Полинария Новикова
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТ-СКИЙ САД №14»Светлячок».
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ 2018-2019г.
«Сказка – как средство духовно- нравственного воспита-ния детей дошкольного возраста».
Подготовлено воспитателем
Новиковой П. А.
Городской округ Химки
Московская область.
«Сказки - блестящее, лучшее в мире золото, то золото, что бле-стит огоньком в детских глазках, звенит смехом из детских уст и уст родителей».
Программное содержание:
1. Активизировать речь детей, побуждать к высказыванию в виде полных предложений.
Публикация «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
2. Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику пальцев рук, формировать образ-ное мышление, чувственное восприятие.
3. Формировать через сказочные образы нравственные убеждения: живи дружно, помогай в беде, пожалей, посочувствуй. Вызвать интерес к русским традициям: помощь ближним, ува-жение к старшим.
4. Воспитывать доброту, любовь друг к другу, чувство ответственности за всё, что нас окру-жает.
5. Формировать познавательный интерес к художественной литературе, создать атмосферу радостного настроения.
Актуальность:
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нрав-ственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доб-роте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравствен-ную суть каждого поступка.
Зная возрастные особенности детей 6-го года жизни, я заметила, что не все дети умеют об-щаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочув-ствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нрав-ственных качеств человека.
Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народ-ными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, пред-ставлению.
Исходя из этого поставила перед собой цель:
Развить и воспитать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.
Для достижения цели определила, следующие задачи:
1. Побуждать у детей интерес к русским народным сказкам.
2. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
3. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
4. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
5. Подобрать диагностические материалы направленные на отслеживание уровня вос-питания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.
6. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшне-го и в особенности завтрашнего человека.
Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой
Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т. е. дослов-ная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, по-тому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведе-ний читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.
Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста.
При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение поясне-ний и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.
Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале зна-комых сказок, литературные викторины.
Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев) и другие.
Литературные викторины провожу как итоговые квартальные занятия или вечерние развле-чения.
Приемы формирования восприятия сказки
Выразительность чтения.
Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.
Следующий прием – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые по-том воссоздают дети.
Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное чтение (отрыв-ков, песенок, концовок).
Можно задать ряд вопросов (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот от-рывок? Чем закончилась эта сказка?
Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, ил-люстрации, картинки, элементы исцинирования, движения пальцами, руками.
Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выпол-няет роль сказочного персонажа.
Привлечением детей к участию в драматизации. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, арти-стичность.
Можно использовать словесные приемы. Зачастую детям бывают непонятны некоторые сло-ва или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это можно сделать до чтения.
Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге.
Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения.
Следующий прием – беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предваритель-ная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения.
Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных каче-ствах героев, на мотивах их поступков.
В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.
Этапы работы со сказкой
• Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального от-ношения к действиям и героям сказки.
• Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления со-держания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети по-няли суть сказки.
• Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, ап-пликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
• Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, те-атрализованные игры, драмотизация сказок, творческая игра с использованием персо-нажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окру-жающих людей.
Для того, чтобы решить задачи свою работу разбила на этапы, используя интегративный ме-тод:
Подготовительный этап:
1. Подбор и изучение методической литературы;
2. Подбор дидактических игр
3. Составила перспективный план
4. Разработала циклограмму по теме «Неделя с добром в сердце»
Основной этап или этап реализации
Совместная работа с родителями.
Провели родительское собрание «Сказка ложь – да в ней намек.» (познакомили с предмет-но-развивающей средой группы, составили план посещений театральных пятниц.)
Информировали родителей о том, какие сказки входят в круг чтения детей 6-го года жизни. Информацию представляем в уголке для родителей в виде списков литературных произве-дений с указанием, что будем читать в детском саду, и что рекомендуется для домашнего чтения.
В уголке для родителей помещаем советы, пожелания по поводу того, как организовать чте-ние ребенка в домашних условиях, под такими рубриками: «Личная библиотека вашего ре-бенка», «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «О чем и как беседо-вать с детьми после чтения»; «Книги и театр», «Народные сказки», «Читаем и играем», «Ри-суем сказку» и др.
Провели индивидуальные консультации и беседы с родителями на темы: «Как подружить ребенка с книгой», «Особенности чтения сказок о животных», «Сказка, как средство нрав-ственного воспитания ребенка», «Воспитание и книги».
Совместно с родителями пополнили библиотеку группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками для прослушивания, также родители, у которых со-хранились книги их детства приносили в группу, пополнили театральный уголок пальчико-вым театром из ниток ко всем русским народным сказкам по нашему возрасту. Очень полез-ны подготовленные совместно с родителями досуги для детей на литературные темы: игра викторина «В гостях у сказки», «Что, Где, Когда?», «В стране добра и зла»
Вместе с родителями устраиваем выставки работ детей и родителей : «Наши любимые сказ-ки», «Зимние сказки», «Цветные сказки».
На День Матери организовали конкурс «Бабушкин пирог» и для всех гостей дети показали сказку «Где ты, ласковая мама?», к празднику 8 марта показали сказку «Буратино на новый лад» — сказку переделывали вместе с детьми.
Осуществили проект «Книжка – своими руками»
Таким образом, всю работу по развитию у дошкольников нравственных качеств средствами сказки провожу совместно с родителями
Работа с детьми.
В группе прошли ряд развлечений: на День Матери организовали конкурс «Бабушкин пи-рог» и для всех гостей дети показали сказку «Где ты, ласковая мама?», к празднику 8 марта показали сказку «Буратино на новый лад» — сказку переделывали вместе с детьми, к 23 фев-раля папам рассказали сказку с новой концовкой «Волк и семеро козлят».
Сказка в системе нравственного воспитания
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесооб-разно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут педагогу показать:
• как дружба помогает победить зло («Зимовье»);
• как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
• что зло Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, ко-торый они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить -можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказ-ки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешеч-ка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и тд. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка», мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел», забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).
Заключительный этап
Подобрала диагностический материал отслеживания уровня воспитания нравственных ка-честв детей на примере героев русских народных сказок : диагностика Н. В. Нижегородцевой «Нравственная лесенка», критерии определения отзывчивости детей при помощи проблем-ных ситуаций.
В конце мая планируем провести день открытых дверей в группе, мы подготовили театрали-зованную сказку «Дом для друзей» по мотивам русской народной сказки «Теремок» с уча-стием всех детей.
Результат :
— Дети научились понимать смысл сказок
— Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя
— Дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль,
— Произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей;
— Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать участие в подготовке праздников, выставок; родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.
Вывод:
Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенно-сти на нравственное воспитание.
Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.
Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начи-нать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети.
Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать за-давить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они пророс-ли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше ли-тература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гаран-тий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.
Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нрав-ственность изначально заложена в их сюжете.
Дальнейшая моя работа:
1. В начале подготовительной группе планирую провести диагностику по отслежива-нию уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок, используя диагностику Н. В. Нижегородцевой «Нравственная лесен-ка»