Елена Дергаева
Восприятие произведений изобразительного искусства как средство нравственного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Исследователи, рассматривающие различные аспекты проблемы формирования духовно-нравственной воспитанности дошкольников, отмечают в качестве одного из важнейших средств использование произведений изобразительного искусства, которые обеспечивают наполнение чувственной сферы личности ребенка. Как отмечают Л. П. Бочкарева, Т. В. Коршикова, «…взрослым важно найти способ раннего пробуждения в ребенке духовных чувств, стремление реализовать их в повседневной практической деятельности» [1, с. 13].
Публикация «Восприятие произведений изобразительного искусства как средство нравственного воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Литературная деятельность
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2019
Доказано, что дети дошкольного возраста обладают значительными потенциальными возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства (Бочкарева Л. П., Карих В. В., Тутолмин А. В. и др.). В ряде исследований представлены варианты синтеза искусств на основе общечеловеческих ценностей, содержания, изобразительно-выразительных средств (Карих В. В.) [3, с. 89-90].
По мнению Тутолмина А. В., в процессе формирования духовно-нравственной культуры личности очень важны и эффективны беседы о произведениях художественной литературы, мультфильмах, произведениях изобразительного искусства [5, с. 89].
Использование воображения, мыслительно-эмоционального переноса себя в позицию героя, другой личности, помогает ребенку, по мнению Сикорского Б. Ф., «проигрывать переживать в своем поведении, ставшей реальной ситуацию» [4, с. 78].
Над проблемой нравственно-эстетического воспитания работали Н. Ветлугина, Р. Буре, В. Нечаева, Т. Маркова. Они отметили, что процесс нравственно-эстетического воспитания сложен и многогранен. Он предполагает в себе решение следующих задач:
воспитание культуры поведения, гуманных отношений между детьми и взрослыми (доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям,
воспитание коллективизма, формирование коллективистических взаимоотношений детей,
воспитания трудолюбия,
развитие нравственных и эстетических чувств и представлений детей. ,
приобщения детей к искусству,
формирование эстетического вкуса,
развитие художественно-творческих способностей.
Н. Ветлугина в своих работах отмечает, что уже с младшего возраста важно формировать у ребенка способность к сопереживанию, умение отзываться на горе и радость других, учить правильно оценивать как свое поведение, так и поведение сверстников и литературных героев, развивать умение самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни, воспитывать потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения [2].
В процессе нравственно-эстетического воспитания важное значение имеет воспитание чувств ребенка. Развитие эмоциональной сферы ребенка и воспитание на этой основе его чувств является «не менее, а в каком-то смысле даже более важной задачей, чем воспитание его ума» - писал А. Запорожец. Имея в виду то, что чувства - особая форма отношения человека к явлениям действительности.
Особое место в процессе нравственно-эстетического воспитания дошкольников занимают вопросы развития художественно-творческих способностей детей. Деятельность детей всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Только при соблюдении всех этих принципов возможно развитие как общих художественных способностей (хорошая память, быстрая и точная ориентировка в окружающем, богатое воображение, воля и настойчивость, активное стремление к познанию нового, способность к эмоциональному переживанию и оценочной деятельности, способность к самостоятельной творческой активности в искусстве, так и творческое развитие ребенка.
Из этого следует, что процесс нравственно-эстетического воспитания детей с одной стороны, предполагает активное воздействие на детей взрослых родителей, педагогов, а с другой – активностью воспитуемых, которая проявляется в их поступках, чувствах, отношениях, творчестве.
Н. Ветлугина в своих работах отмечает, что в процессе нравственно-эстетического воспитания можно выделить некоторые главные моменты, составляющие как бы основную схему, модель этого процесса, которая включает в себя три компонента [2] :
Первый компонент – формирование у ребенка эмоционально-нравственного отношения. В процессе приобщения детей к искусству, необходимо так организовать деятельность, чтобы дать ребенку возможность эмоционально пережить произведение. Ребенок ставит себя на место героя, становится как бы участником действия, сопереживает.
