МААМ-картинки

Взаимодействие учителя логопеда и музыкального руководителя

Татьяна Истомина
Взаимодействие учителя логопеда и музыкального руководителя
▼ Скачать + Заказать документы

Представляю вашему вниманию совместно разработанную статью о нашей совместной работой с учителем-логопедом. Статья уже была опубликована в журнале "Дошколенок Кузбасса" в декабре 2016 года. Так как издание публикуется только в Кемеровской области, будем рады поделится опытом со всеми заинтересованными педагогами.

Логоритмика :взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Публикация «Взаимодействие учителя логопеда и музыкального руководителя» размещена в разделах

Успех преодоления речевых расстройств зависит от многих факторов и от эффективного взаимодействия всех участников коррекционного процесса. В коррекционной работе с детьми с ОНР положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя.

Одним из эффективных приемов работы логопеда над произносительной стороной речи детей может выступать фонетическая ритмика (речевая ритмика). Содержание фонетической ритмики является обучение детей выполнению крупных и мелких движений тела, рук, ног, головы, всего корпуса, которые следует сопровождать произнесением как звуков и слогов, так и слов и фраз. Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь и более успешно овладеть произносительными умениями.

Г. А. Волкова, развивая идеи В. А. Гринер и Н. С. Самойленко [1941], рекомендует использовать в логопедической работе по коррекции неречевых и речевых функций следующие средства логопедической ритмики :

- вводные упражнения (ходьба и маршировка в различных направлениях);

- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

- упражнения, регулирующие мышечный тонус;

- упражнения, активизирующие внимание;

- счетные упражнения;

- речевые упражнения без музыкального сопровождения;

- упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра;

- упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

- ритмические упражнения;

- пение;

- игру на музыкальных инструментах;

- музыкальную самостоятельную деятельность;

- игровую деятельность;

- упражнения для развития творческой инициативы;

На занятиях по логопедической ритмике для развития творческого потенциала, эффективной коррекции многообразных речевых и неречевых нарушений у детей с ОНР мы используем музицирование (вокальное и инструментальное, речедвигательные игры и упражнения (дыхательно-артикуляционные упражнения, массаж и пальчиковую гимнастику в игровой форме (сопровождаем художественным словом, речевые игры и ролевые стихи, танцевально-ритмические игры и упражнения.

Вокальное музицирование предполагает приведение голосового аппарата в рабочее состояние, настройку слуха и внимания, знакомство с возможностями человеческого голоса. Для этого используем игры по развитию голосового аппарата, звукоподражательные игры с пением, песенный фольклор, пение с движением и тональным аккомпанементом.

Инструментальное музицирование является основой формирования ритмических навыков игры на различных музыкальных инструментах и их заместителях. Это развивает фонематический слух, внимание, воображение и умение использовать характерное звучание инструментов при создании музыкальных картин.

. Танцевально-ритмические упражнения. Являются основой для развития чувства ритма и двигательных способностей, позволяющих свободно и красиво выполнять согласованные с музыкой движения, задания и игры (в том числе подвижные). Осознание возможностей своего тела при выполнении тех или иных поз, движений, жестов означает вместе с тем и осознание своих чувств.

Планирование этой работы осуществляется совместно логопедом и музыкальным руководителем. При этом учитываются следующие принципы : наглядность, доступность, поэтапное повышение требований, стимулирование активности и сознательности детей, индивидуальный подход к каждому ребенку. Кроме того, при построении занятия необходимо опираться на связь логопедической ритмики с физическими возможностями детей, ее оздоровительная направленность, связь с основными компонентами музыкальной деятельности с учетом механизмов и структуры речевого нарушения и развития личности в целом. Содержание занятия напрямую связано с изучаемой лексической темой, задачами логопедической коррекции в конкретной возрастной группе, а также с программными требованиями по музыкальному и физическому воспитанию.

Игровые упражнения по развитию речи детей на основе фонетической ритмики на примере гласных звуков.

1. Цели:

1 Уточнение произношения гласных звуков

2 Развитие речевого дыхания.

3 Фонематической ритмики

Звук «А».

Дети вытягивают руки вперед, соединив ладони. Произносится гласный «а-а-а.», они плавно разводят руки в стороны ладошками вверх.

Интонация радости.

Звук «О».

Дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный «о-о-о…», они плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой.

Интонация удивления.

Звук «У».

И. п. : руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося гласный «у-у-у…», дети давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз.

Интонация угрозы.

Звук «Э».

