Татьяна Истомина
Взаимодействие учителя логопеда и музыкального руководителя
▼ Скачать + Заказать документы
Представляю вашему вниманию совместно разработанную статью о нашей совместной работой с учителем-логопедом. Статья уже была опубликована в журнале "Дошколенок Кузбасса" в декабре 2016 года. Так как издание публикуется только в Кемеровской области, будем рады поделится опытом со всеми заинтересованными педагогами.
Логоритмика :взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.
Публикация «Взаимодействие учителя логопеда и музыкального руководителя» размещена в разделах
Успех преодоления речевых расстройств зависит от многих факторов и от эффективного взаимодействия всех участников коррекционного процесса. В коррекционной работе с детьми с ОНР положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя.
Одним из эффективных приемов работы логопеда над произносительной стороной речи детей может выступать фонетическая ритмика (речевая ритмика). Содержание фонетической ритмики является обучение детей выполнению крупных и мелких движений тела, рук, ног, головы, всего корпуса, которые следует сопровождать произнесением как звуков и слогов, так и слов и фраз. Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь и более успешно овладеть произносительными умениями.
Г. А. Волкова, развивая идеи В. А. Гринер и Н. С. Самойленко [1941], рекомендует использовать в логопедической работе по коррекции неречевых и речевых функций следующие средства логопедической ритмики :
- вводные упражнения (ходьба и маршировка в различных направлениях);
- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
- упражнения, регулирующие мышечный тонус;
- упражнения, активизирующие внимание;
- счетные упражнения;
- речевые упражнения без музыкального сопровождения;
- упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра;
- упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
- ритмические упражнения;
- пение;
- игру на музыкальных инструментах;
- музыкальную самостоятельную деятельность;
- игровую деятельность;
- упражнения для развития творческой инициативы;
На занятиях по логопедической ритмике для развития творческого потенциала, эффективной коррекции многообразных речевых и неречевых нарушений у детей с ОНР мы используем музицирование (вокальное и инструментальное, речедвигательные игры и упражнения (дыхательно-артикуляционные упражнения, массаж и пальчиковую гимнастику в игровой форме (сопровождаем художественным словом, речевые игры и ролевые стихи, танцевально-ритмические игры и упражнения.
Вокальное музицирование предполагает приведение голосового аппарата в рабочее состояние, настройку слуха и внимания, знакомство с возможностями человеческого голоса. Для этого используем игры по развитию голосового аппарата, звукоподражательные игры с пением, песенный фольклор, пение с движением и тональным аккомпанементом.
Инструментальное музицирование является основой формирования ритмических навыков игры на различных музыкальных инструментах и их заместителях. Это развивает фонематический слух, внимание, воображение и умение использовать характерное звучание инструментов при создании музыкальных картин.
. Танцевально-ритмические упражнения. Являются основой для развития чувства ритма и двигательных способностей, позволяющих свободно и красиво выполнять согласованные с музыкой движения, задания и игры (в том числе подвижные). Осознание возможностей своего тела при выполнении тех или иных поз, движений, жестов означает вместе с тем и осознание своих чувств.
Планирование этой работы осуществляется совместно логопедом и музыкальным руководителем. При этом учитываются следующие принципы : наглядность, доступность, поэтапное повышение требований, стимулирование активности и сознательности детей, индивидуальный подход к каждому ребенку. Кроме того, при построении занятия необходимо опираться на связь логопедической ритмики с физическими возможностями детей, ее оздоровительная направленность, связь с основными компонентами музыкальной деятельности с учетом механизмов и структуры речевого нарушения и развития личности в целом. Содержание занятия напрямую связано с изучаемой лексической темой, задачами логопедической коррекции в конкретной возрастной группе, а также с программными требованиями по музыкальному и физическому воспитанию.
Игровые упражнения по развитию речи детей на основе фонетической ритмики на примере гласных звуков.
1. Цели:
1 Уточнение произношения гласных звуков
2 Развитие речевого дыхания.
3 Фонематической ритмики
Звук «А».
Дети вытягивают руки вперед, соединив ладони. Произносится гласный «а-а-а.», они плавно разводят руки в стороны ладошками вверх.
Интонация радости.
Звук «О».
Дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный «о-о-о…», они плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой.
Интонация удивления.
Звук «У».
И. п. : руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося гласный «у-у-у…», дети давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз.
Интонация угрозы.
Звук «Э».
И. п. : руки опущены. Произнося гласный «э-э-э…», дети плавно сгибают руки в локтях, поднимая кисти до уровня плеч. Локти опущены (поза хирурга, одновременно покачивая головой с укоризненным оттенком.
Интонация укора.
Звук «И».
И. п. : руки согнуты перед грудью, указательные пальцы направлены вверх, остальные сжаты в кулачки. Произнося гласный «и-и-и…», дети встают на носочки, поднимают руки высоко над головой, тянутся вверх.
Интонация удивления и радости.
Звук «Ы».
И. п. : руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти направлены в стороны. Произнося гласный «ы-ы-ы…», дети с усилением отводят в стороны согнутые в локтях руки («растягивают пружину»).
Звук «Ы» произносится сердито.
2. Мимические упражнения:
Цель: способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры; развивают умение выражать эмоциональное состояние, используя невербальные средства общения.
Например: в лесу (тема “Дикие животные”) :
Лисичка – хитрая,
Волк – злой,
Заяц – трусливый и т. д.
3. Стихотворения (речевые упражнения) :
«Правая и левая»
Эта ручка – правая!
Эта ручка – левая! (вытягивать руки поочередно вперед ладонями вверх)
Я на мячик нажимаю, я зарядку делаю! (сжимать – разжимать кулачки)
Будет сильной правая!
Будет сильной левая! (Вытягивать вперед кулачки правой и левой руки поочередно)
Будут ручки у меня ловкие! Умелые! («мотаем клубочки»)
Таким образом, учитель-логопед осуществляет : постановку диафрагмально-речевого дыхания; укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа; формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков; коррекцию нарушенных звуков, их автоматизацию и дифференциацию; развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза; совершенствование лексико-грамматической стороны речи; обучение умению связно выражать свои мысли; обучение грамоте, профилактику дисграфии и дислексии; совершенствование мелкой моторики и т. д.
Музыкальный руководитель развивает : слуховое внимание и память, пространственное представления, координацию движений, умение передавать несложный музыкальный ритмический рисунок, а также воспитывает мелодико-интонационную сторону речи и фонематический слух.
Залогом успешной коррекционной деятельности по преодолению речевых дефектов явиться только совместная, взаимосвязанная работа всех специалистов дошкольного образовательного учреждения.
Список использованной литературы:
1. Бабушкина Р. Л. Логопедическая ритмика : Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи/ Под редакцией Г. А. Волковой, — СПб. : КАРО, 2005.
2. Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь: игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики. – СПб. : КАРО, 2003.
3. Дедюхина Г. В. Работа над ритмом в логопедической практике. – М. : Айрис-пресс, 2006.
4. Лебедева А. Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста: Коррекционно-развивающая программа. – М. : Школьная Пресса, 2004.
5. Лопухина А. Н. Логопедия – речи, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб. : Дельта, 1997.
6. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. «Фонетическая ритмика».
7. Источники интернетресурсов.