Наталья Пошивалова
Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания у старших дошкольников посредством ознакомления с природой»
▼ Скачать + Заказать документы
Меня зовут Пошивалова Наталья Юрьевна. Я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №12 «Светлячок», городской округ г. Бор. Стаж работы – 8 лет, в данном ДОУ – 2 года. У меня высшее образование. В 2016 году я прошла переподготовку в Нижегородском педагогическом университете им Козьмы Минина по программе профессиональной переподготовки «Дошкольное образование».
Моё кредо «Так важно воспитать в ребенке личность,
Суметь посеять знания, добро.
Заставить думать, размышлять и верить,
Ведь воспитателю другого не дано».
Публикация «Обобщение опыта работы „Формирование экологического сознания у старших дошкольников посредством ознакомления с природой“» размещена в разделах
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Тема: «Формирование экологического сознания у старших дошкольников, через ознакомление с природой Керженского заповедника.
Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования
Научно-исследовательские условия
Методические условия
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика – Синтез, 2015.
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. – М. : Мозаика-Синтез, 2014
Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа (5–6 лет) – М. : Мозаика-Синтез,2015
СоломенниковаО. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации (для детей 2-7 лет). – М. : Мозаика-Синтез, 2016.
Организационно-педагогические условия
участник РМО
член творческой группы педагогов детского сада:
- Ответственная за краеведческую комнату;
- Ответственная за детскую библиотеку ДОУ.
участие в профессиональных педагогических сообществах.
«Актуальность личного вклада педагога в развитие образования»
ФГОС ДО
У детей недостаточно сформировано природоохранное поведение, не развиты представления о том, какие действия вредят природе, а какие способствуют её восстановлению
Дети не знают о находящихся неподалёку заповедных территориях, а именно о Керженском заповеднике.
«Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие
образования»
системность и последовательность
доступность
включение в деятельность
наглядность
динамичность
взаимодействие с родителями.
«Цель и задачи педагогической деятельности»
Цель: Воспитание начал экологической культуры как базисного компонента личности
Задачи:
- формирование системы экологических знаний и представлений, через знакомство с природой Керженского заповедника (интеллектуальное развитие);
- развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание).
«Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования»
1 этап.
Выявление уровня знаний дошкольников о правилах поведения в природе
Анализ программно- методического обеспечения
Планирование работы. Разработка серии конспектов занятий
2 этап.
Создание развивающей предметно- пространственной среды
Ввести правила поведения в природе в жизнь детей
Показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях
3 этап.
Овладение детьми навыками поведения в природе
Работа с родителями
Участие в акциях, проводимых Керженским заповедником
«Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования»
Схема «Формы и методы работы»
Игры
Эксперименты
Творчество
Викторины
Конкурсы
Театрализованные представления
Чтение
Экскурсии
Беседы
Работа с родителями
«Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования»
Беседы о Керженском заповеднике;
Чтение экологических сказок;
Просмотр видеофильма «Времена года по-керженски»;
Экскурсии по экологической тропе детского сада; Экскурсии в краеведческую комнату детского сада;
«Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования»
Дидактические игры: «Хвойная викторина», «Викторина «Заповедная Рос-сия», «Викторина «Птичья азбука»;
Использование лэпбука «Керженский заповедник»
Сюжетно-ролевые игры: «Мы идём в лес», «Лесник»
Творчество: кормушки, альбом о Керженском заповеднике.
«Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования»
Фоторепортаж с экскурсии в краеведческую комнату.
«Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования»
Фоторепортаж «Заповедный урок по-керженски».
Работа с родителями.
Цель: Объяснить актуальность и важность воспитания экологического сознания детей, повысить образовательный уровень по данной проблеме.
«Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования»
Основные направления работы Содержание работы
Информационно-аналитическое Анкетирование родителей «Что вы знаете о воспитании экологической культуры у детей?»
Познавательное Семинар-практикум «Зачем детям рас-сказывать о природе и охраняемых территориях?»
Наглядно-информационное Фотоколлаж «Там на неведомых дорожках» Выставка «Семья и экология»
Досуговое Выставка поделок «Заповедные животные», Развлечение «В гости к выхухоли»
«Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты»
понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;
освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;
проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).
У родителей появилась заинтересованность на своём примере показать детям, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту.
Перспективы: поездка родителей с детьми в Керженский заповедник на экскурсию; создание альбома «Красная Книга нашего края»
слайд.
«Результативность профессиональной педагогической деятельности
и достигнутые эффекты»
В результате мониторинга было выявлено, что
сформирована система экологических знаний и представлений, через знакомство с природой Керженского заповедника – в начале года – 1
в конце года – 2,5
умеют видеть и чувствовать красоту природы, восхищаться ею
– в начале года - 1,8
в конце года – 2,8
Бережно относятся к природе, соблюдают правила поведения в природе
– в начале года – 1,6
в конце года – 2,9
«Транслируемость практических достижений профессиональной
деятельности педагогического работника»
Выступления на педагогическом совете – «Использование лэпбука «Кер-женский заповедник» в работе с детьми старшей и подготовительной к школе групп»;
Стендовые консультации для педагогов и родителей – «Экология и дети», Фотоколлаж «Там на неведомых дорожках»
Публикация опыта работы на сайтах :
https://www.maam.ru/ и https://nsportal.ru/detskiy-sad
«Транслируемость практических достижений профессиональной
деятельности педагогического работника»
Участие в профессиональных конкурсах и акциях:
Творческий центр «Светлячок» Конкурс «Тянет неспроста в заповедные места» - 2 место;
Конкурс на сайте МААМ «Ежемесячный конкурс «Лучший фотоотчё т: «Заповедный урок по-керженски» - 1 место;
Всероссийский конкурс научных, методических и творческих работ «Россия – среда обитания». Работа «Лэпбук: Керженский заповедник – один из инструментариев экологического просвещения старших дошкольников» - 3 место;
Участие в экологической акции «Заповедный урок по-керженски»
Конкурс на сайте МААМ «Ежемесячный конкурс «Лучший конспект» «Путешествие в Керженский заповедник: Конспект ОД по ознакомлению с окружающем миром. (Старшая группа)» - 1 место;
Публикация на сайте ns portal «Путешествие в Керженский заповедник: Конспект ОД для средней группы;
Конкурс от Керженского заповедника «Заповедная природа – руками народа» номинация «Заповедная утварь» - Диплом лауреата;
Опубликовала методическую разработку «Там на неведомых дорожках» или Экологическое воспитание родителей»
Литература.
1. Веракса Н. Е, Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. – М. : Мозаика-Синтез, 2014
2. Головачева А. В., Ушакова М. М. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Методическое пособие. – Н. Новгород: Эко-центр «Дронт», 2009.
3. Гореловская О. Ю., Муравьёва А. В. Экологические праздники в школе и в детском саду: Сборник метод. разраб. – Н. Новгород: ГПБЗ «Керженский», 2010.
4. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика – Синтез, 2015.
5. Посылкина Р. Ю. Сказка в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста : Метод. пособие. – М. : Гуманитарный институт, 2002.
6. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа (5–6 лет) – М. : Мозаика-Синтез,2015
7. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации (2-7 лет). – М. : Мозаика-Синтез, 2016.