Светлана Устинова
Организация работы по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Организация работы по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях образовательного учреждения
Введение
Актуальность, цели и задачи патриотического воспитания детей.
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
Публикация «Организация работы по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях образовательного учреждения» размещена в разделах
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.
Реализовать данную цель можно через решение следующих задач:
Воспитывать у детей :
• Стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность;
• Стремление чувствовать и осознавать себя частью большого этноса, выражать свою собственную субкультуру;
• Воспитывать уважительное отношение к наследиям других народов.
• Воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России.
• Воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России.
Формировать у детей:
• чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
• представление о России как о родной стране;
• умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать;
• стимулировать детскую активность через национальные подвижные игры.
Развивать у детей:
• познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений;
• представления о национальной культуре, об образе жизни людей.
Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте учим быть привязанным к чему-то, кому-то. Прежде, чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде, чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.
Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.
В роли содержательных источников патриотического воспитания в образовательном процессе выступает взаимосвязанная целостность чувств, эмоций и отношений. Особый упор делается на «сотрудническую миссию» воспитания, обучения и развития детей, взаимоподдержку и взаимопонимание в образовательном процессе.
От чувств - к отношениям, от отношения – к деятельности! Воспитывать гражданско-патриотические чувства.
Модель развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Вызывать интерес у детей и положительно воздействовать на их эмоции, развивать их фантазию, любознательность и творчество, формировать способность взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях, в разработке проектов, подготовке и проведении инсценировок.
Открывать ребенку доступ к культуре своего и других народов, знакомя его с особенностями повседневного быта их сверстников, обычаев, традиций, детским фольклором, играми, традициями проведения праздников.
Возможность органично интегрировать в образовательный процесс различные виды деятельности, специфичные для детей дошкольного возраста.
Учитывать личный опыт ребенка, который он приобретает, общаясь в своем социуме (в семье, на улице, в детском саду и т. д., и соотноситься с тем опытом, который они могут приобрести в разных формах образовательной деятельности.
Формы и методы работы с детьми :
1. Необычное приветствие.
2. Прослушивание звуков или музыкальных произведений различного характера.
3. Приглашение в путешествие.
4. Создание проблемной ситуации.
5. Фразы педагога: «Я рада встрече с вами»; «Что бы это значило? Попробуем разобраться…»; «Мне не терпится поделиться с вами…»; «Предлагаю вам отправиться в путешествие»; «О чём сегодня вам хотелось бы поговорить?»
6. Выполнение заданий в рабочих тетрадях совместно с родителями.
7. Совместная проектная деятельность.
8. Музей-изба.
9. Анализ нравственных качеств.
10. Ручной труд.
11. Природоохранная деятельность.
12. Изготовление подарков.
13. «Уроки доброты».
14. Акции.
15. Выставки и экспозиции.
16. Развлечения, досуги, праздники, концерты.
17. Игры (дидактические, имитационные, сюжетно-ролевые игры «Мастерская старинных кукол», подвижные, настольно-печатные, игры-сотрудничества).
18. Сказки.
19. Инсценировки, театрализации.
20. Коллажи, посвященные Великой Отечественной войне.
Формы работы с родителями
1. Анкетирование родителей «Мой ребенок, какой он?»
2. Поддержание групповых традиций совместным участием в них «Сладкий вечер», «Приглашаем гостей»
3. Индивидуальные консультации, беседы.
4. Круглый стол для родителей «Воспитать патриота и гражданина».
5. Фотовыставки «Мой любимый город», «Самое красивое место в нашем городе» «Игра и дети», «Мой любимый домашний питомец», «Мой папа служил в Армии», «Праздники и развлечения в детском саду»
6. Совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (создание рисунков, аппликаций).
7. Совместное создание взросло-детских проектов «Летающая страна», «Кукла из маминых варежек», «Моя любимая кукла», «Детка».
8. Оформление информационного стенда: рубрика «Пошли мне чтения доброго…», «О подвигах наших предков» (список детской художественной литературы о патриотическом воспитании).
9. Родительский клуб («Опыт семейного воспитания по патриотическому воспитанию старших дошкольников»).
10. Оформление информационных стендов «Мир нравственности в высказываниях и афоризмах».
11. Выполнение заданий в рабочих тетрадях.
12. «Встреча с интересными людьми».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Детство - это сердцевинная часть каждой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы, очень важно. Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка - здорового и телесно, и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое и от нас, учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы. Если духовное воспитание до этого осуществлялось родителями или вообще не велось, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель, и от него зависит его духовно-нравственное воспитание.
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для воспитания милосердия, человеколюбия и чувства прекрасного, формирования в душах молодого поколения те качества, которые во все времена отличали русский характер: доброту, открытость, сострадание, благородство, достоинство, трудолюбие, патриотизм, благочестие и многие другие. От встреч с педагогом дети ждут добра и понимания, уважения и справедливости, познания себя и других, окружающего мира, себя в этом мире; часто детям нужен добрый, мудрый совет взрослого, которому можно доверить свои проблемы. Именно в таком контакте взрослого и ребят осуществляется воспитание и развитие Человека. Главной задачей человека младшего возраста является обучаемость. При этом «обучается» он не умом, а всей своей сущностью и глубиной. Труд воспитателя, как посаженное впрок плодовое деревце: не сразу даёт результаты. Приходится ждать годы, но плоды обязательно принесут радость, наполнят сердце счастьем.
В нашей работе мы выяснили, что воспитание патриотизма достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения и достаточно квалифицированные педагогические кадры. Дошкольное учреждение выступает одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека, дающее необходимый базис для дальнейшего развития личности. В формировании патриотического мировоззрения в ДОУ необходимо учитывать возрастные особенности воспитанников и характер изучаемого материала. Сущность понятия «патриотизм» предполагает дальнейшее исследование.
В настоящее время образовательные учреждения ориентируется не только на сообщение детям определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма.