Тамара Рычкова
Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы
Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
Опыт работы «Учимся умываться».
В. А. Сухомлинский: «Дайте детям радость труда!
Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости
и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим».
Труд - важнейшая составляющая человеческой жизни.
Публикация «Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста, Опыт работы „Учимся умываться“» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» сентябрь 2020
И материальные, и культурные ценности создаются благодаря труду.
Воспитывать у детей любовь и уважение к труду необходимо
с самого раннего детства.
Основным содержаниям труда детей раннего возраста является самообслуживание в повседневной жизни. Самообслуживание - это основа освоения ребёнком культурно-гигиенических навыков: умывания, приёма пищи, раздевания и одевания.
Цели и задачи трудового воспитания
Основной целью трудового воспитания самых маленьких детей дошкольных заведений, с учётом их возрастных особенностей, является формирование положительного восприятия труда и умения выполнять посильные трудовые действия.
Программные задачи трудового воспитания в первой младшей группе ДОУ, связанные с самообслуживанием:
- Формировать навыки обслуживания себя, поддержания в чистоте и опрятности тела, одежды.
- Формировать привычку (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем. Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок; пользоваться индивидуальными предметами (полотенцем, расческой, салфеткой, горшком).
Осваивая навыки самообслуживания, ребёнок чувствует большую самостоятельность, меньшую зависимость от взрослых. Но самообслуживание для малышей представляет значительную трудность, так как оно требует от детей известных усилий, сосредоточенности.
Сегодня хочу рассказать о том, какую работу провожу по формированию у детей привычки и умений мыть руки.
«Умывание»
Чтобы научить детей умываться, требуется немало времени. Обучение детей навыкам умывания происходит постепенно.
В целях ознакомления детей с требованиями по самообслуживанию в этом виде деятельности использую игры и игровые упражнения «Купание куклы Кати», «Кукла чумазая», Игровые ситуации «Покажем Мишутке, как мыть руки» и другие, рассматривание сюжетных картинок, чтение художественных произведений, потешки, беседы с использованием схем о последовательности умывания. На стеоне около раковин схемы последовательности умывания.
Использую прием показа с пояснением. Мою себе руки и подробно бговариваю свои действия. Затем вместе с детьми обговариваем действия, повторяя всю последовательность выполнения действий. Затем дети выполняют действие самостоятельно.
В первые дни показываю и объясняю лишь самые простые действия (смочить руки водой, потереть ладошки и тыльную часть рук). Когда у детей образуются довольно прочные умения, это даёт возможность усложнять требования, например, учить их отжимать руки, чтобы капельки воды не капали на пол, завёртывать рукава.
При этом использую художественное слово.
Ай лады, лады, лады!
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
друг другу улыбаемся.
Моем глазки, моем щечки, моем сына, моем дочку,
Моем кошку, моем мышку, моем серого зайчишку!
Моем, моем наугад, перемоем всех подряд.
(Имя ребенка) Катя! Мой лицо и шейку,
Мылься мылом хорошенько,
Воду ты не разливай, сухо руки вытирай.
Также постепенно приучаю детей правильно пользоваться полотенцем: показываю, как нужно держать полотенце, как вытираться. По окончании умывания обращаю внимание детей на их внешний вид, отмечаю, что они стали чистые, аккуратные.
Малыши очень любят, когда взрослые замечают их достижения. Поэтому внимательно наблюдаю за детьми и у каждого нахожу и отмечаю что-нибудь положительное.
«Учимся пользоваться расческой»
Переносим навык использования расчески в игровую ситуацию, повторяя знакомое действие в сюжетной игре «Салон красоты», в дидактических упражнениях «Причешем куклу», игровой ситуации «Что нужно кукле!».