Лучший педагог года

Восприятие произведений изобразительного искусства как средство нравственного воспитания

Елена Дергаева
Восприятие произведений изобразительного искусства как средство нравственного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы

Исследователи, рассматривающие различные аспекты проблемы формирования духовно-нравственной воспитанности дошкольников, отмечают в качестве одного из важнейших средств использование произведений изобразительного искусства, которые обеспечивают наполнение чувственной сферы личности ребенка. Как отмечают Л. П. Бочкарева, Т. В. Коршикова, «…взрослым важно найти способ раннего пробуждения в ребенке духовных чувств, стремление реализовать их в повседневной практической деятельности» [1, с. 13].

Публикация «Восприятие произведений изобразительного искусства как средство нравственного воспитания» размещена в разделах

Доказано, что дети дошкольного возраста обладают значительными потенциальными возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства (Бочкарева Л. П., Карих В. В., Тутолмин А. В. и др.). В ряде исследований представлены варианты синтеза искусств на основе общечеловеческих ценностей, содержания, изобразительно-выразительных средств (Карих В. В.) [3, с. 89-90].

По мнению Тутолмина А. В., в процессе формирования духовно-нравственной культуры личности очень важны и эффективны беседы о произведениях художественной литературы, мультфильмах, произведениях изобразительного искусства [5, с. 89].

Использование воображения, мыслительно-эмоционального переноса себя в позицию героя, другой личности, помогает ребенку, по мнению Сикорского Б. Ф., «проигрывать переживать в своем поведении, ставшей реальной ситуацию» [4, с. 78].

Над проблемой нравственно-эстетического воспитания работали Н. Ветлугина, Р. Буре, В. Нечаева, Т. Маркова. Они отметили, что процесс нравственно-эстетического воспитания сложен и многогранен. Он предполагает в себе решение следующих задач:

воспитание культуры поведения, гуманных отношений между детьми и взрослыми (доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям,

воспитание коллективизма, формирование коллективистических взаимоотношений детей,

воспитания трудолюбия,

развитие нравственных и эстетических чувств и представлений детей. ,

приобщения детей к искусству,

формирование эстетического вкуса,

развитие художественно-творческих способностей.

Н. Ветлугина в своих работах отмечает, что уже с младшего возраста важно формировать у ребенка способность к сопереживанию, умение отзываться на горе и радость других, учить правильно оценивать как свое поведение, так и поведение сверстников и литературных героев, развивать умение самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни, воспитывать потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения [2].

В процессе нравственно-эстетического воспитания важное значение имеет воспитание чувств ребенка. Развитие эмоциональной сферы ребенка и воспитание на этой основе его чувств является «не менее, а в каком-то смысле даже более важной задачей, чем воспитание его ума» - писал А. Запорожец. Имея в виду то, что чувства - особая форма отношения человека к явлениям действительности.

Особое место в процессе нравственно-эстетического воспитания дошкольников занимают вопросы развития художественно-творческих способностей детей. Деятельность детей всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Только при соблюдении всех этих принципов возможно развитие как общих художественных способностей (хорошая память, быстрая и точная ориентировка в окружающем, богатое воображение, воля и настойчивость, активное стремление к познанию нового, способность к эмоциональному переживанию и оценочной деятельности, способность к самостоятельной творческой активности в искусстве, так и творческое развитие ребенка.

Из этого следует, что процесс нравственно-эстетического воспитания детей с одной стороны, предполагает активное воздействие на детей взрослых родителей, педагогов, а с другой – активностью воспитуемых, которая проявляется в их поступках, чувствах, отношениях, творчестве.

Н. Ветлугина в своих работах отмечает, что в процессе нравственно-эстетического воспитания можно выделить некоторые главные моменты, составляющие как бы основную схему, модель этого процесса, которая включает в себя три компонента [2] :

Первый компонент – формирование у ребенка эмоционально-нравственного отношения. В процессе приобщения детей к искусству, необходимо так организовать деятельность, чтобы дать ребенку возможность эмоционально пережить произведение. Ребенок ставит себя на место героя, становится как бы участником действия, сопереживает.

Второй компонент – формирование у детей способности деятельность, чтобы дать ребенку возможность эмоционально пережить произведение. Ребенок ставит себя на место героя, становится как бы участником действия, сопереживает.

Второй компонент – формирование у детей способности к самообучаемости в нравственно-эстетической сфере. Здесь рассматривается вопрос о том, что не столько важно передать детям определенную сумму знаний, сколько научить их учиться. Формирование способности к самостоятельности в учении (самообучению, самоконтролю, даст возможность ребенку правильно организовать свою поисковую деятельность, самостоятельно находить новые знания, усваивать их. В области искусства ребенок учится самостоятельно создавать художественный образ, находить выразительно-изобразительные средства для передачи этого образа, действует с этим образом в воображаемых ситуациях, экспериментирует.

Третий компонент – формирование индивидуальных нравственно-эстетических свойств личности. В эстетике такие индивидуальные качества объединяются понятием «эстетический вкус». В дошкольном детстве формируются нравственно-эстетические предпосылки вкуса. Формируя эмоционально-оценочное отношение ребенка к окружающей действительности. О сформированности такого отношения свидетельствует степень сознательности, которая проявляется в детских оценках и мотивировках. Умение оценить различные ситуации в жизни, в отношениях между людьми, в природе, произведениях искусства. Оценочный этап присутствует и в художественной деятельности ребенка. Умение дать объективную оценку собственной работы и работ товарищей, мотивировать свою оценку, говорит о сформированности эстетического вкуса, нравственно-эстетического отношения к действительности.

Прививая детям чувство прекрасного, формируя у них первые нравственные представления, надо стремиться, прежде всего, сформировать у них свое отношение к тому или иному явлению действительности, искусства.

Именно формирование своего отношения объединяет нравственное и эстетическое воспитание. Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников осуществляется в процессе всей воспитательно-образовательной работы. Занятия по изобразительной деятельности способствуют нравственному воспитанию. В процессе у детей воспитываются нравственно-волевые качества : умение и потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности. При создании коллективных работ: у детей воспитывается чувство товарищества, умение объединяться, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу. Коллективные выставки-просмотры приучают детей быть внимательным не только к своему рисунку (работе) но и к чужой. Учатся справедливо оценивать, радоваться общим успехам.

Таким образом, педагогические возможности произведений изобразительного искусства как средства духовно-нравственного воспитания дошкольников состоят в том, что они являются наиболее важным стимулом переживаний ребенка, обогащают личный эмоциональный опыт, способствуют накоплению опыта целостных духовно-нравственных и эстетических предпочтений и ориентации дошкольника.

Список использованной литературы

1. Бочкарева Л. П. Культурологическое образование детей дошкольного возраста: методическое пособие. Выпуск 4: Сердце на ладошке. Программно-методическое обеспечение формирования у дошкольников основ духовной этики / Л. П. Бочкарева, Т. В. Коршикова. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1999.

2. Ветлугина Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка. – М., 2012.

3. Карих В. В. К вопрос у о реализации принципа интеграции в образовательной области «Художественное творчество» // Дошкольное образование в современной России: проблемы и перспективы: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Красноярск, 28 ноября 2012 г. / отв. ред. И. Г. Каблукова; ред. кол. – Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. – Красноярск, 2013.

4. Сидорова А. Н. Формирование духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста: авторферерат дисс. на соискание ученой степени к. п. н. Специальность: 13.00.07 – теория и методика дошкольного образования. – Челябинск, 2009.

5. Сухомлинский, В. А. Как воспитать настоящего человека / В. А. Сухомлинский. –М. :Педагогика,1990.

Тарабарина Т. И. Формирование навыков культуры общения у детей старшего дошкольного возраста // Дошкольник и младший школьник: проблемы воспитания и образования : материалы конф. «Чтения Ушинского» пед. фак. ЯГПУ. – Ярославль: ЯГПУ, 2003. – С. 176-180.

Публикации по теме:

Консультация «Художественные произведения как средство нравственного воспитания дошкольников с ОВЗ» «Художественные произведения как средство нравственного воспитания дошкольников с ОВЗ» Актуальность. Духовно-нравственное воспитание подрастающего.

Музейная педагогика в ДОУ как средство патриотического, духовного и нравственного воспитанияМузейная педагогика в ДОУ как средство патриотического, духовного и нравственного воспитания В нашем прекрасном городе Гатчина находится много достопримечательностей и музеев. Поэтому, у детей дошкольного возраста и не только, есть.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возрастаСказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТ-СКИЙ САД №14»Светлячок». ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ 2018-2019г. «Сказка – как средство духовно.

Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Мы живем в динамичном мире, где все движется с такой скоростью, что некогда даже перевести дыхание. Все мы погружены в социальные и личностные.

Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольников Традиционно литература используется как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство с литературными.

Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество –верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия –это ключик, с помощью.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Традиции национальной культуры как средство нравственного воспитания К. Д. Ушинский: «Всё, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное в детские годы.».

Восприятие детьми старшего дошкольного возраста изобразительного искусства В настоящее время, когда глубокие преобразования происходят во всех сферах жизни нашего общества, особенно актуально встал вопрос о путях.

Эстетическое воспитание детей с помощью изучения произведений изобразительного искусства Данная статья раскрывает задачи образовательного процесса, формы работы воспитателя с детьми, применяемые на ознакомительных занятиях и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Восприятие произведений изобразительного искусства как средство нравственного воспитания
Опубликовано: 9 ноября 2019 в 15:38
+36Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Восприятие произведений изобразительного искусства как средство нравственного воспитания» (включая файлы) размещена пользователем Елена Дергаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД