Елена Ческидова
Управление системой повышения квалификации работников образования в условиях образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Повышение профессионального уровня педагогов, развитие педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения может осуществляться в ДОУ в рамках методической работы.
Исследованиями методической работы, как части системы непрерывного образования педагогических кадров, как деятельности по совершенствованию их педагогического мастерства и развития профессиональной культуры занимались М. М. Поташник, В. П. Симонов, Н. В. Немова, А. К. Маркова, В. М. Рогожкин, П. В. Худоминский, А. М. Моисеев, С. Г. Молчанов
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Методическая работа в ДОУ – один из видов повышения профессиональной квалификации педагогов, как элемента системы непрерывного образования педагогических кадров, осуществляемого в рамках образовательного учреждения в течение учебного года и органично сочетающегося с повседневной практикой содействует развитию навыков педагогического анализа, теоретических и экспериментальных исследований.
В основу работы по повышению квалификации педагогов ДОУ целесообразно положить диагностику профессиональной деятельности педагогов. Диагностика поможет руководителю не только оценить фактический уровень профессиональной подготовки каждого воспитателя, но и выявит их профессиональные запросы и потребности, а значит, четко определить цель формирования системы работы с педагогическими кадрами дошкольного образовательного учреждения. Цель - это «основной мотив самовоспитания и самообразования» педагога.
В психолого-педагогической литературе выделены функции методической работы :
1. Функции методической работы по отношению к общегосударственной системе народного образования, педагогической науке и передовому педагогическому опыту.
2. Функции методической работы по отношению к педагогическому коллективу образовательного учреждения.
3. Функции методической работы по отношению к конкретному педагогу.
Первые две группы функций «работают» на третью, поскольку ее реализация приближает образовательное учреждение к осуществлению задач развития.
К третьей группе функций методической работы относятся :
-совершенствование, обогащение знаний педагогов - предметных, частно - дидактических, дидактических, воспитательных, психологических, этических; развитие мировоззрения, профессионально-ценностных ориентации, убеждений, соответствующих задачам развития образовательного учреждения;
-развитие мотивов, творческой деятельности, потребности в самореализации;
-развитие устойчивых идейно-нравственных качеств личности (методическая работа подразумевает не только обучение, но и воспитание педагога, развитие его убежденности, гуманизма, педагогического оптимизма, душевной щедрости);
-развитие современного, диалектического стиля педагогического мышления, таких его черт, как системность, конкретность, гибкость, экономичность, селективность, чувство меры;
развитие профессиональных навыков, педагогической техники, исполнительского мастерства;
-развитие культуры эмоций и волевых проявлений педагога, саморегуляция деятельности;
-формирование готовности к профессиональному самообразованию, самосовершенствованию.
Следовательно, проектирование системы методической работы, определение ее содержания должно осуществляться с учетом реализации всех вышеназванных функций, а также с учетом специфики, особенностей работы образовательного учреждения.
В современном образовательном учреждении содержание методической работы должно формироваться, по мнению Г. В. Яковлевой, на основе как общих для всех учреждений, так и конкретных, индивидуальных источников. Необходим целый комплекс источников содержания методической работы, состоящий из:
1. Государственно-правительственных, федеральных документов.
2. Новых и усовершенствованных учебных планов, учебных программ, учебников и пособий, требующих расширения и обновления традиционного содержания методической работы.
3. Достижений научно-технического прогресса, новых результатов психолого-педагогических исследований, в том числе - исследований по проблемам самой методической работы в образовательном учреждении, включение некоторых в содержание этой работы повышает ее научный уровень.
4. Инструктивно-методических документов органов образования по вопросам методической работы в образовательном учреждении, дающих конкретные рекомендации и указания для отбора содержания работы с педагогами.
5. Информации о передовом, новаторском и массовом опыте педагогов.
6. Информации о массовом и передовом опыте методической работы в образовательных учреждениях, облегчающей в конкретных условиях решение вопроса о выборе конкретного содержания работы с педагогами.
7. Данных конкретного анализа состояния учебно-воспитательного процесса в конкретном образовательном учреждении, качестве знаний умений и навыков, уровня воспитанности и развитости воспитанников, помогающих выявить первоочередные задачи и проблемы методической работы и работы по самообразованию для данного образовательного учреждения.
Современные формы методической работы оказывают различное влияние на рост профессиональной компетентности педагогов.
