Юлия Ильина
Взаимодействие педагога-психолога и воспитателя в коррекционно-образовательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
Работа педагога-психолога в ДОО направлена сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ДОО, а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях.
В условиях реализации ФГОС необходимо тесное взаимодействие педагога-психолога и воспитателей групп.
Основными направлениями деятельности педагога-психолога в ДОО являются:
• Психологическая диагностика
• Психологическая коррекция
Публикация «Взаимодействие педагога-психолога и воспитателя в коррекционно-образовательном процессе» размещена в разделах
• Психологическое консультирование
• Психологическое просвещение
• Психологическая профилактика
• Организационно-методическая работа
Свою коррекционно-образовательную работу с воспитателями я также условно разделила на блоки:
• Информационный блок
• Диагностический блок
• Консультативный блок
• Коррекционно-развивающий блок
Рассмотрим кратко каждый блок.
Первый блок информационный – это подготовительный, начальный этап в моей работе в группе. На этом этапе я знакомлюсь с группой, с воспитанниками, провожу анализ родительских анкет, беседую с воспитателями, выявляю контингент группы, составляю социальный паспорт группы, провожу наблюдения за детьми, т. е. определяю базу своей работы.
Следующий блок – диагностический. Воспитатели на основании мониторинга по освоению основной образовательной программы ДОО, выявляют детей с низкими показателями. А я провожу углублённую психологическую диагностику, цель которой - получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса. По результатам диагностики составляется заключение на ребенка, а воспитателям, в свою очередь, даются рекомендации по работе с теми или иными детьми, определяется план работы и заводится «Тетрадь взаимодействия педагога-психолога и воспитателей группы», в которой педагоги прописывают индивидуальную работу с ребенком, какие методы и приемы он использует и описывает кратко результаты деятельности ребенка.
Третий блок работы с воспитателями – консультативный, цель которого оказание помощи воспитателям в создании благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного развития детей.
Итогом консультирования становятся варианты прогнозов развития и рекомендации, изложенные в понятной для воспитателей форме с описанием практических и коммуникативных действий, которые направлены на решение проблемы или снижение ее интенсивности. Тем самым повышая социально-психологическую компетентность воспитателей.
Последний, завершающий блок – это коррекционно-развивающая работа, цель которой создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
Коррекционно-развивающая работа организуется:
• на основании рекомендаций ТПМПК
• на основании результатов психологической диагностики
• по запросу (и его обоснованности) педагогов и родителей
С учетом особенностей развития детей я строю коррекционную работу в следующих направлениях:
• эмоционально-волевая сфера: агрессивное поведение, страхи, повышенная тревожность, низкий самоконтроль, неуверенность в себе;
• коммуникативная сфера: нарушения взаимоотношений со сверстниками, нарушения благополучия в семье;
• познавательная сфера: низкий уровень развития познавательных процессов (памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия).
Основные методы коррекционной работы, которые я использую:
• индивидуальная игровая терапия: подвижные игры, познавательные игры, игры с водой, игры с песком, сюжетно-ролевые игры;
• сказкотерапия: чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, составление историй совместно с ребенком;
• арттерапия: работа с красками, пластилином, пастелью, тестом;
• психогимнастика;
• релаксационные упражнения: нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники, использование визуальных образов.
Какова же роль воспитателя на этом этапе работы? Коррекционная работа воспитателей в группе направлена на обеспечение успешности освоения основной общеобразовательной программы детьми.
Воспитатель проводит работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся, их социальную адаптацию, изучает личность ребенка, его интересы и использует полученные материалы для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания, учитывая в работе рекомендации всех специалистов в ДОО.
Таким образом, воспитатели под руководством педагога-психолога являются непосредственными реализаторами всех коррекционных мероприятий.
Воспитатель:
1. Совместно со специалистами участвует в разработке плана работы с ребёнком;
2. Разрабатывает индивидуальные модели развивающего взаимодействия с детьми
3. Формируется высокий уровень компетентности в осуществлении образовательного процесса в детском саду
4. Обеспечивает состояние психологического комфорта каждому ребенку в группе
5. Обеспечивает обратную связь с целью оценки эффективности психолого-педагогического воздействия
6. Планирует, отбирает содержание и методы работы с детьми на занятиях с учетом индивидуальных особенностей ребенка (здоровья, уровня знаний, развития познавательных процессов)
Анализируя взаимодействие педагога-психолога с педагогами, можно отметить, что коррекционно-образовательная деятельность прежде всего отличается большой включенностью обеих сторон в практическую работу, затрагивающую как детей, так и самих педагогов.