Приложение МААМ

Формирование навыков саморегуляции у дошкольников с нарушением активности и внимания

Ольга Игоревна Тамахина
Формирование навыков саморегуляции у дошкольников с нарушением активности и внимания
▼ Скачать + Заказать документы

Специалисты, работающие с детьми дошкольного возраста, конечно, согласятся со мной, что в условиях современного мира с огромными информационными потоками, обрушившимися на наших детей, большинству из них свойственны нарушение внимания и активности. В процессе развития, воспитания и обучения дошкольники получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить, и соответственно важным для этого является формирование навыков саморегуляции, которая определяется как процесс управления собственными психологическими и физиологическими состояниями и также поступками. У ребенка способность к управлению собственным состоянием начинает формироваться в дошкольном возрасте с приобретения навыков психической саморегуляции в сфере сенсорно-перцептивных и двигательных процессов. У детей с нарушением внимания и активности формирование навыков саморегуляции осложнено следующими характерными проявлениями:

Публикация «Формирование навыков саморегуляции у дошкольников с нарушением активности и внимания» размещена в разделах

1) неспособность сохранять внимание : ребенок не может выполнить задание до конца, не собран при его выполнении;

2) снижение избирательного внимания, неспособность надолго сосредоточиться на предмете;

3) частые забывания того, что нужно сделать;

4) повышенная отвлекаемость, повышенная возбудимость: дети суетливы, неусидчивы, часто переключаются с одного занятия на другое;

5) еще большее снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно.

6) неспособность ждать своей очереди в играх, во время занятий и т. д.

7) частые драками с другими детьми (причина — не дурные намерения или жестокость, а неумение проигрывать).

Проявление признаков нарушения внимания и активности приводит в дальнейшем к дезадаптации. Поэтому формирование навыков самоконтроля является одной из приоритетных задач коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением активности и внимания. Одним из эффективных методов формирования навыков саморегуляции детей является релаксация. Кроме того, формирование начальных навыков саморегуляции предусматривает освоение некоторых начальных навыков релаксации. Методы релаксации, используемые при занятиях с детьми дошкольного возраста, основаны на игре.

Релаксацию можно разделить на несколько групп, каждая из которых отличается своим содержанием:

В первую группу входят методы мышечной релаксации. Мышечное расслабление влияет на функции центральной и периферической нервной системы, стимулирует резервные возможности коры мозга, повышает уровень произвольной регуляции различных систем организма ребенка. В зарубежной психологии эта методика используется под названием «progressive relaxation», поэтому она носит и другое название – прогрессивная релаксация. Создание этого класса методов связано с исследованиями Э. Джекобсона, который в 1930-х установил зависимость между повышенным тонусом скелетной мускулатуры и негативным эмоциональным состоянием. Метод заключается в выполнении комплекса упражнений, состоящих в чередовании максимальных напряжений и расслаблений групп мышц. Благодаря упражнениям снимается напряжение с отдельных частей тела или со всего тела, что вызывает уменьшение эмоционального напряжения. Практика активно применяется мною для дошкольников с нарушением активности и внимания, так как упражнения просты, доступны, эффективны и не требуют дополнительных условий или инвентаря.

Во вторую группу входят методы релаксации, основанные на дыхании. Дыхательная гимнастика вызывает изменения эмоционального состояния. Сосредоточение на процессе дыхания позволяет детям с нарушением внимания и активности переключиться с занимающего разум объекта возбуждения. Снижение содержания адреналина в крови, происходящее во время дыхательных упражнений позволяет расслабиться и успокоиться. Десятиминутный блок дыхательной гимнастики вернет эмоциональное равновесие и способность воспринимать новую информацию. Для создания игрового эффекта возможно использование мыльных пузырей.

В третью группу входят методы релаксации, основанные на звуках. В качестве музыкотерапии для релаксации детей дошкольного возраста с нарушением внимания и активности оптимально подходят классическая музыка и акустические композиции, имит ирующие звуки природы: дождь, шум леса с птичьими трелями, морской прибой.

В четвертую группу отнесены методы релаксации, основанные на образах. Образы оказывают позитивное влияние на эмоциональное состояние детей с нарушением внимания и активности. Педагогу-психологу важно помочь детям погрузиться в ситуацию, которая им понятна, приятна и благотворно воздействует. Задача представить морской пляж вызовет недоумение у малыша, не видевшего моря, а предложение мысленно поплавать может даже напугать ребенка, испытывающего боязнь воды. Поэтому, важна видео демонстрация необходимых образов. Ими могут быть распускающиеся цветы, берег реки, лесная полянка и т. п. Дети, активно поддерживают игру и поэтому способны достаточно быстро вжиться в образ.

Пятая группа методов релаксации основана на арт-терапии. В коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением активности и внимания мною используются техники рисования песком, что позволяет выполнять сразу несколько задач: развитие памяти, внимания, мышления, мелкой моторики, навыков саморегуляции, а также оказывает влияние и на стабилизацию нервной системы. Даже отказывающийся изначально заниматься ребенок через несколько минут погружается в творчество. Воздействие на психику оказывают и созерцание предлагаемых к воспроизведению объектов, и тактильные ощущения от применяемых материалов. Преследуя цель успокоить ребенка, достаточно грамотно подобрать цвета подсветки сенсорного стола для рисования песком. Оптимальные сюжеты: морское дно, зимние и лесные пейзажи, не подразумевающие применения агрессивных оттенков.

Регулярное использование и комплексный подбор всех перечисленных методов по формированию навыков саморегуляции в работе с детьми с нарушениями внимания и активности помогают им стать более спокойными и работоспособными, со временем позволяют им успешно адаптироваться в социальной среде.

Публикации по теме:

Формирование навыков согласования прилагательных и существительных в роде и числе у старших дошкольников с ОНР Цель: формировать навыки согласования прилагательных с существительными в роде и числе; Задачи: • направлять внимание детей с ОНР на окончание.

Формирование инициативы и любознательности как условие развития познавательной активности старших дошкольников. В современной социокультурной и экономической ситуации в России все более значимым становится формирование активной, мобильной личности,.

Формирование коммуникативно-речевой активности дошкольников посредством развивающей функции проектной деятельности (перспективный план по годовой задаче) На 2015-2016 учебный год в нашей группе запланирована работа над долгосрочным проектом «Развитие.

Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игровой деятельности Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игровой деятельности Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно.

Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников средствами игровой деятельности Важнейшим фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного.

Формирование социальной активности дошкольников посредством игр в условиях реализации ФГОС ДО С. Н. Колесникова, воспитатель МБДОУ детский сад №67 «Аистёнок» город Старый Оскол, Белгородская область, Россия «С чего начинается Родина?».

Консультация «Развитие коммуникативных навыков в процессе трудовой деятельности у дошкольников с нарушением интеллекта» В дошкольном детстве общение, предметная, игровая, изобразительная, конструктивная и трудовая деятельность лежат в основе возникновения.

Мастер-класс. Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников. Из опыта работы. Мастер класс. Проблема готовности дошкольников к предстоящему.

Становление самостоятельности и саморегуляции дошкольников Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий в процессе формирования познавательных действий посредством.

Практико-значимая работа на тему «Формирование и развитие коммуникативных навыков дошкольников» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (Повышение квалификации).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование навыков саморегуляции у дошкольников с нарушением активности и внимания
Опубликовано: 19 февраля 2016 в 14:00
+180Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование навыков саморегуляции у дошкольников с нарушением активности и внимания» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Игоревна Тамахина (УИ 489457) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 111.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД