ирина савинычева
Развитие речи детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие речи детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.»
В современном обществе особенно актуальным является развитие речи детей. Все больше детей дошкольного возраста испытывают трудности в развитии речи. Между тем, социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы, умеющей грамотно отстаивать свою точку зрения. Здесь не обойтись без развитой речи.
Публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает адаптироваться к жизни в обществе, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и сверстниками. С помощью речи ребенок познает мир, высказывает свои мысли и взгляды. Нормальное речевое развитие необходимо дошкольнику для успешного обучения в школе.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает содержание работы по данному разделу в следующих направлениях:
• освоение словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствие с контекстом высказывания; с ситуацией, в которой происходит общение);
• воспитание звуковой культуры речи (восприятие звуков родной речи и произношения);
• формирование грамматического строя (изменение слов по родам, числам, падежам; освоение различных типов словосочетаний и предложений; словообразование);
• развитие связной речи (диалогической (разговорной); монологической (рассказывание);
• формирование элементарного осознания явлений языка и речи : различение звука и слова (нахождение места звука в слове);
• воспитание любви и интереса к художественному слову. [16]
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Задачи речевого развития в дошкольном возрасте :
• формирование звуковой культуры, фонематического слуха;
• развитие лексики;
• формирование грамматики речи;
• развитие связной речи дошкольников;
• обучение детей дошкольного возраста общению и речевому этикету;
• знакомство с различными жанрами детской литературы. [18; 62]
Все эти задачи решаются в процессе образовательной деятельности и в повседневной жизни, существует множество приемов развития речи дошкольников.
Развитие речи дошкольников процесс постепенный, он происходит параллельно с развитием мышления и не прерывно связан с детской деятельностью, ее усложнением и формами общения с окружающими людьми.
Важную роль в воспитании и обучении дошкольников играет изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Изобразительная деятельность дает детям возможность познать окружающую действительность, выразить в рисунках, лепке, аппликациях свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Этот вид деятельности приносит детям радость, вызывает положительные эмоции, развивает творческие качества, наблюдательность, способствует развитию чувства прекрасного. Изобразительная деятельность способствует развитию мышления, восприятия, воображения, мелкой моторики, что тесно связано с развитием активной речи ребенка.
Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности осуществляется в нескольких направлениях:
- происходит обогащение и развитие всех компонентов речи (словаря, грамматического строя, фонематических функций, связной речи);
развитие номинативной (репрезентативной) функции речи;
- осуществляется становление и развитие коммуникативной речи - как средства общения;
- развивается регулирующая и программирующая функции речи;
- совершенствуется эмоционально-выразительная сторона речи.
В процессе изобразительной деятельности дети знакомятся с незнакомыми словами, обозначающими внешние признаки предметов и признаки действий, учатся понимать, различать и, наконец, употреблять слова-термины, которые присущие данным видам деятельности (кисть, краски, стека, прищипывание, раскатывание, сплющивание и мн. др.). Постепенно эти слова войдут в активный словарный запас детей. Таким образом, познавая и рассматривая различные предметы, называя их и обсуждая их свойства, происходит развитие номинативной (репрезентативной) функции речи.
Для того чтобы слово-название стало словом-понятием, на него надо выработать большое число различных условных связей, в том числе и двигательных. Все виды изобразительной деятельности способствуют этому. Большое разнообразие наглядного материала, который периодически меняется, способствует уточнению понимания названий предметов, действий признаков, ребенок приучается вслушиваться в короткую фразу взрослого, понимать смысл постепенно усложняемых высказываний, новых слов, уточняет их лексические, фонетические, грамматические оттенки. Слова помогают детям познавать все стороны изобразительной деятельности, осмысливать процессы изображения. Беседа о названии форм, цветов, их оттенков, пространственных обозначений; высказывания в процессе наблюдений за предметами и явлениями при их обследовании перед рисованием помогают научить ребенка различать предметы по форме и по цвету; а с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов у детей формируется навык согласования прилагательных с существительными разных родов.
В продуктивной деятельности в значительной мере быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность, имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности. Всевозможные виды изобразительной деятельности благоприятны для развития речи потому что при осуществлении легко можно создавать проблемные ситуации, которые способствуют появлению активной речи. Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи.
В изобразительной деятельности создаются условия для осуществления тесной связи слова с действием, с признаками действия, для полноценного пополнения словаря глаголами. Обеспечить связь слова с предметом значительно легче, чем связь слова с действием: можно показать сам предмет, игрушку или муляж, можно использовать картинку. В изобразительной деятельности это происходит естественным путем, ребенок самостоятельно выполняет разнообразные действия.
Следует заметить, что, например, приставочные глаголы дети начинают усваивать значительно раньше, так как во время занятия рисованием, лепкой или аппликацией педагог часто употребляет их, говоря о том, что ребенок: режет бумагу, отрезает уголок, вырезает круг, и т. д. Именно на этих занятиях дети хорошо усваивают последовательность действий и причинно-следственную взаимосвязь различных действий и явлений.
Слова прочно входят сперва в пассивный, а затем в активный словарь ребенка. С этой целью на занятиях используют наглядный материал: предметы оборудования, их признаки и назначение, происходит озвучивание демонстрируемых действий. Даже посильные поручения воспитателя, выполняемые ребенком, как до занятия, так и после него, способствуют развитию речи. В процессе уборки оборудования и материала для изобразительной деятельности со стола или же, раскладывания его, воспитанники выполняют разнообразные действия с предметами, при этом ребенок слышит инструкции взрослого, запоминает названия раздаточного материала и оборудования, соотносит свои действия с определёнными глаголами. Дети как бы играют с этим материалом – происходит ненавязчивое, косвенное обучение вне занятия.
Изобразительная деятельность развивает отдельные мыслительные операции, такие, как сравнение, обобщение, анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, классификация. Мышление органично связано с речью, которая является инструментом мышления, способом передачи информации, регулятором человеческого общения и собственного поведения.
Так же занятия по изобразительной деятельности способствуют развитию мелкой моторики кисти руки: зрительно-моторной координации, тонких движений руки, регуляция их объема и четкости. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
Именно поэтому можно сделать вывод, что выполнение различных манипуляций пальцами и руками во время лепки, рисования, аппликации стимулирует деятельность центральной нервной системы, что способствует ускорению развития речи детей дошкольного возраста. Следовательно, уровень развития речи детей напрямую зависит от развития тонких движений пальцев рук.
Таким образом, речь имеет тесную связь с изобразительной деятельностью детей, и процесс рисования, лепки и аппликации непосредственно влияет на активность речевых отделов мозга. Речь и изобразительная деятельность дополняют и обогащают друг друга. Это способствует увеличению речевых возможностей детей, к возникновению изобразительных навыков, созданию образов и форм. Следовательно, развитие речи и совершенствование изобразительных способностей детей ведут прямой дорогой к полноценному и комплексному развитию личности ребенка