Ольга Игоревна Тамахина
Формирование навыков саморегуляции у дошкольников с нарушением активности и внимания
▼ Скачать + Заказать документы
Специалисты, работающие с детьми дошкольного возраста, конечно, согласятся со мной, что в условиях современного мира с огромными информационными потоками, обрушившимися на наших детей, большинству из них свойственны нарушение внимания и активности. В процессе развития, воспитания и обучения дошкольники получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить, и соответственно важным для этого является формирование навыков саморегуляции, которая определяется как процесс управления собственными психологическими и физиологическими состояниями и также поступками. У ребенка способность к управлению собственным состоянием начинает формироваться в дошкольном возрасте с приобретения навыков психической саморегуляции в сфере сенсорно-перцептивных и двигательных процессов. У детей с нарушением внимания и активности формирование навыков саморегуляции осложнено следующими характерными проявлениями:
Публикация «Формирование навыков саморегуляции у дошкольников с нарушением активности и внимания» размещена в разделах
1) неспособность сохранять внимание : ребенок не может выполнить задание до конца, не собран при его выполнении;
2) снижение избирательного внимания, неспособность надолго сосредоточиться на предмете;
3) частые забывания того, что нужно сделать;
4) повышенная отвлекаемость, повышенная возбудимость: дети суетливы, неусидчивы, часто переключаются с одного занятия на другое;
5) еще большее снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно.
6) неспособность ждать своей очереди в играх, во время занятий и т. д.
7) частые драками с другими детьми (причина — не дурные намерения или жестокость, а неумение проигрывать).
Проявление признаков нарушения внимания и активности приводит в дальнейшем к дезадаптации. Поэтому формирование навыков самоконтроля является одной из приоритетных задач коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением активности и внимания. Одним из эффективных методов формирования навыков саморегуляции детей является релаксация. Кроме того, формирование начальных навыков саморегуляции предусматривает освоение некоторых начальных навыков релаксации. Методы релаксации, используемые при занятиях с детьми дошкольного возраста, основаны на игре.
Релаксацию можно разделить на несколько групп, каждая из которых отличается своим содержанием:
В первую группу входят методы мышечной релаксации. Мышечное расслабление влияет на функции центральной и периферической нервной системы, стимулирует резервные возможности коры мозга, повышает уровень произвольной регуляции различных систем организма ребенка. В зарубежной психологии эта методика используется под названием «progressive relaxation», поэтому она носит и другое название – прогрессивная релаксация. Создание этого класса методов связано с исследованиями Э. Джекобсона, который в 1930-х установил зависимость между повышенным тонусом скелетной мускулатуры и негативным эмоциональным состоянием. Метод заключается в выполнении комплекса упражнений, состоящих в чередовании максимальных напряжений и расслаблений групп мышц. Благодаря упражнениям снимается напряжение с отдельных частей тела или со всего тела, что вызывает уменьшение эмоционального напряжения. Практика активно применяется мною для дошкольников с нарушением активности и внимания, так как упражнения просты, доступны, эффективны и не требуют дополнительных условий или инвентаря.
Во вторую группу входят методы релаксации, основанные на дыхании. Дыхательная гимнастика вызывает изменения эмоционального состояния. Сосредоточение на процессе дыхания позволяет детям с нарушением внимания и активности переключиться с занимающего разум объекта возбуждения. Снижение содержания адреналина в крови, происходящее во время дыхательных упражнений позволяет расслабиться и успокоиться. Десятиминутный блок дыхательной гимнастики вернет эмоциональное равновесие и способность воспринимать новую информацию. Для создания игрового эффекта возможно использование мыльных пузырей.
В третью группу входят методы релаксации, основанные на звуках. В качестве музыкотерапии для релаксации детей дошкольного возраста с нарушением внимания и активности оптимально подходят классическая музыка и акустические композиции, имит ирующие звуки природы: дождь, шум леса с птичьими трелями, морской прибой.
В четвертую группу отнесены методы релаксации, основанные на образах. Образы оказывают позитивное влияние на эмоциональное состояние детей с нарушением внимания и активности. Педагогу-психологу важно помочь детям погрузиться в ситуацию, которая им понятна, приятна и благотворно воздействует. Задача представить морской пляж вызовет недоумение у малыша, не видевшего моря, а предложение мысленно поплавать может даже напугать ребенка, испытывающего боязнь воды. Поэтому, важна видео демонстрация необходимых образов. Ими могут быть распускающиеся цветы, берег реки, лесная полянка и т. п. Дети, активно поддерживают игру и поэтому способны достаточно быстро вжиться в образ.
Пятая группа методов релаксации основана на арт-терапии. В коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением активности и внимания мною используются техники рисования песком, что позволяет выполнять сразу несколько задач: развитие памяти, внимания, мышления, мелкой моторики, навыков саморегуляции, а также оказывает влияние и на стабилизацию нервной системы. Даже отказывающийся изначально заниматься ребенок через несколько минут погружается в творчество. Воздействие на психику оказывают и созерцание предлагаемых к воспроизведению объектов, и тактильные ощущения от применяемых материалов. Преследуя цель успокоить ребенка, достаточно грамотно подобрать цвета подсветки сенсорного стола для рисования песком. Оптимальные сюжеты: морское дно, зимние и лесные пейзажи, не подразумевающие применения агрессивных оттенков.
Регулярное использование и комплексный подбор всех перечисленных методов по формированию навыков саморегуляции в работе с детьми с нарушениями внимания и активности помогают им стать более спокойными и работоспособными, со временем позволяют им успешно адаптироваться в социальной среде.