Татьяна Стульникова
Воспитательское занятие «Столовый этикет»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитательское занятие
Задачи:
1) Познакомить детей с правилами сервировки чайного стола;
2) Развивать умение правильно пользоваться столовыми приборами и салфетками;
3) Воспитание этического поведения у детей;
4) Коррегировать внимание, воображение, наблюдательность, развитие речи.
Оборудование:
Темочки:
Колокольчики, мягкие модули для конструирования, мяч, воздушный шар, декорация домика, магнитофон, запись песни «Дорогою добра».
Ход занятия:
Минутка вхождения в сказку «Колокольчики».
Дети с воспитателем сидят в кругу
- Ребята, сегодня, мы с вами попадем в самую настоящую сказку, а волшебную силу нам дадут колокольчики. Расслабьтесь, закройте глаза и слушайте перезвон. Чем внимательнее вы будете слушать, тем больше силы получите. Открывайте глаза, мы уже в сказке.
Воспитатель :
Известно всем людям давно и везде,
Что кошка гуляет сама по себе,
Гордая кошка – красавица,
Но в друге и кошка нуждается,
В заботе, ласке и корме
И в теплом, уютном доме -
И в сказке о кошках пойдет разговор,
Садитесь удобней и сказку начнем.
Жила-была кошка
С котом и котятами
В уютном и теплом домишке.
Семья была дружной,
Веселой и шумной –
Котята всегда шалунишки.
Под музыку входит кошка Мурка, останавливается ближе к гостям и говорит, плача
-Вот уж точно не ждала,
А нагрянула беда,
Домик вспыхнул словно спичка,
И сгорел, сгорел дотла.
Что мне делать, как мне быть?
Где теперь я буду жить?
Попрошу-ка я котяток
Ненадолго приютить.
Мурка идет по кругу, утирая глаза платочком.
Воспитатель :
Мурка плачет, спотыкается
Тихо к дому приближается.
Мурка, обращаясь к котятам
-Ох, беда, беда, беда –
Домик мой сгорел дотла;
Столик, шкафчик мой, кровать,
Где теперь я буду спать?
Воспитатель :
Что же нам делать, как помочь Мурке (Принимают решение построить новый дом). Утешая Мурку, говорят
-Тетя кошка, не грустите.
Не печальтесь ни о чем,
Соберемся вместе с силами
И построим новый дом.
Будем очень мы стараться
Приступаем к делу, братцы!
Под запись песни «Дорогою добра» дети сообща, из модулей, на которых сидели, строят дом.
Мурка обходит дом, то слева, то справа, гладит его, любуется, говорит благодарственные слова, котята садятся, а воспитатель в это время говорит.
Воспитатель :
-Мурка домиком довольна
О таком и не мечтала
Мурка:
От меня поклон вам низкий,
Всех зову на новоселье,
На весь мир пойдет веселье!
Мурка заходит за домик, а воспитатель говорит котятам.
Воспитатель :
- Мы обязательно пойдем на новоселье к Мурке, но сначала надо вспомнить правила поведения в гостях, за столом, Мурка обязательно будет всех угощать.
Вопросы
• Как правильно сидеть за столом?
(Не следует садиться к столу боком или положив ногу на ногу. Это неудобно и невежливо по отношению к окружающим. За столом нельзя сидеть согнувшись, втянув голову в плечи. Нужно расправить плечи, сесть прямо и свободно. Нужно вести себя так, чтобы окружающим было комфортно в вашем обществе).
• Можно ли приходить в гости без приглашения и предупреждения?
(Нет. У любого человека могут быть свои дела).
• Как поступить если все-таки вам очень хочется увидеть своего знакомого, а приглашения пока что нет?
(Заранее договориться со знакомым о встрече, предупредить о своем визите)
• Что надо сделать, когда пришел к кому-то в дом?
(поздороваться, переобуться, проходить в комнату, только, если пригласили)
• Нужно ли вертеться за столом? Почему?
• Почему нельзя разговаривать с полным ртом едой?
(Можно подавиться, выронить пищу изо рта. Во время еды нельзя громко прихлебывать стучать ложкой по тарелке, нужно стараться есть беззвучно)
• Как нужно обращаться с хлебом?
(Не нужно катать шарики из хлеба, нельзя его крошить зря, нухно доедать кусочек до конца)
• Если еда от тебя далеко, можно тянуться через весь стол? Если нет, то, что надо сделать?
