Наталья Головлёва
Взаимодействие учителя-логопеда с инструктором по физкультуре
▼ Скачать + Заказать документы
Движение – это укрепление сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системы и их исцеление.
Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем лучше идёт умственное развитие. Понятно, что чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь.
Ранняя стимуляция моторного развития и корректировка двигательных нарушений могут содействовать предупреждению ОНР у малышей с ранним органическим поражением ЦНС. Вот поэтому в собственной работе я тесновато сотрудничаю с инструктором по физическому воспитанию. В собственной работе для оздоровления деток используем ряд приёмов и упражнений, которые включаем в структуру занятий, также в проведение других режимных моментов.
Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда с инструктором по физкультуре» размещена в разделах
Включение игровых приёмов в систему коррекционной работы с детками дошкольного возраста обосновано необходимостью преодоления беспристрастных проблем, возникающих в образовательном процессе. Эти трудности связаны с тем, что у многих малышей отмечаются разные сопутствующие и вторичные отличия в развитии нервно-психической сферы. Такие детки характеризуются завышенной возбудимостью, склонностью к аффектным реакциям.
Для преодоления проблем, обусловленных отклонениями в развитии психологической сферы малышей дошкольного возраста, употребляются особые игровые приёмы.
Начинаются занятия с артикуляционной гимнастики, которая создаёт у деток положительный психический настрой.
Ввязывать малышей в движение мы стараемся непринуждённо, в игровой форме, используем различные приё мы подражательного нрава: • «Побежали тихо, как мышки!» • «Полетаем, как птички!» • «Посмотрите, какой самолёт нарисован на картинке. Вот какие огромные у него крылья. Он летит и гудит: «у-у-у!». Давайте покажем, как летит самолёт!» На данный момент всё больше малышей гиперактивных, у каких двигательная активность, не имеющая определённой направленности составляет 50% времени. Такие малыши отличаются расторможенностью, злостью, крикливостью, им тяжело переключиться на размеренные движения, требующие устойчивого внимания. Мы стараемся не ограничивать в движении таких деток.
Помощь взрослого заключается в регулировании интенсивности движений, но не в её понижении. В процессе игр, занятий таким детям обеспечивается возможность долгого выполнения различных движений, требующих сосредоточенности, внимания, точности (ходьба, прыжки через «ручеёк»). Совместно мы обсуждаем лексические темы, по которым будем работать, определяем, какие загадки, пословицы и поговорки будем использовать на упражнениях, выясняем, какие физические упражнения нужно отработать. Свою работу мы строим в нескольких направлениях (см. Таблицу 1).
Так одним из направлений является включение в занятия дыхательной гимнастики. Эту гимнастику мы включаем как в совместные занятия, так и раздельно проводимые (речевые и физкультурные). От правильного дыхания почти во всем зависит здоровье человека, его физическая и интеллектуальная деятельность. К примеру, особые дыхательные упражнения, выполняемые через левую и правую ноздрю, оказывают влияние на функционирование мозга. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека. Для того чтоб верно дышать, необходимо научиться управлять дыхательными мускулами, всячески развивать их и крепить. В особенности эффективны дыхательные упражнения для тех деток, кто мучается синдромом недостатка внимания и гиперактивностью. У деток дошкольного возраста дыхательные мускулы ещё слабы, потому им необходимы особые дыхательные упражнения, которые являются красивым средством для развития органов дыхания. Упражнения крепят основную дыхательную мышцу (диафрагму, межрёберные мускулы, мускулы брюшного пресса, способствуют более глубокому дыханию.
Правильное носовое дыхание улучшает местное кровообращение, препятствует разрастанию аденоидных вегетаций, защищает от переохлаждения, сухости и инфицирования слизистой оболочки носа. Ещё одно направление совместной работы – это проведение упражнений-загадок и подвижных игр. Понятно: положительный чувственный настрой содействует более резвому усвоению хоть какого-то материала.
Включение в занятие по физическому воспитанию загадок, считалок, поговорок содействует развитию энтузиазма к подражательным упражнениям, также желанию представить в воображении и показать в движении услышанное: загадку, оказывается, можно не только лишь отгадать, да и показать!
Образно-игровые движения развивают способность к импровизации, слух, внимание, мышление, творческую фантазию, память, открывают понятные детям образы, сформировывают умения творчески передавать нрав и повадки изображаемого животного. Упражняясь в выполнении таких движений, детки развивают силу, ловкость, координацию движений, обучаются ориентироваться в пространстве, получают навык двигаться в данном темпе и темпе.
Несколько вариантов упражнений-загадок, где отгадками служат смешные подражательные упражнения.
1. Лёгкий бег на носочках, руки – в стороны, плавненько поднимать их высоко ввысь и опускать вниз.
Над цветком порхает, танцует, Веерком узорным машет. Шевелились у цветка. Все четыре лепестка, Я сорвать его желал,- Он вспорхнул и улетел. (Бабочка.)
2. Бег либо ходьба с высочайшим подниманием колен. Боковой либо прямой галоп.
Я копытами стучу, стучу И по полю всё скачу, скачу, Грива вьётся на ветру. Кто это? (Жеребец.)
Такие весёлые и смешные «загадки совместно с зарядкой» можно использовать в утренней гимнастике, на физкультминутках, во время музыкальных и физкультурных досугов. Понятно, что малыши обожают играть в подвижные игры, которые являются для них активной и осмысленной деятельностью.
Потому вкупе с инструктором по физическому воспитанию мы интенсивно используем их. Играем и на свежем воздухе. Подвижные игры и упражнения на свежем воздухе являются универсальным и неподменным средством физического воспитания малышей. В играх в ненавязчивой веселительной форме употребляются естественные движения, характерные человеку: ходьба, бег, прыжки, метания. Посильная физическая нагрузка и свежий воздух крепят здоровье малышей, содействуют профилактике респираторных, простудных болезней.
Неоценима роль игр и упражнений для развития маленькой моторики, скорости реакции, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов, для развития речи. Последующим видом совместной деятельности является проведение кинезиологической гимнастики.
Кинезиология – наука о развитии интеллектуальных возможностей через определённые двигательные упражнения.
Эти упражнения позволяют сделать новые нейрогенные сети и сделать лучше межполушарное взаимодействие, которое является основой развития ума. Последующее направление – проведение гимнастики для глаз. Нередко у малышей дошкольного возраста встречаются заболевания органа зрения. Со всеми детками мы проводим гимнастику для глаз.
Глазодвигательные упражнения.
Начальное положение – лёжа, сидя либо стоя. Голова фиксирована, глаза глядят прямо впереди себя. Загрузка.
Упр. 1. Отрабатываются движения глаз по 4 главным фронтам (на право, на лево, ввысь, вниз, также сведение глаз к центру. Каждое движение в неспешном темпе (от3 до 7 сек.) с фиксацией в последних положениях. Чтоб привлечь внимание малышей, я использую калоритные предметы, мелкие игрушки.
Упр. 2. Глаза и язык на право – вдох – пауза – глаза и язык в начальное положение – выдох – пауза. Глаза и язык на лево – вдох – пауза – глаза и язык в начальное положение – выдох – пауза.
Ещё одной формой совместной деятельности является развитие артикуляционных движений и маленькой моторики рук. Большая часть двигательной (моторной) коры огромных полушарий участвует в мышечных движениях горла, языка, рта, челюсти. Конкретно эти органы сформировывают речь.
Совместно с инструктором по физическому воспитанию мы хотим предложить детям последующие упражнения:
движения языком: вправо-влево, вверх-вниз, выгибание языка, свёртывание в трубочку, прокатывание «орешков» за щеками; мимические движения: надувание щёк, вытягивание губ в трубочку, нахмуренное сдвигание бровей, ухмылка; движения нижней челюстью вправо-влево.
Понятно: маленькая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психологических функций. В. А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
Тренировать пальцы рук можно уже с шестимесячного возраста. Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук добиваются достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для следующего формирования речи. В моей группе большая часть малышей не обладает тонкими движениями рук. У них наблюдается мышечная напряжённость, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Для их оказываются тяжелыми многие упражнения: пальчики непослушливые, неподвижные, очень напряжены, темп даже самых легких упражнений замедленный.
Простой способ тренировки - массаж: поглаживание пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. Простейшее упражнение: в течение 2-3 минут раз в день сгибать и разгибать каждый пальчик ребёнка. На этом упражнении ещё раз можно убедиться в уникальности и мудрости наших предков.
За длительное время до открытия учё ными связи руки и речи они смогли придумать потешки :
«Сорока – белобока», «Мальчик – пальчик», «Ладушки – ладушки», - которые до настоящего времени мы применяем на практике. Полезны занятия с пластилином либо глиной, отщипывание кончиками пальцев клочков бумаги на упражнениях аппликацией, нанизывание бус на нить, застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков (укрепляются и развиваются маленькие мускулы пальцев).
Упражнения мы подбираем так, чтобы в них содержалось больше различных движений пальцами. В собственной работе используем игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Тут движение конкретизирует образ, а слово помогает более чётко и выразительно делать движения. При всем этом ребёнок познает не только лишь общее значение слова, да и глубочайший смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на чувственном уровне. При помощи стихотворного ритма упражнений совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.
Подходящее воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, кубики. Конкретно с ними мы работаем на личных упражнениях. Ребёнку любопытно раскручивать и закручивать, разбирать предметы на части и собирать их опять.
Моя задача – поддержать это рвение, организовать общение ребёнка и в процессе предметной и игровой деятельности, обогащать его словарь.
В кабинете и группе, не считая обычных застёжек, шнуровок, конструкторов, мозаик можно предложить: • мячи (каучуковые, колющиеся, рифлёные, плюшевые); • пробки от пластмассовых бутылок: красноватые, голубые, зелёные – для звукового анализа, всех цветов радуги – для игр на запоминание заглавий цветов, парами – как «башмачки» для пальцев, просверленные в центре – для нанизывания бус; прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук; • клавиатура старенького компьютера, кнопочный телефон – для развития дифференцированных движений пальцев рек; • шаблоны по лексическим темам – для обведения, раскрашивания, штрихования; • игрушки типа копилок для попадания в прорезь маленькими предметами – пластмассовыми пульками, копейками; • грецкие орешки - для самомассажа кистей.
Понятно, что чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь.
С другой стороны, формирование движений тоже происходит при участии речи. Весь материал, в каком предлагаются движения (в особенности рук, лучше давать в стихах, т. к. стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, оречевление деятельности даёт большой эффект (врубаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы).
Ритм речи, в особенности ритм стихов, содействует развитию координации и случайной моторики. Не считая того, при помощи стихотворений вырабатывается верный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.
Направления взаимодействия учителя-логопеда с инструктором по физическому воспитанию.
Виды деятельности. Цели и задачи. Формы проведения.
1. Дыхательная гимнастика.
Укрепить здоровье малышей, их физическую и интеллектуальную деятельность. Повысить выносливость, сопротивляемость организма простудным и другим болезням Подгрупповые и личные занятия.
2. Упражнения-загадки.
Развивать энтузиазм к подражательным упражнениям, желание представить в воображении и показать в движении услышанное Утренняя гимнастика, физкультминутки, физкультурные и музыкальные досуги.
3. Подвижные игры.
Развивать воображение и двигательную активность деток Физкультминутки, музыкальные и физкультурные досуги.
4. Кинезиологическая гимнастика.
Сделать лучше мыслительную деятельность, содействовать улучшению запоминания, повысить устойчивость внимания Личные занятия.
5. Гимнастика для глаз.
Расширить место зрительного восприятия. Развивать межполушарное взаимодействие и увеличивать энергетику мозга. Подгрупповые и личные занятия.
6. Маленькая моторика.
Развивать пальцевую моторику для следующего формирования речи. Подгрупповые и личные занятия, физкультминутки, музыкальные и физкультурные досуги.
Таким образом, работа содействует не только лишь развитию речи, но, сначала, оздоровлению малышей, привитию им способностей физической культуры, организации двигательной активности.