Мария Зайцева
Выявление и развитие способностей у детей дошкольного возраста
Развитие творческой личности является приоритетным направлением в образовании и воспитании подрастающего поколения, поскольку творчество – залог процесса в науке, технике, искусстве и общественной жизни в целом.
Каждый родитель желает своему ребенку блестящего будущего. Но мало, кто задумывается, что предпосылки для профессионального и личного успеха формируются уже в детстве, поэтому, ребенок сможет преуспеть в жизни, заниматься делом, которое будет ему нравиться, и быть гармоничной личностью в целом.
Публикация «Выявление и развитие способностей у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
У детей уже в раннем возрасте замечаем самые первые проявления способностей – это склонность к какому-либо виду деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает радость. Чем больше малыш занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это делать, ему интересен не результат, а процесс. Ребенку нравится не нарисовать картинку, а просто рисовать; не построить домик, а строить его. И все-таки наиболее интенсивно и ярко способности начинают развиваться с 3-4 лет, а в раннем детстве закладываются общие предпосылки их становления. Так, за первые три года жизни ребенок осваивает основные движения и предметные действия, у него формируется активная речь.
Так, что же такое способности? Способности – это комплексное понятие, которое включает в себя следующие составляющие – это индивидуальные особенности ребенка, которые обеспечивают ему успех в той или иной деятельности и легкость ее освоения. Это свободное воображение, фантазия и интуиция, в результате которых появляются открытия, изобретения, что-то новое.
Способности делятся на общие и специальные, то есть общими являются, память ребенка, его наблюдательность, воображение, а специальные это музыкальный слух, склонность к изобразительной деятельности. Эти достижения раннего детства мы продолжают развивать и дальше в дошкольном возрасте. Общие способности составляют две группы - познавательные и практические.
К познавательным способностям относят : в первую очередь сенсорные, интеллектуальные и творческие. Сенсорные связаны с восприятием ребенком предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития.
Для более эффективного развития интеллектуальных способностей мы используем метод наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей и построение модели на основе установления отношений между заместителем и замещаемым объектом.
Специальные особенности - это музыкальный слух, склонность к изобразительной деятельности, литературе.
Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумать сказку или историю, создать замысел игры или рисунка.
Наиболее эффективными способами дл выяявления способностей детей дошкольного возраста считаю практические методы. Так как чаще всего ребенок спрашивает именно о том, что занимает его больше всего, так можно понять круг его интересов. В коллективной игре легко выявить лидерские качества, способность к коммуникации с другими детьми. Наблюдение за игрой малыша дошкольного возраста в куклы или машинки позволит понять, насколько развито воображение и логика.
Для развития определенных склонностей очень важным является предоставление детям постоянной возможности для осуществления нужной деятельности, а также мотивация к ней. Способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребенка, можно выявить, а затем и развить его способности.
Для развития способностей активно включаю в занятия игровые технологии, элементы и приемы здоровье сберегающих технологий, технологию личностно-ориентированного обучения, направленную на разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка, информационно-коммуникативные технологии, которые повышают речевую и познавательную активность детей.
Таким образом, родителям следует помнить, что чем раньше они распознают нужные склонности у своего ребенка, тем успешнее он будет как в профессиональной среде, так и в эмоциональной жизни.