Приложение МААМ

Управление системой повышения квалификации работников образования в условиях образовательного учреждения

Елена Ческидова
Управление системой повышения квалификации работников образования в условиях образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы

Повышение профессионального уровня педагогов, развитие педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения может осуществляться в ДОУ в рамках методической работы.

Исследованиями методической работы, как части системы непрерывного образования педагогических кадров, как деятельности по совершенствованию их педагогического мастерства и развития профессиональной культуры занимались М. М. Поташник, В. П. Симонов, Н. В. Немова, А. К. Маркова, В. М. Рогожкин, П. В. Худоминский, А. М. Моисеев, С. Г. Молчанов

Темочки:

Методическая работа в ДОУ – один из видов повышения профессиональной квалификации педагогов, как элемента системы непрерывного образования педагогических кадров, осуществляемого в рамках образовательного учреждения в течение учебного года и органично сочетающегося с повседневной практикой содействует развитию навыков педагогического анализа, теоретических и экспериментальных исследований.

В основу работы по повышению квалификации педагогов ДОУ целесообразно положить диагностику профессиональной деятельности педагогов. Диагностика поможет руководителю не только оценить фактический уровень профессиональной подготовки каждого воспитателя, но и выявит их профессиональные запросы и потребности, а значит, четко определить цель формирования системы работы с педагогическими кадрами дошкольного образовательного учреждения. Цель - это «основной мотив самовоспитания и самообразования» педагога.

В психолого-педагогической литературе выделены функции методической работы :

1. Функции методической работы по отношению к общегосударственной системе народного образования, педагогической науке и передовому педагогическому опыту.

2. Функции методической работы по отношению к педагогическому коллективу образовательного учреждения.

3. Функции методической работы по отношению к конкретному педагогу.

Первые две группы функций «работают» на третью, поскольку ее реализация приближает образовательное учреждение к осуществлению задач развития.

К третьей группе функций методической работы относятся :

-совершенствование, обогащение знаний педагогов - предметных, частно - дидактических, дидактических, воспитательных, психологических, этических; развитие мировоззрения, профессионально-ценностных ориентации, убеждений, соответствующих задачам развития образовательного учреждения;

-развитие мотивов, творческой деятельности, потребности в самореализации;

-развитие устойчивых идейно-нравственных качеств личности (методическая работа подразумевает не только обучение, но и воспитание педагога, развитие его убежденности, гуманизма, педагогического оптимизма, душевной щедрости);

-развитие современного, диалектического стиля педагогического мышления, таких его черт, как системность, конкретность, гибкость, экономичность, селективность, чувство меры;

развитие профессиональных навыков, педагогической техники, исполнительского мастерства;

-развитие культуры эмоций и волевых проявлений педагога, саморегуляция деятельности;

-формирование готовности к профессиональному самообразованию, самосовершенствованию.

Следовательно, проектирование системы методической работы, определение ее содержания должно осуществляться с учетом реализации всех вышеназванных функций, а также с учетом специфики, особенностей работы образовательного учреждения.

В современном образовательном учреждении содержание методической работы должно формироваться, по мнению Г. В. Яковлевой, на основе как общих для всех учреждений, так и конкретных, индивидуальных источников. Необходим целый комплекс источников содержания методической работы, состоящий из:

1. Государственно-правительственных, федеральных документов.

2. Новых и усовершенствованных учебных планов, учебных программ, учебников и пособий, требующих расширения и обновления традиционного содержания методической работы.

3. Достижений научно-технического прогресса, новых результатов психолого-педагогических исследований, в том числе - исследований по проблемам самой методической работы в образовательном учреждении, включение некоторых в содержание этой работы повышает ее научный уровень.

4. Инструктивно-методических документов органов образования по вопросам методической работы в образовательном учреждении, дающих конкретные рекомендации и указания для отбора содержания работы с педагогами.

5. Информации о передовом, новаторском и массовом опыте педагогов.

6. Информации о массовом и передовом опыте методической работы в образовательных учреждениях, облегчающей в конкретных условиях решение вопроса о выборе конкретного содержания работы с педагогами.

7. Данных конкретного анализа состояния учебно-воспитательного процесса в конкретном образовательном учреждении, качестве знаний умений и навыков, уровня воспитанности и развитости воспитанников, помогающих выявить первоочередные задачи и проблемы методической работы и работы по самообразованию для данного образовательного учреждения.

Современные формы методической работы оказывают различное влияние на рост профессиональной компетентности педагогов.

По мнению Г. В. Яковлевой, необходим следующий отбор форм методической работы в зависимости от ее целей и содержания:

1. В целях осуществления профессиональной подготовленности целесообразно использовать :

-Теоретические семинары;

-Педагогические гостиные;

-Педагогические чтения;

-Научно-практические семинары;

-Научные конференции.

2. В целях формирования организационных навыков:

-Организационно-деятельностные игры;

-Педагогические мастерские;

-Тренинги.

3. В целях формирования проектировочных навыков:

-Проблемные семинары;

-Проектные семинары;

-Семинары-практикумы;

-Фестивали педагогических идей;

-Конкурсы методических разработок.

4. В целях формирования гностических навыков:

-Конкурсы профессионального мастерства;

-Научно-практические конференции;

-Педагогические чтения.

5. В целях формирования коммуникативных навыков:

-научные конференции;

-педагогические гостиные;

-педагогические мастерские;

-теоретические семинары.

6. В целях формирования конструктивных навыков:

-участие в ВТК;

-конкурсы методических разработок;

-проблемно-проектные семинары.

Для создания оптимальной системы методической работы в ДОУ необходимо руководствоваться следующими основаниями:

- целями, стоящими перед ДОУ, в соответствии с нормативно- правовыми документами;

- количественным и качественным составом данного педагогического коллектива;

- индивидуально-дифференцированным подходом к каждому педагогу, с учетом результатов диагностики профессионального мастерства, личностных профессионально значимых качеств педагогов, уровня их образования, характерных затруднений, испытываемых педагогами в осуществлении профессиональной деятельности;

- качественным анализом текущих, конечных и отдаленных результатов деятельности ДОУ в целом;

- особенностями содержания методической работы, уровнем развития основных направлений и связей между ними;

- традициями, накопленными позитивным и негативным опытом организации методической работы;

- сравнительной эффективностью различных форм методической работы;

-оптимальным сочетанием использования тех или иных форм методической работы;

- особенностями взаимоотношений педагогов в коллективе;

- материальными, морально-психологическими условиями осуществления намеченных перспективных планов методической работы;

- реальными профессиональными способностями руководителей образовательного учреждения, уровнем их готовности к современному управлению методической работой;

- передовым опытом и научными рекомендациями по организации методической работы.

В научно-методической литературе выделены следующие основные направления методической работы.

1. В информационной области:

- обеспечение педагогов необходимой информацией о новинках в научно-методической и методической литературе;

- информирование педагогов об основных направлениях развития сферы образования;

- информирование педагогов о современных вариативных и парциальных программах, педагогических технологиях.

2. В диагностико-прогностической области:

- изучение профессиональных затруднений и образовательных потребностей педагогов в целях создания эффективных условий для повышения профессионального мастерства;

- прогнозирование, планирование и организации общения педагогических кадров, оперативное оказание информационной, консультативной, организационно-методической помощи в системе непрерывного образования.

3. В области содержания образования :

-создание условий для реализации вариативных образовательных программ, парциальных программ нового поколения, современных педагогических технологий;

-методическое и научно- методическое обеспечение введения нового содержания образования.

4. В области повышения квалификации :

-дифференцированный подход в повышении квалификации педагогов;

-выявление, систематизация, распространение передового педагогического опыта.

Управленческое воздействие в повышении квалификации педагогов сводится к созданию в образовательной системе комплекса условий :

-нормативно-регламентирующих,

-перспективно-целевых,

-деятельностно-стимулирующих,

-информационно-коммуникативных, являющихся основными положениями теории системного управления образованием, разработанной Г. Н. Сериковым.

С точки зрения программно-целевого принципа, комплекс условий рассматривается в качестве перспектив (ожидаемых результатов) развития методической работы как одной из форм повышения квалификации педагогов; кроме того, комплекс условий является основанием для проектирования целевой программы повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Котлярова, И. О. Инновационные системы повышения квалификации [Текст] / И. О. Котлярова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. – 320 с.

2. Сериков, Г. Н. Управление образовательным учреждением. Часть 1: Явление и понятия: Учебник для студентов педагогических специальностей. [Текст] / Г. Н. Сериков. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, ИЦ «Уральская Академия», 2008. – 280 с.

3. Тавберидзе, В. А., Калугина, В. А. Диагностика и критерии оценки деятельности воспитателя ДОУ. Организация и управление методической работой [Текст] / В. А. Тавберидзе, В. А. Калугина. – М. : Школьная Пресса, 2008.- 160 с.

4. Управление дошкольным учреждением : Словарь-справочник [Текст] / Сост. С. Д. Сажина. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

Публикации по теме:

Мониторинг профессионального роста педагога Лаборатория мониторинга создается по решению методического совета Создание лаборатории оформляется приказов руководителя образовательного.

Программа развития МБДОУ «Чебурашка» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Управление системой повышения квалификации работников образования в условиях образовательного учреждения
Опубликовано: 25 апреля 2015 в 19:17
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Управление системой повышения квалификации работников образования в условиях образовательного учреждения» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ческидова (УИ 298796) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
19 января 2025 воскресенье
Всемирный день снега и день зимних видов спорта!
С Крещением!
Какой ваш любимый зимний вид спорта?
20 января 2025 понедельник
Черно-белые пингвины — удивительный народ!
Всероссийская акция «Серая шейка» - считаем уток вместе с детьми!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД