Светлана Жарова
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекции ОНР у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Успех коррекционно – воспитательной работы в логопедической группе определяется строго продуманной системой тесного взаимодействия логопеда и воспитателя.
ОНР – это речевое нарушение, при котором нарушается формирование всех сторон звукопроизносительной речи и познавательной сферы ребенка, т. е. моторные нарушения, недостаточно сформирована координация движений – нарушены мыслительные процессы, слуховое восприятие, плохо развита память ребенка.
Существует три уровня ОНР:
Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекции ОНР у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
1 уровень: тяжелый вариант ОНР - грубо страдает речь ребенка (у ребенка только отдельные звуки, слова) и вся познавательная сфера;
2 уровень: осложненный вариант ОНР – сопровождается различными нервно-психическими, неврозоподобными синдромами, гиперактивностью, поведенческие нарушения и нарушения эмоционально-волевой сферы + недоразвитие всех сторон речи;
3 уровень: неосложненный вариант ОНР – это когда у ребенка только недоразвитие всех сторон речи.
Планирование и организация работы учителя-логопеда и воспитателя.
Работа осуществляется в следующих направлениях: коррекция речи, коррекция всей неречевой симптоматики, решение образовательных задач, формирования связной речи.
Работа логопеда и работа воспитателя различны при исправлении и формировании звукопроизношения по организации; приемам, по продолжительности. Они требуют различных знаний, умений, навыков, но решают одну задачу: исправление нарушенного звукопроизношения у детей. На подготовительном этапе учитель-логопед в зависимости от характера нарушения звука вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, а воспитатель по заданию учителя-логопеда в
игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата.
Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи и формированию лексико-грамматического строя также имеет большое значение и ведется по следующим направлениям: расширение и активизация словарного запаса; формирование грамматически правильной речи; развитие связной речи; обучение рассказыванию.
Для успешной коррекции речи детей очень важно проводить работу по развитию пальцевой моторики.
Виды работ, которые нужно проводить в качестве коррекции речи детей :
· пальчиковая гимнастика;
· работа с вкладышами и шнуровками;
· обводка контуров предметов, трафаретов;
· штриховка и закрашивание контурных рисунков;
· выкладывание узоров из мелких предметов;
· работа с ножницами;
· рисование по клеткам;
· нетрадиционные виды рисования и аппликации;
· плетение из бисера;
· пальчиковый театр;
· печатание букв в тетради.
Для реализации коррекционной работы необходимо наполнить предметно-развивающую среду всеми видами материалов (вкладыши и шнуровки, ножницы, пальчиковые куклы для театра, трафареты и т. д.).
Дети, посещающие логопедическую группу, как правило, не имеют первую группу здоровья, поэтому необходимо следить за состоянием здоровья детей. Поэтому, в совместной работе с детьми активно используется динамические паузы, физкультминутки, этюды на расслабление мышц, мимические упражнения.
Воспитатели совместно с учителем-логопедом участвуют в исправлении у детей речевых нарушений, а так же связанных с ними неречевых функций (моторика, внимание, мышление, память). Кроме того учитель-логопед и воспитатель должны учитывать характер этих нарушений и владеть основными приемами коррекционного воздействия и уметь исправлять их. В связи с этим, основными задачами в работе учителя-логопеда и воспитателя являются :
· всесторонняя коррекция речи;
· формирование неречевых процессов;
· формирование личности ребенка в целом.
Воспитатель должен хорошо ориентироваться в структуре речевого дефекта и конечно же знать уровень актуального развития каждого ребенка и все это использовать для организации своей работы.
Воспитателям следует слышать дефекты речи детей не только в произношении, но и в лексико-грамматическом интонационном направлении, ведь любые несовершенства в речи детей это не случайность, а симптомы их речевого несовершенства. Воспитатели обязаны содействовать развитию всех сохранных анализаторов детей, тем самым закрепляя компенсаторные возможности детей, осуществлять коррекционную работу в зависимости от задач, поставленных учителем-логопедом в определенный период обучения.
Совместная коррекционно-логопедическая работа воспитателя и учителя-логопеда осуществляется следующим образом:
1. Учитель-логопед формирует у детей первичные речевые навыки;
2. Воспитатель закрепляет сформированные навыки.
В соответствии с этим происходит разделение функций воспитателя и учителя-логопеда.
Функции учителя-логопеда :
· изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально – личностных особенностей ребенка и определение основных
направлений и содержания коррекционно-логопедической работы с каждым;
· формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи;
· работа над просодической стороной речи – интонация, ударение и темп речи;
· коррекция недостатков звукопроизношения;
· совершенствование фонематических процессов;
· коррекция недостатков слоговой структуры слова;
· отработка новых лексико-грамматических категорий;
· обучение связной речи;
· предупреждение нарушений письма и чтения;
· формирование послогового чтения;
· развитие психических функций.
Функции воспитателя :
· учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели;
· пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов;
· закрепление навыков правильного произношения на индивидуальных занятиях;
· обязательное слежение за грамматическими формами речи детей;
· включение отработанных грамматических конструкций в ситуациях естественного общения детей;
· формирование связной речи;
· заучивание стихотворений, потешек и текстов;
· знакомство с художественной литературой;
· работа над пересказом и составлением различных видов рассказа;
· закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию учителя-логопеда;
· развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом материале.
Перед началом коррекционно-логопедических занятий учитель-логопед проводит диагностическое обследование детей. Учитель-логопед вместе с воспитателем осуществляет целенаправленное наблюдение за детьми в группе, на занятиях, в режимных моментах, для выявления структуры дефекта, особенностей поведения и личностных характеристик ребенка. На этом же этапе обследования одной из основных задач этого периода является задача объединения детей в «целое». Необходимо создание атмосферы доброжелательности и внимания к каждому ребенку.
Совместно воспитатель и учитель-логопед должны оформлять родительский уголок с рекомендациями для родителей по изучению определенной лексической темы, т. е. нужны рекомендации в помощь родителям как по этой теме они могут пополнить словарный запас, провести дидактические игры, сделать аппликации, составить рассказ и т. д.
Существуют различные варианты взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя при проведении коррекционной работы :
· занятия воспитателя или предшествуют логопедическим занятиям, то есть подготавливают детей к логопедическим занятиям;
· или воспитатель закрепляет учебный материал логопедических занятий, тем самым развивая у детей способности применять полученные на логопедических занятиях знания, умения и навыки в различных ситуациях.
Очень важным является роль воспитателя в проведении своих занятий. Воспитатель четко должен знать особенности методики обучения детей в коррекционных группах. Задачи занятий воспитателя, а также их содержание соотносятся с задачами логопедических занятий.
В своей работе воспитатель руководствуется дидактическими принципами: системности, доступности, наглядности, последовательности.
Принцип системности и последовательности предполагает адаптацию и содержание методов деятельности воспитателя к требованиям, предъявляемыми задачами конкретного этапа логопедического воздействия. В связи с коррекционными требованиями изменяются также методы и приемы работы воспитателя. На начальном этапе работы на первый план выступает наглядно-практический метод и приемы обучения как наиболее доступные для детей с нарушением речи – это символика и схемы.
Принцип индивидуального подхода предлагает учет индивидуальных речевых особенностей детей – это наличие речевых нарушений по структуре и тяжести. Закрепление у детей речевых навыков во всех видах деятельности.
Воспитатель должен следить за речью ребенка и исправлять не только на своих занятиях, но и на протяжении всего рабочего дня. Очень важно, чтобы ошибки исправлялись воспитателем корректно. Во время занятий ошибки фиксируются воспитателем сразу. Ошибки вне НОД необходимо исправлять, не привлекая внимания других детей.
Успех коррекционной работы логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива, а особенно от взаимосвязи, преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателя. Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов детей необходимо правильное распределение обязанностей учителя-логопеда и воспитателя. Многие из коррекционных задач решаются учителем-логопедом и воспитателем совместно (развитие коммуникативной функции речи, воспитание речевой активности, обучение грамматически-правильной речи и рассказыванию, обогащение и активизация словаря, формирование звуковой культуры речи и т. п.).
Таким образом, для успешного решения всех коррекционных задач, необходимо осуществлять взаимосвязь в работе учителя-логопеда и
воспитателей групп. Эта взаимосвязь более эффективна, если она правильно спланирована, непрерывна и долгосрочна.