Коротаева Лидия Николаевна
Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей с речевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей с речевыми нарушениями
В последние годы проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. В результате многих неблагоприятных факторов окружающей среды подавляющее большинство детей сегодня нуждаются в коррекции нарушения речевого развития, в организации профилактического воздействия.
Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей с речевыми нарушениями» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Между тем, Федеральный государственный образовательный стандарт к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования определил целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция. Если вовремя не уделять должного внимания устранению речевых нарушений, то они превратятся в стойкий дефект и могут сказаться на обучении в школе, на выбор профессии в будущем. Этим обусловлена актуальность коррекционно-образовательной работы. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Ещё В. А. Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если педагоги будут поддерживать связь семьёй и вовлекать её в свою работу. Опыт работы в ДОУ показывает, что современным родителям необходима постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится всё более востребованным; педагоги стремятся найти новые точки взаимодействия, инновационные формы работы с родителями, которые помогут решить проблемы каждого ребёнка и семьи индивидуально.
Актуальность проекта «Совместная деятельность учителя-логопеда и родителей» определяется реальными потребностями коррекционного образования, ростом количества детей с самыми разными речевыми нарушениями и необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе. Кроме того, нельзя недооценивать важность жизнедеятельности дошкольников в семье. При отсутствии систематической взаимосвязи с семьями воспитанников педагоги не могут быть достаточно информированными о характере речевой деятельности детей в повседневных жизненных ситуациях.
К сожалению, в вопросах взаимодействия и сотрудничества с родителями существуют ряд проблем. Одна из наиболее сложных проблем – разное отношение педагогов и родителей к вопросам речевого развития детей. Некоторые родители просто отстраняются от работы по устранению речевых недостатков, ссылаясь на нехватку времени. Другие не владеют достаточными знаниями и умениями. Третьи считают речевые нарушения не столь важными, не придают им значения, считая, что «и так всё пройдёт, сам научится». Некоторые попросту не замечают проблем с речью у своего ребёнка или замечают только нарушенное звукопроизношение (чаще всего звука «р»). Поэтому необходимо помочь родителям понять, как должна развиваться речь, какие проблемы существуют у конкретного ребёнка, насколько важно своевременно и правильно формировать речь детей; показать родителям, в чём суть взаимоработы логопеда, воспитателей и родителей; подчеркнуть необходимость закрепления в домашних условиях достигнутых на занятиях результатов; найти такие формы и методы воздействия, которые помогут сделать родителей не только своими союзниками, но и главными помощниками в работе.
На мой взгляд, сотрудничество учителя-логопеда и родителей будет способствовать их активному вовлечению в коррекционный процесс, если будут соблюдены следующие условия:
- работа будет проводиться систематично, целенаправленно, содержать разнообразные формы;
- учитель-логопед будет осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к каждому родителю и ребёнку;
- внимание родителей будет привлекаться к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми;
- отношение между учителем-логопедом и родителями будут доброжелательными, их общая цель будет направлена на помощь ребёнку в устранении его речевых нарушений.
Для полноценной подготовки детей к школе и устранения недостатков речевого развития я определила основную цель своей работы –осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс для повышения эффективности коррекционной работы.
Для реализации данной цели необходимо было решать следующие задачи:
-Изучить и проанализировать позиции родителей по отношению к ребёнку и его речевому дефекту.
- Разъяснить родителям важность коррекционно-развивающего обучения и их участия в этом процессе.
- Подобрать наиболее оптимальные формы и методы работы по взаимодействию с семьёй, учитывая индивидуальность каждого из родителей.
- Рационально спланировать работу с родителями и реализовать её на практике.
- Повысить педагогическую компетентность среди родителей и педагогов, познакомить их с разнообразным практическим материалом, направленным на решение конкретных задач коррекционно-образовательного процесса.
- Оказывать помощь родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддерживать их уверенность в собственных педагогических способностях.
- Выявить результативность работы по устранению речевых нарушений при активном вовлечении родителей в коррекционный процесс.
Разработка и реализация проекта осуществлялась в три этапа.
На первом этапе была создана теоретическая база для реализации проекта. Прошли обсуждения с родителями предстоящей работы, выяснялись образовательные потребности родителей. Проводилось анкетирование, которое показало, как родители относятся к проблемам речевого развития своего ребёнка, как оценивают свою роль в формировании его речевых навыков.
Основной формой работы с родителями в этот период были родительские собрания, индивидуальные и подгрупповые консультации.
Во время второго этапа была реализована основная система мероприятий для родителей. В настоящее время востребованным является такое взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно так же направлено на повышение педагогической культуры родителей, т. е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков.
Особый интерес вызывали мероприятия (семинары-практикумы «Традиционные и нетрадиционные упражнения для развития мышц речевого аппарата», «Пальчиками играем-речь развиваем»; мастер-классы «Учимся слышать и различать звуки», «Автоматизируем звуки в игре»; круглый стол «Организация единого речевого пространства в ДОУ в семье», на которых родители могли не только получать теоретические рекомендации и советы, но и на практике потренироваться в проведении различных видов гимнастик, выполнить задания по автоматизации, дифференциации звуков, лексико-грамматические упражнения. Основное внимание мам или бабушек обращалось на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов. Вниманию родителей предлагались дидактические игры с подробным описанием их применения по обогащению словарного запаса, развитию грамматического строя, формированию звуковой культуры слова, развитию связной речи. Обращалось внимание родителей на то, что игры можно не только приобрести в магазине, но и изготовить самим совместно с ребенком.
Интересным и запоминающимся оказалось мероприятие «Мы друг друга понимаем», в котором участвовали дети, их мамы и бабушки. Участники могли продемонстрировать и свои речевые, и артистические способности.
Сколько бы мы не говорили родителям о том, каких успехов добились их дети, над чем необходимо работать, лучшим для них способом демонстрации детских умений и педагогических приёмов являются открытые занятия. На таких занятиях родители видят, как можно помочь своему ребёнку, что именно не получается у него, как можно в домашних условиях проводить коррекционную работу. На индивидуальных занятиях родители (как правило, только мамы) сами имеют возможность потренироваться в выполнении коррекционных упражнений. «Учимся у тех, кого любим» - это выражение может точно объяснить роль мамы на таких занятиях. При этом мамы проявляют интерес и к поведению ребёнка на занятии, и к тому, как он усваивает преподносимый материал, какими методами можно добиться правильного произношения.
Активнее вовлекать родителей в коррекционно-логопедический процесс помогает организация мини-проектов. Вместе с родителями мною были реализованы проекты «По дорогам сказок», «Эти удивительные гласные», «Мудрость народа в пословицах и поговорках», «Пальчиками играем-речь развиваем», «Сказка о весёлом язычке», «Безопасная дорога» и др. В ходе работы над этими проектами родители принимали участие в организации выставок, в изготовлении всевозможных поделок и пособий.
Интересным видом работы с родителями, на мой взгляд, является использование почтового ящика «Мне интересно и важно знать».
Эта работа позволила мне осуществить обратную связь с родителями. Родитель имеет возможность анонимно задать интересующий его вопрос получить ответ (стенд «Советы логопеда») без личной встречи. Данный вид взаимодействия необходим для тех родителей, которые в силу своей занятости не имеют возможность лично встретится с логопедом, а также для родителей, которые в силу разных причин боятся или стесняются задать тот или иной вопрос.
Очень важна для родителей и наглядная информация. Ведь по утверждению психологов, мы запоминаем любую информацию лучше, воспринимая её зрительно. Материалы, которые помещаются в Речевом уголке, в папках-передвижках (практические рекомендации, иллюстративный или выставочный материал, служат стимуляцией активности родителей. А узнать, как родители распоряжаются данной информацией, помогает стенд «Занимаемся логопедией дома». В рамках реализации данного проекта родителями были оформлены мини папки с небольшими фотоотчётами о коррекционной работе в домашних условиях.
На заключительном этапе проекта были подведены итоги работы над проектом, проведено анкетирование родителей. Все родители без исключения отметили положительную динамику своего ребёнка в речевом развитии и высоко оценили проделанную логопедом коррекционную работу.
Сравнительный анализ результатов коррекционной работы позволил сделать вывод, что у детей, чьи родители принимали активное участие в работе, выполняли рекомендации логопеда, проявляли собственную инициативу в некоторых ситуациях, наблюдалась высокая результативность коррекционной работы, значительно сокращалось время, затраченное на устранение речевого нарушения.
1. Бабина Е. С. «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе». Логопед 2005 N 5.
2. Бачина О. В., Самородова Л. Н. «Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи», ТЦ «Сфера», М. 2009 г.
3. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Г. Б. «Логопедия». Екатеринбург, 1998.
4. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М. «Если ваш ребенок отстает в развитии», М. «Медицина», 1993 г.
5. Виноградова Н. Ф., Година Г. Н., Загик Л. В. и др. «Детский сад и семья», М. Просвещение 1981 г.
6. Волкова И. Е. «Родители и дети», М. 1961 г.