей нашла отражение в ФГОС ДО.
• В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9
• Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6)
Принципы новой философии взаимодействия с семьи и ДОУ
Переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно-равноправное общение, совместное приобретение опыта.
• Важной составляющей диалогических отношений является конгруэнтность, т. е. способность общающихся искренне выражать испытываемые ими чувства. При этом реализуется принцип позитивного безусловного принятия другого человека.
• Взаимодействие предполагает также безоценочный стиль отношений. Недопустимость анализа личности родителя по степени его педагогической «грамотности-неграмотности», «активности-пассивности», «готовности-неготовности» к сотрудничеству.
• Конфиденциальность предполагает готовность педагога терпимо относиться к тому, что члены семьи маленьких воспитанников по разным причинам могут скрыть от него существенную информацию.
• Актуальной сегодня является и ориентация в содержании общения на проблемы, влияющие на развитие детей, учет запросов и пожеланий родителей в знаниях. В хорошем смысле слова это означает то, что педагог «идет на поводу» у родителей. Так же это доверительность отношений между педагогами и родителями, личная заинтересованность, эмансипация последних, предполагающая освобождение от старых взглядов, появление рефлексивного отношения к своей деятельности. Реализация этого принципа подразумевает отказ от критики собеседника, умение заинтересовать его, нацелить на анализ собственной воспитательной деятельности.
Как уже было отмечено, главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка. Поэтому особо важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что:
• родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению,
• в удобное для них время знакомиться с деятельностью малыша в детском саду,
• стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы. В рамках закрытого детского сада перейти же к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно.
• Вовлечение родителей в педагогический процесс учреждения называется «открытость детского сада внутрь». Сотрудничество ДОУ с социальными институтами, его открытость влияниям микросоциума, т. е. «открытость детского сада наружу», также является сегодня одним из направлений деятельности дошкольного учреждения.
К новым принципам взаимодействия относится и вариативность содержания, форм и методов образования родителей.
• Современный родитель нуждается в изучении, как новых тем, так и старых в новом звучании.
• Поэтому педагогам необходимо строить работу с родителями, используя разнообразные формы просвещения,
• формируя родителей как педагогов.
Поскольку взаимодействие на современном этапе не ограничивается педагогическим просвещением, следует уточнить и расширить понятие «взаимодействие» такой характеристикой, как способность родителей к рефлексии. Задача формирования у родителей одного из компонентов педагогической рефлексии – умения самокритично оценить себя как воспитателя, свою воспитательную деятельность, встать на место воспитуемого и посмотреть на ситуацию его глазами. Это особенно актуально для молодых отца и матери, поскольку у них только начинает складывать родительская позиция. От сформированности этого умения зависит характер взаимоотношений родителей и малыша, успех их дальнейшей воспитательной деятельности. Сформированные у родителей стремление понять ребенка, умение творчески применять полученные педагогические знания будут способствовать появлению взаимопонимания между ними, эмоционально-положительного, осознанного, нравственно-мотивированного отношения ребенка к требованиям взрослого.
К новым подходам взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи относится формирование родительской компетентности, которая предполагает интегрирование разных аспектов личного родительского опыта :
• когнитивного;
• эмоционального;
• сенсорного;
• коммуникативного;
• рефлексивного и др.
Компетентность включает в себя не только когнитивный компонент, но и эмоциональный, и поведенческий, то есть умение применять полученные знания на практике, сформированность педагогической рефлексии. Качество родительской компетентности будет обнаруживаться в способности взрослого находить в любой ситуации общения точный и искренний совместный язык контакта с ребенком, включающий многообразие вербального и невербального поведения субъектов общения, что позволит взрослому оставаться во взаимосвязи с ребенком. Когда выбор реагирования на поведение дошкольника осознан родителями, он становится свободным от привычных стереотипных реакций и «автоматизмов» поведения. И, конечно же, содержанием взаимодействия являются все вопросы воспитания и развития ребенка дошкольного возраста.
Динамичность.
• Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования,
• представлять собой мобильную систему,
• быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.
• В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определённая дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы, которые могут привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, и мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Сложившаяся ситуация показывает, что в настоящий момент существует ряд противоречий:
• между низким уровнем педагогической культуры и недостаточными знаниями основ психологии родителями и отсутствием системы обучения их в дошкольном учреждении;
• между стремлением родителей к активной деятельности в ДОУ и строго регламентирующим характером деятельности учреждения;
• между необходимостью построения работы с семьей на основе взаимодействия и сотрудничества и неумением педагогов вести эту работу;
• между правами и обязанностями родителей и неумением ими пользоваться.
В соответствии с 44 статьёй закона «Об образовании в Российской Федерации» родители получают юридическое право на то, чтобы познакомиться:
– с уставом, лицензией, свидетельством о государственной аккредитации, учебно-программными материалами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
– с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями;
– с информацией о всех видах планируемых обследований ребёнка (психологических, психолого-педагогических) и принимать решение относительно участия ребёнка в таких обследованиях;
– с результатами проведённых обследований ребёнка.
Согласно выдвигаемым в этой статье закона требованиям, родители обязаны :
– обеспечить получение детьми общего образования;
– знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса и высказывать своё мнение относительно рекомендаций по организации обучения и воспитания детей;
– присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, при обсуждении результатов обследования и вынесении заключения;
– соблюдать правила внутреннего распорядка, требования локальных нормативных актов, предусмотренных образовательной организацией;
– уважать честь и достоинство детей и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность;
– участвовать в управлении организации, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями обязанностей, предусмотренных законом «Об образовании в Российской Федерации» и другими законами, родители несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ. В связи с этим становится очевидным, что участие родителей в реализации основной образовательной программы дошкольного образования является серьёзным и ответственным для них делом, требующим определённой компетентности. В связи с этим предлагаем родителям более подробно познакомиться с моделями реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Реализации родителями основной общеобразовательной программы дошкольного образования в форме семейного образования
Статья 64 Закона «Об образовании в РФ». Дошкольное образование (Глава 7, статья 64)
3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Родители имеют право посещать консультативные пункты для получения методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи (без взимания платы) в целях оценки индивидуального развития детей, связанной с оценкой эффективности педагогического воздействия.
На этапе завершения дошкольного образования родители посещают консультативный пункт в целях получения бесплатной помощи в оценке индивидуального развития ребенка для его перехода на следующий уровень общего образования: начальная школа.
Таким образом, в настоящее время, существуют разные подходы к взаимодействию педагогов ДОУ и родителей. Одной из основных целей внедрения ФГОС ДО – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение в одну команду, развитие потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.