Марина Букшан
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями на логопункте
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями.
Учитель-логопед
МАДОУ №14 «Берёзка» с. Яжелбицы
(Валдайского района, Новгородской области)
Букшан Марина Михайловна
Наибольшей эффективности в коррекционной работе с детьми, имеющими различные нарушения речи, можно добиться только при тесном взаимодействии учителя-логопеда с родителями воспитанников.
Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда с родителями на логопункте» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Еще В. А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если педагоги будут поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу.
Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, как правило, они испытывают трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком дома. Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы.
В логопункте дошкольного учреждения вопросам взаимодействия с родителями воспитанников отводится особая роль.
В логопедической группе детского сада ребенок с речевыми нарушениями получает достаточное количество помощи по коррекции и развитию речи. Там большее количество коррекционных занятий с логопедом, и даже деятельность всех остальных специалистов, в том числе и воспитателей, направлена на развитие и закрепление речевых навыков ребенка.
В то же время в дошкольном логопункте помощь по речевому развитию ребенок получает преимущественно от логопеда. Да и количество коррекционных занятий максимум доходит до трех в неделю, что является недостаточным для исправления речи, даже при фонематическом недоразвитии речи. Всё это побуждает учителя-логопеда к поиску эффективных форм взаимодействия с родителями с целью оказания качественной и своевременной помощи детям.
Организовать свою работу с родителями я стараюсь так, чтобы в более короткие сроки сделать родителей своими союзниками и активными участниками коррекционного процесса.
В работе с родителями ставлю перед собой следующие задачи:
• Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;
• Формировать потребности участия в коррекции речи ребенка.
• Приобщить родителей к участию в коррекционном процессе через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
• Повысить грамотность родителей в области развития и коррекции речи.
• Расширить общую психолого-педагогическую осведомленности родителей.
• Формировать адекватную воспитательную позиции в отношении к ребенку.
• Обучать практическим приемам работы с детьми по коррекции и развитию речи.
Н. Ф. Виноградова, Н. Г. Година, Л. В. Загик и другие отечественные педагоги настаивали на разнообразии форм и методов работы учителя – логопеда ДОУ с родителями.
Взаимодействуя с родителями, я использую как традиционные, так и инновационные формы.
Формы работы с родителями, используемые в работе.
Анкетирование
При помощи анкетирования в начале учебного года я осуществляю сбор анамнестических данных, узнаю состав семьи, замечают ли родители трудности в речи ребёнка и как к этому относятся, как стимулируют речевое развитие, оказывалась ли ребёнку логопедическая помощь ребёнку ранее. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах развития ребёнка.
Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, «по каким вопросам в обучении ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда». Родители говорят о том, какие проблемы их волнуют, а я эти вопросы беру на вооружение при планировании работы с родителями и детьми.
На мой взгляд, очень эффективно проводить анкетирование родителей вначале учебного года, которые помогают их адаптации, а так же более успешному взаимодействию с ними.
Также я провожу анкетирование в конце учебного года, чтобы выявить отношение родителей к моей работе с детьми, замечают ли продвижения в развитие речи ребёнка. Родители прописывают свои замечания, пожелания, предложения.
Беседы
В начале года, после обследования детей, с помощью беседы я знакомлю родителей с результатами. С родителями каждого ребёнка, имеющего речевое нарушение, веду отдельный разговор. Родные ребёнка узнают о пробелах в его развитии, получают советы, рекомендации. Беседу стараюсь вести тактично: моя задача в том, чтобы помочь семье в воспитании ребёнка. От того, как протекают первые встречи с родителями, зависит, наладится ли в дальнейшем наше сотрудничество.
В ходе учебного процесса также провожу беседы по вопросам продвижений детей в развитии и коррекции речи.
В конце учебного года провожу индивидуальные беседы о результатах работы с ребёнком.
Родительские собрания
Родительские собрания необходимы для привлечения родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка.
В начале учебного года на родительском собрании сообщаю в целом о результатах логопедического обследования, о зачислении детей в логопункт, знакомлю с программой и планированием на учебный год. Рассказываю о речевых нарушениях у детей в общем.
В конце учебного года знакомлю родителей с итогами коррекционной работы за год.
Тетрадь (логопедическая папка) для выполнения рекомендаций дома
Тетрадь (папку) с рекомендациями для родителей дети получают в пятницу, в течение недели выполняют задания, а в последующий четверг приносят обратно в детский сад.
В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради (папке) даются не только по звукопроизношению, но и по формированию фонетико-фонематической стороны речи, лексического строя речи, грамматических представлений и развитию связной речи.
Консультации
Консультации для родителей являются одной из форм дифференцированной работы с семьей. Такой вид работы позволяет мне дать квалифицированный совет родителю по воспитанию и развитию ребенка.
Наиболее актуальные темы для консультаций, которые интересуют основное количество родителей:
- «Кому поможет логопед?»
- «Двадцать простых советов логопеда родителям»
- «Формирование мотивации к коррекционным занятиям у дошкольников с нарушениями произношения»
- «Как развивается речь?»
- «Почему ребёнок неправильно произносит звуки?»
- «Автоматизация звуков»
- «Роль пальчиковых игр в развитии ребёнка»
- «Зачем логопед даёт домашние задания?»
- «Речевая готовность ребёнка к школе».
Семинары-практикумы
На семинарах-практикумах провожу обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком-логопатом и формирую у родителей представления о готовности ребенка к обучению в школе.
Актуальные для родителей темы семинаров-практимумов:
- «Дыхательная и артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения»
- «Приёмы развития мелкой моторики рук»
- «Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов при обучении грамоте»
Посещение родителями индивидуальных и открытых занятий
В течение учебного года родители по желанию могут посетить индивидуальные и подгрупповые занятия.
Основное внимание родителей обращается на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями. Взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком.
В конце учебного года проводится открытое фронтального занятия для родителей и форме КВН «Занимательное азбуковедение».
Круглые столы
Круглые столы использую для открытого обсуждения актуальных для родителей вопросов и проблем.
Вспомогательные наглядные средства:
- специальные «логопедические уголки»;
- информационные стенды;
- пособия, памятки.
Многолетний практический опыт работы позволяет мне сделать вывод о том, что современным родителям нужна постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Только информированные и заинтересованные родители могут стать активными субъектами коррекционного процесса, помощниками учителя-логопеда в полноценном формировании речи дошкольников. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным.