Мазанко Оксана Викторовна
Консультация для родителей. Совместная работа родителей и логопеда. Коррекционная работа с детьми с речевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
И РОДИТЕЛЕЙ
КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ
КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.
Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей. Многие родители не всегда задумываются о возможных последствиях дефицита родительского общения с детьми. Дефицит родительского общения возникает и в казалось бы благополучных семьях, родители тратят значительную часть времени на поддержание необходимого уровня жизни, поэтому в настоящее время наблюдается острая потребность работы с семьёй. Учитель, воспитатель, психолог, учитель-логопед должны оказывать помощь родителям в развитии и воспитании детей. Прежде всего, усилия педагогов и психологов направлены на понимание взаимоотношений родителей и детей. Это связано с тем, что именно в семье ребёнок проходит первые этапы социализации, начинается развитие его личности.
Публикация «Консультация для родителей, Совместная работа родителей и логопеда, Коррекционная работа с детьми с речевыми нарушениями» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Воспитательная значимость семьи особенно возрастает при формировании личности детей с недостатками речевого развития. От взаимоотношения ребёнка с родителями зависит адекватность отношения ребёнка с социальной средой. В семье, где растёт ребёнок с теми или иными недостатками развития речи создаётся специфическая ситуация, так как внутрисемейные отношения часто зависят от вида и тяжести речевого дефекта ребёнка. В большинстве случаев, родители, имеющие детей с недостатками развития речи, чувствуют себя неудовлетворёнными, подавленными и задают себе вопрос: «Почему именно мой ребёнок такой?».
Часто семья не в состоянии (в силу разных причин) оказать действенную помощь ребёнку в развитии речи и коррекции речевых дефектов. Большинство родителей не понимают реальных причин, из-за которых у их ребенка те или иные речевые нарушения. Некоторые считают, что ребенок ленив, не желает заниматься, упрямится. С досады подсмеиваются над ним или называют его «тупицей», «лентяем» и т. д. Это травмирует психику детей.
Такое поведение самых близкий людей воспитывает в ребёнке комплекс неполноценности и другие негативные проявления. Некоторые родители откладывают консультацию у логопеда из-за недостатка времени или, считая, что с возрастом у ребёнка все пройдёт и так. В таких случаях усложняется процесс коррекции речевого нарушения, воспитания и обучения. Проблема коррекции речевых нарушений в младшем школьном возрасте продолжает оставаться актуальной.
Совместная работа логопеда с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществляется в следующих формах: проведение родительских дней, оформление стендов и уголков в помощь родителям, проведение открытых логопедических занятий, консультации, беседы, чтение лекций, проведение семинаров, обучение родителей игровым занятиям и др.
Поскольку работа с родителями значительно влияет на успешность коррекционно-воспитательной работы, мы решили более подробно рассмотреть и проанализировать некоторые её особенности.
В начале учебного года учитель-логопед обследует речь детей. В основе логопедического обследования лежат общие принципы и методы педагогического изучения: оно должно быть комплексным и целостным. Логопедическое обследование начинается с изучения медицинской и педагогической документации, сведений о родителях ребёнка. Логопед должен познакомится с родителями детей, которые будут у него заниматься. При планировании прогноза коррекционной работы логопед учитывает :
- роль всех членов семьи в воспитании ребёнка;
- тип семейного воспитания.
Из первой беседы выясняются условия воспитания ребёнка в семье, особенности ребёнка, увлечения, интересы. Логопед интересуется жалобами и тревогами родителей, их мнением и пожеланиями по поводу развития речи ребёнка. Эта встреча очень важна как для логопеда, так и для родителей. От её атмосферы и правильного построения зависит дальнейшее сотрудничество.
Нужно настроить и привлечь родителей к совместной работе, объяснить какую помощь от них ждёт логопед в воспитании и обучении, в целях достижения успеха коррекционной работы.
Консультации с родителями проводятся в рабочем порядке, еженедельно.
Нужно показывать фрагменты занятий с детьми или приглашать родителей на открытые индивидуальные и фронтальные занятия, чтобы родители познакомились с требованиями, приёмами и содержанием работы логопеда, понаблюдали за своим ребёнком во время учебной деятельности в форме логопедических занятий. Часто родители не имеют представления о том, какую огромную работу проводит логопед, какие задачи воспитательного и образовательного процесса он решает.
Логопед, как специалист, хорошо знающий специфику дефекта и пути его преодоления в коррекционной работе, должен хорошо представлять свою ответственность и свою роль в решение этой проблемы.
Неадекватное отношение родителей к ребёнку возникают как следствие непонимания причины речевого нарушения. Основная задача логопеда - ориентироваться на ребёнка, его интересы; помочь родителям правильно воспринимать своего ребёнка.
При сотрудничестве с родителями младших школьников с различными речевыми нарушениями (ОНР, ФФНР) не проводилось специального экспериментального исследования, а были подведены и обобщены наблюдения и итоги работы учителя-логопеда.
Были проанализированы следующие моменты:
- отношения между взрослыми и детьми в семье;
- поведение родителей, их активность и участие в коррекционно-воспитательной работе логопеда.
Мы старались объективно оценить позицию, занимаемую родителями по отношению к ребёнку. Часто оказывалось, что родители в семье предъявляли разные требования к ребёнку (60 %). У части детей (65 %) ощущался дефицит общения с родителями, потому что большую часть времени дети находились на попечении старших братьев и сестёр, другая часть детей (25 %) чаще общались с бабушками, чем с родителями.