Лучший педагог года

Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Иванова Алина
Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.

Аннотация: В статье раскрываются понятия «Эмоции», «Интеллект»,

«Эмоциональный интеллект». Рассматривается значимость эмоционального интеллекта в развитии детей дошкольного возраста, подчеркивая его ключевуюроль в формировании навыков общения, эмоционального восприятия. Подводится итог, что повышение уровня эмоционального интеллекта может существенно улучшить адаптацию к школьному обучению и помочь в

установлении позитивных социально-коммуникативных отношений у детей дошкольного возраста.

Эмоциональный интеллект, важная составляющая человеческой психологии, играет несомненно ключевую роль в нашей способности понимать, выражать и эффективно управлять своими эмоциями. Особенно значимо это развитие в детском дошкольном возрасте, когда формируются фундаментальные навыки и понимание собственных и чужих чувств. Это определяется связью эмоционального интеллекта с адекватным самовосприятием и восприятием других людей, с возможностью успешно справляться с различными жизненными ситуациями и успешностью в учебной и профессиональной деятельности, с адаптивностью и способностью к установлению более позитивных отношений с окружающими и, как следствие, эффективностью в общении, с устойчивостью к стрессу. [1, с. 78]

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает одну из образовательных областей - «Социально-коммуникативное развитие». Социально –коммуникативное развитие направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации. [6, с. 32]

В своих трудах Дубровина И. В. доктор психологических наук под понятием «Эмоции» понимает: «Эмоции - это более простое, непосредственное переживание в данный момент. Эмоции не возникают сами собой, без причины, их истоки-в потребности человека, как в простейших, органических, так и социальных. Эмоции формируются в ходе человеческой деятельности, направленной на удовлетворение его потребностей».Значение эмоций в психической деятельности человека и становлении его личности огромно. Они обогащают психику человека, яркость и разнообразие чувств делают его более интересным и для окружающих, и для самого себя. Богатство собственных переживаний помогает более глубоко и тонко понять происходящее, будь то произведения искусства - стихи, музыка, театр, или переживания других людей, или события, происходящие в мире. [2, с. 198]

Различные эмоции окрашивают наше поведение и наши отношения, создавая более или менее продолжительные, иногда устойчивые переживания. Иными словами, мы всегда находимся в каком-либо эмоциональном состоянии: жизнерадостном, оптимистичном, грустном, печальном, подавленном, мрачном и пр. Выделяют несколько видов таких состояний.

Ильин Е. П. в своих исследованиях и в своем учебнике «Эмоции и чувства» отмечал что «Эмоции – это не только способ оценки предстоящей ситуации, но и механизм заблаговременной и адекватной подготовки к ней за счет мобилизации психической и физической энергии. В результате под влиянием эмоции человек реагирует на еще не наступивший контакт с раздражителем». [4,с. 51]

Крылов А. А. доктор психологических наук в своих трудах рассматривал понятие «интеллект». «Интеллект – в переводе с латинского intellectus – понимание, познание; intellectum – разум. Не случайно по своему психологическому содержанию понятие «интеллект» относится к нечетко определяемым понятиям. Широко распространена точка зрения, согласно которой интеллект – это то, что можно измерить с помощью интеллектуальных тестов. Понятие «интеллект» сводят то к некой общей биологической функции и общему фактору, то к мобильности формальных операций, то к речевому мышлению, значениям и личностным смыслам и, наконец, к предельно широко трактуемому «познанию» как атрибуту сознания и общей способности к рефлексии. В последнем случае интеллект отождествляется с категорией сознания». [5, с. 111]

Следует отметить, что эмоциональный интеллект считается одним из важнейших факторов успешности в общении и деятельности. Высокий его уровень рассматривается как предпосылка организаторских способностей, что, в свою очередь, предопределяет эффективность поведения детей в ДОО. Высокоразвитый эмоциональный интеллект является фактором самоактуализации в творческой деятельности, связанной с общением и взаимодействием с другими детьми. [4, с. 112]

Современное образовательное пространство отмечает множество данных, свидетельствующих о взаимосвязанности эмоционального интеллекта с характеристиками эмоционального и социального общения. Установлена его взаимосвязь с широтой социальных контактов, удовлетворенностью социальной поддержки и жизнью.