По мнению Г. В. Яковлевой, необходим следующий отбор форм методической работы в зависимости от ее целей и содержания:
1. В целях осуществления профессиональной подготовленности целесообразно использовать :
-Теоретические семинары;
-Педагогические гостиные;
-Педагогические чтения;
-Научно-практические семинары;
-Научные конференции.
2. В целях формирования организационных навыков:
-Организационно-деятельностные игры;
-Педагогические мастерские;
-Тренинги.
3. В целях формирования проектировочных навыков:
-Проблемные семинары;
-Проектные семинары;
-Семинары-практикумы;
-Фестивали педагогических идей;
-Конкурсы методических разработок.
4. В целях формирования гностических навыков:
-Конкурсы профессионального мастерства;
-Научно-практические конференции;
-Педагогические чтения.
5. В целях формирования коммуникативных навыков:
-научные конференции;
-педагогические гостиные;
-педагогические мастерские;
-теоретические семинары.
6. В целях формирования конструктивных навыков:
-участие в ВТК;
-конкурсы методических разработок;
-проблемно-проектные семинары.
Для создания оптимальной системы методической работы в ДОУ необходимо руководствоваться следующими основаниями:
- целями, стоящими перед ДОУ, в соответствии с нормативно- правовыми документами;
- количественным и качественным составом данного педагогического коллектива;
- индивидуально-дифференцированным подходом к каждому педагогу, с учетом результатов диагностики профессионального мастерства, личностных профессионально значимых качеств педагогов, уровня их образования, характерных затруднений, испытываемых педагогами в осуществлении профессиональной деятельности;
- качественным анализом текущих, конечных и отдаленных результатов деятельности ДОУ в целом;
- особенностями содержания методической работы, уровнем развития основных направлений и связей между ними;
- традициями, накопленными позитивным и негативным опытом организации методической работы;
- сравнительной эффективностью различных форм методической работы;
-оптимальным сочетанием использования тех или иных форм методической работы;
- особенностями взаимоотношений педагогов в коллективе;
- материальными, морально-психологическими условиями осуществления намеченных перспективных планов методической работы;
- реальными профессиональными способностями руководителей образовательного учреждения, уровнем их готовности к современному управлению методической работой;
- передовым опытом и научными рекомендациями по организации методической работы.
В научно-методической литературе выделены следующие основные направления методической работы.
1. В информационной области:
- обеспечение педагогов необходимой информацией о новинках в научно-методической и методической литературе;
- информирование педагогов об основных направлениях развития сферы образования;
- информирование педагогов о современных вариативных и парциальных программах, педагогических технологиях.
2. В диагностико-прогностической области:
- изучение профессиональных затруднений и образовательных потребностей педагогов в целях создания эффективных условий для повышения профессионального мастерства;
- прогнозирование, планирование и организации общения педагогических кадров, оперативное оказание информационной, консультативной, организационно-методической помощи в системе непрерывного образования.
3. В области содержания образования :
-создание условий для реализации вариативных образовательных программ, парциальных программ нового поколения, современных педагогических технологий;
-методическое и научно- методическое обеспечение введения нового содержания образования.
4. В области повышения квалификации :
-дифференцированный подход в повышении квалификации педагогов;
-выявление, систематизация, распространение передового педагогического опыта.
Управленческое воздействие в повышении квалификации педагогов сводится к созданию в образовательной системе комплекса условий :
-нормативно-регламентирующих,
-перспективно-целевых,
-деятельностно-стимулирующих,
-информационно-коммуникативных, являющихся основными положениями теории системного управления образованием, разработанной Г. Н. Сериковым.
С точки зрения программно-целевого принципа, комплекс условий рассматривается в качестве перспектив (ожидаемых результатов) развития методической работы как одной из форм повышения квалификации педагогов; кроме того, комплекс условий является основанием для проектирования целевой программы повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Котлярова, И. О. Инновационные системы повышения квалификации [Текст] / И. О. Котлярова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. – 320 с.
2. Сериков, Г. Н. Управление образовательным учреждением. Часть 1: Явление и понятия: Учебник для студентов педагогических специальностей. [Текст] / Г. Н. Сериков. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, ИЦ «Уральская Академия», 2008. – 280 с.
3. Тавберидзе, В. А., Калугина, В. А. Диагностика и критерии оценки деятельности воспитателя ДОУ. Организация и управление методической работой [Текст] / В. А. Тавберидзе, В. А. Калугина. – М. : Школьная Пресса, 2008.- 160 с.
4. Управление дошкольным учреждением : Словарь-справочник [Текст] / Сост. С. Д. Сажина. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.