Плотникова Анастасия
Формирование познавательно-речевых навыков у дошкольников с ТНР (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд.
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вам выступление из опыта работы по теме : «Формирование познавательно-речевых навыков у дошкольников с ТРН»
2 слайд.
В настоящее время увеличивается количество детей со сложной структурой дефекта речи. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, у детей отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания.
Публикация «Формирование познавательно-речевых навыков у дошкольников с ТНР (из опыта работы)» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Опыт работы, практика
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Дети с речевым недоразвитием отличаются от сверстников менее сформированной мотивацией, низкой познавательной активностью. Патология речи снижает успеваемость в школе и зачастую является причиной школьной дезадаптации.
Актуальность проблемы по формированию у дошкольников познавательно – речевых навыков стимулирует на постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную работу, которые бы отвечали требованиям ФГОС и учитывали особенности психического развития современного дошкольника в целом и детей с ОВЗ в частности.
3 слайд.
Вышеперечисленные задачи познавательно-речевого развития воспитанников с ОВЗ заключаются в обогащении речи и расширении представлений об окружающем мире, обучении свободно и грамотно строить свои высказывания, подкрепляя их доводами и фактами из различных областей знаний, доступных воспитанникам и побуждении познавательных интересов.
4 слайд
Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют ряд психологических особенностей, которые затрудняют формирование речевой деятельности и требуют целенаправленной коррекции.
5 слайд
Дети с ТНР характеризуются недостаточной устойчивостью внимания, трудностями в переключении внимания и планировании своих действий, они с трудом сосредоточиваются на анализе условий, поиске различных способов и средств решения задач. Им гораздо труднее сосредоточить внимание на выполнении задания в условиях словесной инструкции, чем в условиях зрительной.
6 слайд
У данной категории детей отмечаются серьезные проблемы в развитии восприятия (слухового, зрительного, кинестетического и др., т. е. в формировании представлений о предметах и явлениях окружающего мира.
У всех детей с нарушениями речи отмечаются нарушения фонематического восприятия.
7 слайд
У детей с речевыми дефектами выявлены трудности в пространственной ориентации. Дети в основном затрудняются в дифференциации понятий «право» и «лево», обозначающих месторасположение объектов, возникают трудности в ориентировке в собственном теле, особенно при усложнении заданий.
8 слайд
Исследование памяти у детей с ТНР обнаруживает, что объем их зрительной памяти практически не отличается от нормы. Исключение касается возможности продуктивного запоминания серии геометрических фигур.
Исследования показали, что уровень слуховой памяти понижается с понижением уровня речевого развития. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-, четырехступенчатые, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий, не прибегают к речевому обобщению в целях уточнения инструкции.
Исследования вербальной памяти детей с недоразвитием речи обнаруживают недостаточный уровень словесной памяти, что носит специфический речевой характер.
При относительной сохранности смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания.
9 слайд
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется также в специфических особенностях мышления. Дети:
- отстают в развитии словесно-логического мышления;
- с трудом овладевают мыслительными операциями (анализом и синтезом, сравнением и обобщением, классификацией);
- обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов действительности;
- возникают трудности в установлении причинно-следственных связей явлений;
- трудности в формировании математических представлений, развитии логического мышления.
10 слайд
Развитию детского воображения способствует своевременное формирование речевого навыка, а задержка речи приводит к его отставанию. Рассказы таких детей отличаются бедностью замысла и содержания. Они плохо понимают переносные значения слов, метафор и испытывают трудности в составлении творческих рассказов. Это объясняется бедностью словарного запаса, упрощенностью фраз, нарушениями грамматического строя речи.
11 слайд
У большинства детей отмечается нарушения в развитии двигательной сферы, т. е. общей и мелкой моторики (плохая координация движений, снижение скорости и ловкости при их выполнении). Наибольшие трудности выявляются при выполнении упражнений для пальцев и кистей рук, сопровождающихся словесной инструкцией.
12 слайд
У дошкольникам с ОНР наблюдается невысокий уровень развития игровой деятельности : низкая речевая активность в ходе игр, неумение организовать сюжетно-ролевую игру, отказ от участия в играх вербального характера.
Работая с детьми с ТНР и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие и систематизирующие процесс усвоения детьми знаний.
13 слайд
Поэтому мы регулярно пополняем свои картотеки интересными играми для формирования познавательно – речевых навыков.
В обучающей игре с удовольствием участвуют все, даже робкие дети. Они строят диалоги, сочиняют маленькие рассказы, подбирают слова-действия, слова-признаки и т. д. И даже самый молчаливый и застенчивый ребенок рассказывает свою историю и участвует в процессе игры.
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Для ребенка хорошо сформированная связная речь – это успех в обучении.
14 слайд
Спасибо за внимание!