Известно, что дети дошкольного возраста с низким уровнем эмоционального интеллекта оцениваются сверстниками, как нежелательные партнеры по общению. Первоклассники с низким уровня его сформированности переживают сильнее недовольство социальным окружением, чем их сверстники с высоким уровнем его развития. Ссылка

Поступление ребенка в школу приводит к изменению его эмоциональной сферы. Это происходит вследствие того, что расширяется содержание его деятельности, а также потому, что увеличивается количество эмоциональных объектов. Первоклассники, как и дошкольники, бурно реагируют на значимые для них события. Однако у них появляются способности подавлять волевым усилием нежелательные эмоциональные реакции. Благодаря этому первоклассники могут скрывать свои эмоции или, наоборот, изображать те эмоции, которые они в данный момент не переживают.

Развитие эмоционального интеллекта первоклассника связано с переменой его образа жизни. В этом возрасте наблюдаются уменьшение импульсивных реакций ребенка, проявление эмоций в соответствии с социальными нормами и требованиями.

Таким образом, высокий уровень эмоционального интеллекта может облегчить ребенку адаптацию к школьному обучению. [3, с. 4]

Существуют методы в развитии и формировании эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста: добавить автора, ссылка

- метод мотивации к эмпатии: воспитатель пробуждает у детей эмоциональные реакции через понимание и эмпатию эмоциональных условий другого, превращаясь в помощь;

- метод эмоционально - образного воздействия, которая направлена на мотивацию детей к передаче эмоциональных переживаний в образном воплощении посредством «погружения» в ситуации свободной операционной представлениями;

- словарный метод реализуется большей частью в эстетических беседах с детьми и в развитии словаря эмоций ребенка;

- игровой метод является одним из основных методов формирования эмоций у детей дошкольного возраста. Игры близки, доступны активности детей дошкольного возраста, которая естественно вписывается в жизнь детей, как ведущей деятельности способна осуществлять позитивные изменения в эмоциональной и других сферах личности, формировать новые способы действий и формы поведения. Имея такие свойства, игра создает благоприятную ситуацию для развития выразительных проявлений детей, для их творческой самореализации. В ходе преобразований роль и при выполнении различных игровых задач ребенок непроизвольно обогащается способами выражения эмоций и адекватного оформления экспрессивных действий. Эмоционально-сенсорные и эмоционально-экспрессивные игры - самые важные эффективные в сфере развития эмоционального интеллекта. [6, с. 11]

Изучив и проанализировав специальную методическую литературу, следует отметить ряд игровых приёмов, которые часто используются в развитии и формировании эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.

Игра «Убеди меня»

Цель игры: научить отстаивать свои интересы; защищать то, что дорого; спокойно принимать критику своих убеждений.

Ход игры:

Спросите ребёнка, какое из недавно прочитанных произведений понравилось ему больше всего.

Сделайте сенсационное заявление, объявив, что считаете эту книгу совершенно неинтересной.

Позвольте ребёнку переубедить вас.

На что обратить внимание

Будьте тактичны. Возражайте мягко, не оскорбляя детских чувств, но побуждая своего оппонента приводить всё новые и новые аргументы в защиту своей позиции.

В итоге вы должны признать победу малыша. В идеале после игры вместе перечитать книгу, которую обсуждали.

Вместо литературы можно подвергнуть анализу просмотренные фильмы и мультики, новые игры, игрушки и наряды.

Игра «Командиры наоборот»

Цель игры: помочь детям осознать золотое правило нравственности: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».

Ход игры:

Игра рассчитана на компанию из нескольких человек.

Выберите ведущего. Как правило, это взрослый, которому известен секрет игры.

Каждый из игроков должен придумать для ведущего задание: прокукарекать; зайти в тёмный чулан; почесать кота за ушком.

Задания могут быть любыми, при условии, что их выполнение не причинит никому вреда.