(Вежливо попросить соседа, чтобы он передал)
• Как поступить, если супа в тарелке осталось совсем мало?
(В гостях суп оставляют недоеденным. Дома можно наклонить тарелку от себя, но осторожно, чтобы не пролить суп на скатерть)
• Можно ли вытирать скатертью рот? А чем?
• Что надо сделать, если уже поел?
(Следует поблагодарить хозяйку)
• Когда и как нужно вставать из за стола?
(Невежливо вставать из-за стола пока все не закончат есть)
• Что надо сделать, когда уходишь?
(При уходе попрощайтесь с хозяевами, поблагодарите за прекрасно проведенное время, а затем мохно и одеваться)
Воспитатель -
Я очень рада, что на многие вопросы вы ответили правильно. Но некоторые вопросы для вас оказались сложными, давайте их сейчас разберем.
Согласитесь, приятно сидеть за столом среди культурных людей и есть вкусную пищу. Но чтобы выглядеть красиво во время застолья, надо соблюдать правила столового этикета.
Что такое этикет?
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться? Как есть?
Как звонить? Как встать? Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них дает ответ
Этот самый ЭТИКЕТ.
Сегодня мы с вами поговорим о правилах столового этикета.
Соблюдать правила столового этикета приятно и необходимо. Правильное поведение за столом показывает культуру человека, уважение к другим участникам застолья : прямая осанка, пользование столовыми приборами и салфетками, умение есть, соблюдение чистоты и аккуратности.
Сервировка чайного стола
Сервировка чайного стола зависит от меню, количества и очередности подачи блюд. Рекомендуется соблюдать определенный порядок подготовки праздничного стола. Прежде всего, следует расстелить скатерть, потом расставить тарелки, приборы, затем вазы с цветами и лишь потом украсить стол изящно сложенными салфетками.
В центре стола можно поставить вазу с невысокими цветами, подобранные в тон к сервизу и скатерти.
Вдоль стола принято расставлять удлиненные сухарницы с булочками, печеньем и прочими угощениями. Иногда их накрывают салфетками, чтобы сохранить свежесть. На середину стола всегда ставят и сахарницу, чтобы все гости могли без труда до нее дотянуться. В сахарнице должна быть ложка или щипчики для сахара, если он кусковой. Ближе к краям стола помещают вазы с вареньем, медом и масло в тарелочках. Возле каждого гостя, вровень с краем стола или на расстоянии 1-2 см, ставят десертную тарелку. Нож, вилку и ложку кладут по правую руку от нее. За тарелкой, ближе к середине стола, размещают приборы для фруктов. Правее ставят на блюдечке чайную
чашку, причем ручка должна быть повернута вправо, а на блюдечко следует положить чайную ложку.
1. Как правильно сидеть за столом. (показ) Обратите внимание – сколько стульев у стола, столько человек участвуют в застолье. Каждому человеку за столом выделяется место – часть стола, на которой для него стоят тарелки и лежат столовые приборы. Смотрите и повторяйте за мной следующее упражнение:(все вместе) сядьте прямо на стуле, руки положите на стол так, чтобы было удобно. Но помните, на столе не должны лежать локти, а только кисти рук. Выходя из-за стола стул задвигают к столу без шума.
2. При чаепитии самое главное правило – чай надо пить не спеша, тем более не залпом, обжигаясь и отдуваясь. Но не следует и слишком медлить. Холодный чай невкусен.
Кусочки сахара берут из сахарницы щипчиками и кладут в чашку, стараясь не расплескать напиток. Их не следует с силой размельчать с стакане или чашке – нужно подождать, когда они растворятся сами. Сахарный песок берут ложкой, прилагаемой к сахарнице. Размешав сахар, ложку обязательно вынимают из чашки, кладут на блюдце и, взяв чашку правой рукой, пьют чай небольшими глотками.
Если к чаю подано варенье, то левой рукой берут розетку, правой – десертную ложку и осторожно перекладывают варенье в розетку.
Пирожные и торты обычно едят специальной вилочкой или чайной ложкой, но твердые пирожные можно есть и без них. Если пирожные лежат на блюде на маленьких бумажных салфетках, их кладут на свою тарелку вместе с этой салфеткой и едят прямо с нее. Штучные изделия из теста берут с общего блюда рукой и едят без помощи вилки и ложки.
3. Пользование салфеткой. Салфетки бывают бумажные и полотняные. (показ) Полотняную салфетку кладут на колени, чтобы защитить костюм от крошек и капель. Ею нельзя вытирать нос и руки, но можно промокнуть уголки губ. Когда мы едим, салфетка на коленях, выходим из-за стола — салфетку кладем на стол между тарелками. Бумажные салфетки стоят на столе в салфетнице. Берут их по мере надобности. Закончив, есть блюдо, вытирают салфеткой губы, затем руки, а не наоборот и кладут на использованную тарелку. Повтор действий.
4. Как правильно есть хлеб. (показ) Кусок хлеба берем из хлебницы рукой. Сначала выберем глазами хлеб (черный или белый, но не перебирая. Можно есть от куска, можно отламывать небольшие кусочки и съедать, но не играть хлебом. Если у вас просят хлеб нужно передавать всю хлебницу, а не брать хлеб своими руками. Повтор действий.
Воспитатель - За столом мы не только едим, но и общаемся: разговариваем, слушаем, улыбаемся. Но разговариваем негромко и со свободным от пищи ртом. Никогда не говорим за столом плохо о приготовленных блюдах, а также о том, что может испортить аппетит и настроение людям
Давайте сейчас узнаем, как вы усвоили правила столового этикета
Чтоб не грохнуться случайно
На пол в час веселья,
Ты на стуле не качайся –
Это не качели.
Не вертись, спокойно кушай
И не чавкай словно хрюша
Чтобы что-то резать, нож
В руку правую берёшь,
Вилку в руку левую,
Сидишь королевою.
Кто дома есть научится,
В гостях не будет мучиться.
Есть с ножа – невежество,
Кто ест с ножа – обрежется!
Ложка в чашке – не пропеллер,
Не спеша помешивай,
Чтобы гости не смотрели
На тебя насмешливо.
Не вытирай свой рот рукой –
Салфетка есть перед тобой.
Чтоб не стали твои пальцы
Сыра, колбасы хватальцы,
Вилка есть при каждом блюде.
И воспитанные люди
Вилкой всё себе берут
И назад её кладут.
Известно с детства это всем:
«Когда я ем, я глух и нем».
Жуёшь – закрытым рот держи.
Проглоти – потом скажи.
Воспитатель Молодцы. Теперь можно идти к Мурке на новоселье.
Только на новоселье идут с подарками. Пойдемте выбирать Мурке подарки:
-дети подходят к столу, на котором разложены карточки с изображением различных предметов и выбирают только то, что обрадовало бы кошку (миску для молока, перинку для отдыха, рыбку, сосиску и т. д.) каждый ребёнок аргументирует свой выбор.
Дети с воспитателем подходят к домику Мурки, Мурка выходит, дети здороваются с ней, вручают подарки. Воспитатель организует игру «Праздничный хоровод»
Игра «Праздничный хоровод»
Гости, взявшись за руки, водят хоровод под музыку вокруг Мурки и приговаривают:
В новоселье, в новоселье,
Шлём тебе мы поздравление.
А ты, Мурка, не зевай,
Поздравления принимай.
Мурка решает, кто же будет её поздравлять:
Раз, два, три, четыре, пять,
Динара будет поздравлять.
Тот, на ком Мурка остановила свой выбор, получает воздушный шарик и поздравляет хозяйку. (здоровья, счастья, много хороших друзей, не грустить, улыбаться, осторожней быть с огнём, исполнения желаний, беречь новый дом и т. д.)
Закончив поздравление, гость возвращает Мурке воздушный шарик. Игра продолжается до тех пор, пока все приглашённые не поздравят хозяйку.
Затем Мурка приглашает на чаепитие.
Воспитатель :
- Ну а теперь пора возвращаться обратно.
(Дети рассаживаются по своим местам)
Заключительный этап.
Ребята, мне очень хочется, чтобы вы запомнили те правила поведения за столом, о которых мы сегодня с вами говорили на нашем занятии. И когда пригласят вас в гости, пусть все увидят, что за столом сидит воспитанный человек, которого захочется пригласить еще раз.
Используемая литература
1. Васильева-Гангнус Л. “Азбука вежливости”.
2. Дунцова К. Т., Станкович Г. П. “Этикет за столом”.
3. Козлова Т. А. Разработки занятий по этическому воспитанию учащихся. 3 класс. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2008
4. Чичёв Юрий «Что такое этикет, стихи для детей» https://www.stihi.ru/2009/12/26/6445