Второй компонент – формирование у детей способности деятельность, чтобы дать ребенку возможность эмоционально пережить произведение. Ребенок ставит себя на место героя, становится как бы участником действия, сопереживает.
Второй компонент – формирование у детей способности к самообучаемости в нравственно-эстетической сфере. Здесь рассматривается вопрос о том, что не столько важно передать детям определенную сумму знаний, сколько научить их учиться. Формирование способности к самостоятельности в учении (самообучению, самоконтролю, даст возможность ребенку правильно организовать свою поисковую деятельность, самостоятельно находить новые знания, усваивать их. В области искусства ребенок учится самостоятельно создавать художественный образ, находить выразительно-изобразительные средства для передачи этого образа, действует с этим образом в воображаемых ситуациях, экспериментирует.
Третий компонент – формирование индивидуальных нравственно-эстетических свойств личности. В эстетике такие индивидуальные качества объединяются понятием «эстетический вкус». В дошкольном детстве формируются нравственно-эстетические предпосылки вкуса. Формируя эмоционально-оценочное отношение ребенка к окружающей действительности. О сформированности такого отношения свидетельствует степень сознательности, которая проявляется в детских оценках и мотивировках. Умение оценить различные ситуации в жизни, в отношениях между людьми, в природе, произведениях искусства. Оценочный этап присутствует и в художественной деятельности ребенка. Умение дать объективную оценку собственной работы и работ товарищей, мотивировать свою оценку, говорит о сформированности эстетического вкуса, нравственно-эстетического отношения к действительности.
Прививая детям чувство прекрасного, формируя у них первые нравственные представления, надо стремиться, прежде всего, сформировать у них свое отношение к тому или иному явлению действительности, искусства.
Именно формирование своего отношения объединяет нравственное и эстетическое воспитание. Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников осуществляется в процессе всей воспитательно-образовательной работы. Занятия по изобразительной деятельности способствуют нравственному воспитанию. В процессе у детей воспитываются нравственно-волевые качества : умение и потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности. При создании коллективных работ: у детей воспитывается чувство товарищества, умение объединяться, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу. Коллективные выставки-просмотры приучают детей быть внимательным не только к своему рисунку (работе) но и к чужой. Учатся справедливо оценивать, радоваться общим успехам.
Таким образом, педагогические возможности произведений изобразительного искусства как средства духовно-нравственного воспитания дошкольников состоят в том, что они являются наиболее важным стимулом переживаний ребенка, обогащают личный эмоциональный опыт, способствуют накоплению опыта целостных духовно-нравственных и эстетических предпочтений и ориентации дошкольника.
Список использованной литературы
1. Бочкарева Л. П. Культурологическое образование детей дошкольного возраста: методическое пособие. Выпуск 4: Сердце на ладошке. Программно-методическое обеспечение формирования у дошкольников основ духовной этики / Л. П. Бочкарева, Т. В. Коршикова. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1999.
2. Ветлугина Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка. – М., 2012.
3. Карих В. В. К вопрос у о реализации принципа интеграции в образовательной области «Художественное творчество» // Дошкольное образование в современной России: проблемы и перспективы: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Красноярск, 28 ноября 2012 г. / отв. ред. И. Г. Каблукова; ред. кол. – Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. – Красноярск, 2013.
4. Сидорова А. Н. Формирование духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста: авторферерат дисс. на соискание ученой степени к. п. н. Специальность: 13.00.07 – теория и методика дошкольного образования. – Челябинск, 2009.
5. Сухомлинский, В. А. Как воспитать настоящего человека / В. А. Сухомлинский. –М. :Педагогика,1990.
Тарабарина Т. И. Формирование навыков культуры общения у детей старшего дошкольного возраста // Дошкольник и младший школьник: проблемы воспитания и образования : материалы конф. «Чтения Ушинского» пед. фак. ЯГПУ. – Ярославль: ЯГПУ, 2003. – С. 176-180.