Когда все игроки высказались, ведущий объявляет главную «фишку»: выполнять задания предстоит не ему, а тем, кто их придумал.

На что обратить внимание

При повторном выполнении упражнения его воспитательная ценность существенно падает. Зная «фишку», ребята будут придумывать задания очень осторожно.

Вы можете изменить правила, превратив описанную игру в «ФАНТЫ»:

все игроки пишут задания на бумажках;

бумажки надо свернуть и кинуть в шляпу;

все игроки по очереди достают свёртки и выполняют то, что вытянули.

Игра «История одного шарика»

Цель игры: научить ребёнка расслабляться, подстегнуть работу его воображения, помочь анализировать собственные переживания.

Ход игры:

Попросите малыша надуть яркий воздушный шарик.

Придумайте историю, суть которой в том, что шарик переполнен эмоциями:

- ему очень обидно, что он зелёный, а его друзья красные;

- он боится предстоящего праздника, потому что дети могут его раздавить;

- он солгал маме-шарику о том, где гулял вчера вечером, и теперь ему мучительно стыдно.

Чтобы шарик не лопнул от нахлынувших эмоций, ему надо помочь. Пусть ребёнок медленно выпустит воздух из шарика, приговаривая в этот момент что-то подбадривающее, какие-то слова поддержки.

На что обратить внимание

Желательно, чтобы надувал шарик, а затем выпускал из него воздух ребёнок, но если потребуется, помогите с этой частью задания.

Спрашивайте малыша, бывали ли у него ситуации, в которых он чувствовал себя как этот шарик (эмоции могут быть и радостными, не обязательно упоминать страх, досаду или стыд).

Таким образом, эмоциональный интеллект является ключевым элементом, определяющим качество социальных взаимодействий и успех в различных сферах деятельности. Важность его развития на ранних этапах жизни трудно переоценить, поскольку именно в дошкольном возрасте закладываются основы для формирования навыков эмоционального восприятия и саморегуляции. [7, с. 5]

Существующие исследования подтверждают, что дети с высокоразвитыми эмоциональными навыками легче адаптируются к новым условиям, устанавливают гармоничные отношения со сверстниками и взрослыми, а также достигают больших успехов в учебной деятельности. В свою очередь, низкий уровень эмоционального интеллекта может стать серьезным барьером для социального общения, препятствуя полноценному взаимодействию с окружающими.

Необходимость интеграции знаний педагогом о развитии эмоционального интеллекта в образовательных программах становится особенно актуальной в воспитании подрастающего поколения. Это позволит на этапе дошкольного образования подготовить детей к успешному социальному взаимодействию и формированию крепких отношений со сверстниками, что, безусловно, положительно скажется на их будущей успешной социализации, раскрытии своих личностных особенностей.

Список литературы

1. Андреева, И. Н. Азбука эмоционального интеллекта /Вопросы психологии – 2006.- 288с. – Текст: непосредственный

2. Дубровина, И. В. Психология /Москва 2003. - 460с. – Текст: непосредственный

3. Журнал Дошкольная педагогика №6 (171)/август/2021

4. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Мастера психологии 2011. - 175с. – Текст: непосредственный

5. Крылов, А. А. Психология / Проспект 2005. - 474с. – Текст: непосредственный

6. Минаева, В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. / М. : АРКТИ, 1999. — 48 с. - Текст: непосредственный

7. ФГОС ДО, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М: УЦ Перспектива, // 2014. – 32с. – Текст: непосредственный.

Публикации по теме:

«Какая эмоция?» Игра для развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста«Какая эмоция?» Игра для развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста Игра на развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста «Какая эмоция?». [i]Эмоциональным интеллектом [/i]современная.

Консультация для педагогов и родителей «Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников»Консультация для педагогов и родителей «Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников» Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность распознавать, понимать и управлять своими эмоциями, а также эмоциями других людей. Развитие.

Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ДОУ ПО ТЕМЕ: "ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
Опубликовано: 21 февраля 2025 в 15:05
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Иванова Алина (УИ 3539736) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД