Светлана Рязина
Развитие речи детей дошкольного возраста средствами новых речевых технологий
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время проблема развития речи у детей дошкольного возраста становится наиболее актуальной и значимой. К сожалению, главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера, недостаток общения родителей со своими детьми. Им гораздо легче включить своему ребенку мультфильм или игру на смартфоне планшете, чем почитать ему книгу.
Публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами новых речевых технологий» размещена в разделах
Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Общение выступает тем инструментом культуры, который приспособлен для развития и становления сознания личности, её мировосприятия, для воспитания гуманного отношения к окружающему его природному, предметному и социальному миру.
Это является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.
Поэтому формирование правильной речи является одной из основных задач в ДОО.
Речевое развитие включает :
• владение речью, как средством общения; обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи;
• фонематического слуха;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Анализ последних исследований и публикаций по данной проблеме показал, что традиционная методика обучения детей дошкольного возраста рекомендует использовать в качестве одного из основных приемов обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ педагога с незначительными изменениями, рассказы бедны и невыразительны, в текстах практически отсутствуют распространенные и сложные предложения, лексический запас слов мал, кроме того, ребенок не сам строит рассказ, а повторяет услышанный.
Поэтому возникает необходимость побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность.
Игра - основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения.
Идея включения обучающих игр в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей.
Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширять практический опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире.
Игра - одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели, она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.
Остановимся подробнее на опыте применения современных образовательных игровых методик в работе по развитию описательной речи детей в ДОО.
В работе с детьми по речевому развитию на группе используются современные образовательные игровые технологии :
- методика кубирования О. Кована
- интеллектуальные карты
- театральные калейдоскопы
- синквейны.
1. Методика кубирования О. Кована
Как отмечает профессор Н. В. Гавриш, все предложения в описательном рассказе направлены на выполнение задачи как можно полнее, ярче, точнее ответить на вопрос: «Какой предмет?» Схема по методике О. Кована была адаптирована в наглядную модель, которую ребенку легко использовать. В процессе игры дошкольник может более обширно и разносторонне описать тот или иной предмет.
Модель представляет собой размещенные на каждую из 6 граней куба задания.
После называния предмета детей ждут вопросы :
1. Опиши, как это выглядит?
2. На что это похоже?
3. О чем заставляет тебя подумать? (ассоциации)
4. Из чего сделано?
5. Как бы ты это использовал?
6. Хорошо это или плохо? Почему?
На описание следует давать ребенку 2-3минуты, можно передавать право ответа следующему, чтобы дети понимали, что нужно уложиться в определенное время и думать быстрее.
Этот прием помогает дошкольникам получить более целостное представление о предметах, ярче их увидеть, узнать интересную информацию о них.
Пример описания предмета составленный дошкольниками по методу кубирования О. Кована:
Мяч
1. Круглый, яркий, надутый.
2. Шар, солнце
3. Можно весело играть вместе
4. Резина
5. Бросал, катал, играл, ловил
6. Хорошо, можно играть с друзьями, веселиться, заниматься спортом 1. Опиши, как это выглядит?
2. На что это похоже?
3. О чем заставляет тебя подумать? (ассоциации)
4. Из чего сделано?
5. Как бы ты это использовал?
6. Хорошо это или плохо? Почему?
Пирамидка
1. Яркая, разноцветная, разбирается на колечки
2. Конус, терка, морковка, мороженое
3. Игра для малышей
4. Пластмасса
5. Нанизывала колечки от большого к маленькому
6. Хорошо, так помогает детям изучать цвета и размер 1. Опиши, как это выглядит?
2. На что это похоже?
3. О чем заставляет тебя подумать? (ассоциации)
4. Из чего сделано?
5. Как бы ты это использовал?
6. Хорошо это или плохо? Почему?
2. Интеллектуальные карты
Это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление. Данный метод помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира, помогают структурировать информацию, которую ребенок предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы.
Существуют общие требования к составлению карты:
1. Главная идея обводится в центре страницы.
2. Лист располагается горизонтально.
3. Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
4. Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении, используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.
5. Каждая мысль обводится.
6. В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
7. Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т. д.
Полезные свойства интеллект-карт:
1. Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
2. Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
3. Запоминаемость. Благодаря использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
4. Своевременность. Интеллект–карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;
5. Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения.
6. Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
3. Настольная игра «Сказочный калейдоскоп»
Можно смоделировать сказку, используя «Сказочный калейдоскоп», в создании которого участвовали сами дети. Несколько рулончиков из плотной бумаги нанизываются на любую палку так, чтобы они свободно прокручивались.
Детям предлагается нарисовать несколько картинок из любимой сказки в последовательности действий, происходящих в сказке. Картинки закрепляются, затем дети, прокручивая фрагменты калейдоскопа, по опорным картинкам сочиняют сказку.
Ожидаемый результат:
- формируются способности к эффективному, самостоятельному составлению рассказов, пересказов и сказок;
- активизируется лексический строй речи (словарный запас выходит на более высокий уровень);
- развивается мышление и устойчивость внимания;
- обогащается эмоциональная сфера ребенка.
4. Синквейн
Синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк. Родиной синквейна можно считать США в начале XX века. Американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала эту форму.
Синквейн, который используется с дидактическими целями, называется дидактическим. В дидактическом синквейне самое главное - это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке.
В педагогических и образовательных целях, может использоваться как результативный метод развития образной речи, интеллектуальных и аналитических способностей.
Существуют определенные правила написания синквейна. Он состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку».
Правила написания синквейна.
1-я строка (вершина «елочки») – заголовок, тема, состоящая из одного слова, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Части речи - это существительное или местоимение, и отвечает на вопросы: кто? что?
2-я строка – два слова, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления, раскрывающие тему синквейна. Часть речи - чаще прилагательное, реже причастие, отвечающее на вопрос: какой? какая? какое? какие?
3-я строка – состоит из трёх слов (глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета и отвечающие на вопрос: что делает? что делают?
4-я строка – четыре слова; ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Это фраза или предложение, состоящее из нескольких слов. Самый традиционный вариант, когда предложение состоит из четырех слов.
5-я строка (основание «елочки») – одно слово, (существительное) для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, или повторение сути, синоним,обобщающееслово.
Алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать:
Условные обозначения:
- слова-предметы (существительные,
- слова-признаки (прилагательные,
- слова-действия (глаголы,
- слова-предметы (существительные).
Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно:
I этап – подготовительный
Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.
Цель этапа: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями : «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение символов этих слов.
Через какие формы образовательной деятельности дошкольников проводится обогащение и активизация словаря:
- Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это?», «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? какая? какое? какие?», «Подбери признаки», «Кто что делает?» и другие.)
- Дидактические игры «Найди пару», «Кто что делает?», «Слова с противоположным значением» и др.
- Речевые тренинги. (Собрана картотека речевого материала для речевых тренингов.)
- Игры малой подвижности («У Маланьи, у старушки», «Что мы делаем – не скажем», «Живые слова» и другие.)
II этап – основной.
Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).
Существует алгоритм синквейна для детей-дошкольников, которые пока не умеют читать. Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое, четкое соблюдение правил составления синквейна необязательно. Так в четвертой строке синквейна предложение может состоять не из четырех слов, а из трех. Также можно вспомнить с детьми пословицу, крылатое выражение или афоризм на заданную тему. А в пятой строке тоже одно слово необязательно, может быть два или три.
Для успешного овладения детьми данной технологии можно использовать разные способы работы с синквейном:
1. «Синквейн-загадка». Педагог читает стихотворение, не называя первой строки, предлагая ребенку догадаться по содержанию текста, о каком предмете или явлении идет речь.
2. «Нарисуй предмет-отгадку». Все дети одновременно рисуют отгадку. Затем рисунки вывешиваются на доске, и педагог может видеть насколько у каждого ребенка есть знания о данном предмете. Насколько он правильно понимает смысл и значение слов. Хорошо ли он усвоил словарь лексической темы.
3. Составь «Синквейн по образцу»
4. «Закончи стихотворение». Ребенок называет слово последней строчки. Как правило – это обобщающее слово.
5. «Найди ошибки в стихотворении». В третьей и четвертой строчке педагог намеренно допускает ошибку в подборе признака или действие нехарактерное для данного предмета.
6. «Чужое слово». Аналогичное задание.
7. «Один начинает, другой продолжает». Называется предмет. Один ребенок составляет вторую строку стихотворения, второй – третью. Третью. Третий –четвертую, четвертый-пятую.
Эти игровые приемы помогают детям составлять более качественные тексты и поддерживать интерес к работе. После того, как дети научатся составлять нерифмованные стихи, можно переходить к третьему этапу работы.
III этап практический. Самостоятельное составление синквейнов детьми.
Цель: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам.
Сначала все дети составляют синквейн об одном предмете или природном явлении. После приобретения навыка самостоятельного выполнения такого рода задания можно давать детям индивидуальные темы.
Для того чтобы разнообразить занятия по составлению нерифмованного стихотворения на этом этапе используем следующие игровые приемы:
«Чей синквейн Лучше?» Составляется дидактический синквейн к разным словам-предметам, связанных между собой одной лексической темой (например, разные виды одежды). А затем обсуждается, чей текст был наиболее удачным и почему.
«Речецветик». Детям предлагается цветок с несколькими лепестками. На каждом лепестке изображен предмет по определенной лексической теме. Каждый ребенок, не глядя на картинку, отрывает лепесток и составляет синквейн.
«Занимательный кубик». На каждой стороне кубика картинка с изображением предмета или явления. Дети по очереди бросают кубик, выпавшая картинка и есть тема синквейна.
«Волчок». Круглое поле делится на несколько секторов. В каждом секторе изображен предмет изучаемой лексической темы. Ребенок вращает волчок на какой предмет попадет стрелка волчка, после окончания вращения, о том предмете составляется синквейн.
«Отгадай загадку, и на отгадку составь синквейн»
При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям, и обязательно показывать образец.
Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.
Что дает использование данной технологии детям дошкольного возраста?
• Применение данной технологии помогает создать условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
• Закрепляет знания детей об окружающем мире.
• Способствует обогащению и актуализации словаря, уточнению содержания понятий.
• Формирует грамматический строй.
• Помогает наиболее полно и точно. Правильно выразить свою мысль.
• Оформлять мысль в виде предложения
• Подготавливает к составлению описательного рассказа.
• Развивает творчество.
• Поддерживает интерес к обучению.
Примеры некоторых синквейнов, составленных дошкольниками :
1. Котёнок
Чёрненький, пушистенький
Играет, спит, ест
Он мой друг
Домашнее животное
2. Дом
Большой, красивый
Защищает, греет
Нужен всем людям
Убежище
3. Арбуз
Круглый, вкусный
Катится, растёт, зреет
Арбуз – это большая ягода.
Лето
Давайте попробуем вместе составить синквейн «Семья»
Семья
Какая она? (прекрасная, крепкая, дружная, весёлая, большая)
Что она делает? (гордится, заботится, помогает, любит, надеется)
Предложение о семье, афоризм или пословица. (Вся семья вместе — и душа на месте. В семье согласно, так идёт дело прекрасно. Я люблю свою семью.)
При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.
Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.
Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием.
Список использованной литературы:
1. Алексеева М. М. Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. - М. : Академия, 2000. - 159 с.
2. Нищева Н. В. Развивающие сказки : Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие-конспект. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002 год. - 47 c. /
3. Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина. - М. : Просвещение, 2001
4. Скажи по другому: Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии / Под ред. О. С. Ушаковой. - Самара, 2001. - 10 с.
5. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. - М. : Просвещение, 1990.
6. Ушакова О. С. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - С. 59-66.
7. Швайко Г. С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В. В. Гербовой. - М. : Просвещение, 2000.