И. п. : руки опущены. Произнося гласный «э-э-э…», дети плавно сгибают руки в локтях, поднимая кисти до уровня плеч. Локти опущены (поза хирурга, одновременно покачивая головой с укоризненным оттенком.

Интонация укора.

Звук «И».

И. п. : руки согнуты перед грудью, указательные пальцы направлены вверх, остальные сжаты в кулачки. Произнося гласный «и-и-и…», дети встают на носочки, поднимают руки высоко над головой, тянутся вверх.

Интонация удивления и радости.

Звук «Ы».

И. п. : руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти направлены в стороны. Произнося гласный «ы-ы-ы…», дети с усилением отводят в стороны согнутые в локтях руки («растягивают пружину»).

Звук «Ы» произносится сердито.

2. Мимические упражнения:

Цель: способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры; развивают умение выражать эмоциональное состояние, используя невербальные средства общения.

Например: в лесу (тема “Дикие животные”) :

Лисичка – хитрая,

Волк – злой,

Заяц – трусливый и т. д.

3. Стихотворения (речевые упражнения) :

«Правая и левая»

Эта ручка – правая!

Эта ручка – левая! (вытягивать руки поочередно вперед ладонями вверх)

Я на мячик нажимаю, я зарядку делаю! (сжимать – разжимать кулачки)

Будет сильной правая!

Будет сильной левая! (Вытягивать вперед кулачки правой и левой руки поочередно)

Будут ручки у меня ловкие! Умелые! («мотаем клубочки»)

Таким образом, учитель-логопед осуществляет : постановку диафрагмально-речевого дыхания; укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа; формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков; коррекцию нарушенных звуков, их автоматизацию и дифференциацию; развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза; совершенствование лексико-грамматической стороны речи; обучение умению связно выражать свои мысли; обучение грамоте, профилактику дисграфии и дислексии; совершенствование мелкой моторики и т. д.

Музыкальный руководитель развивает : слуховое внимание и память, пространственное представления, координацию движений, умение передавать несложный музыкальный ритмический рисунок, а также воспитывает мелодико-интонационную сторону речи и фонематический слух.

Залогом успешной коррекционной деятельности по преодолению речевых дефектов явиться только совместная, взаимосвязанная работа всех специалистов дошкольного образовательного учреждения.

Список использованной литературы:

1. Бабушкина Р. Л. Логопедическая ритмика : Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи/ Под редакцией Г. А. Волковой, — СПб. : КАРО, 2005.

2. Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь: игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики. – СПб. : КАРО, 2003.

3. Дедюхина Г. В. Работа над ритмом в логопедической практике. – М. : Айрис-пресс, 2006.

4. Лебедева А. Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста: Коррекционно-развивающая программа. – М. : Школьная Пресса, 2004.

5. Лопухина А. Н. Логопедия – речи, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб. : Дельта, 1997.

6. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. «Фонетическая ритмика».

7. Источники интернетресурсов.

Публикации по теме:

Взаимодействие музыкального руководителя с родителями МБДОУ «Детство» Структурное подразделение «Красносельцовский детский сад» Взаимодействие музыкального руководителя с родителями.

Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на утреннике "Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на утреннике" 1. Знать порядок номеров наизусть. 2. Следить за дисциплиной поправлять.

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя для детей с ОВЗ старшей группы по теме «Осень» Цель: Использование здоровьесберегающих технологий на занятии по закреплению знаний детей по теме «Осень» и формировать двигательные умения.

Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме «Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов» Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме: "Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в решении проблем качества.

Взаимодействие инструктора по физической культуре, учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУ Давно известно, что у детей с нарушением речи наблюдается отставание психомоторного развития по различным параметрам: 1. По развитию физических.

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе Если говорить вам сложно – музыка всегда поможет! В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную.

Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов Количество детей нуждающихся в логопедической помощи,велико. Для эффективного устранения какого- либо нарушения в развитии ребенка требуется.

Взаимодействие учителя-логопеда с инструктором по физкультуре Движение – это укрепление сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системы и их исцеление. Чем разнообразнее движения, тем больше информации.

Взаимодействие учителя-логопеда с семьей в условиях ФГОС до Взаимодействие учителя-логопеда с семьей в условиях ФГОС ДО. Закон РФ «Об образовании» вводит федеральный государственный стандарт дошкольного.

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями в условиях логопункта Основная цель совместной работы логопеда и воспитателя в условиях реализации образовательной области «Речевое развитие» - это создание оптимальных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие учителя логопеда и музыкального руководителя
Опубликовано: 19 декабря 2017 в 20:41
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие учителя логопеда и музыкального руководителя» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Истомина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД