Анна Ефремова
Отчет о проведении кружка «Веселый этикет»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет о проведении кружка " Веселый этикет"
Ефремова Анна Николаевна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 75 «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК»
Отчет по работе кружка «Веселый этикет»
Старшая группа №7
Мытищи 2019
Отчет по работе кружка «Веселый этикет»
Старшая группа №7
Публикация «Отчет о проведении кружка „Веселый этикет“» размещена в разделах
Культура поведения - характерный признак хорошего воспитания. Поэтому обучение хорошим манерам является важной частью воспитательного процесса. Главную цель обучения мы видим в том, чтобы ребёнок не только знал как надо вести себя в обществе, но и умел это делать.
Культурно-речевое воспитание детей – дело большой социальной значимости. Развитые коммуникативные умения предполагают способность человека в разных ситуациях установлению контакта и облегчает взаимопонимание между людьми,но нередко понятия нравственности вступают в противоречие с примерами человеческих взаимоотношений, в которых общечеловеческие ценности отодвигаются на второй план. Особенно это противоречие обострилось последнее время, приемлемыми правилами проживания в обществе выдвигаются неуважение друг к другу, попрание силы силой, денежный диктат.
Психоло-педагогические исследования показывают, что развитие у ребенка правильных норм поведения и нравственных представлений являются основой его осмысленного бытия, построения отношений со сверстниками и с взрослыми.
Маленькому человеку, который только лишь вступает в жизнь, нелегко разобраться в этом.
В 2018-2019 учебном году проводился еженедельный кружок «Веселый этикет» в старшей группе «Подснежники»
Этикет – это составная часть внешней культуры общества.
Этикет – это свод общепринятых правил, касающихся поведения человека по отношению к другим в определенных случаях жизни.
Целью данного кружка является знакомся и приобщение детей дошкольного возраста с нормами нравственного отношения к миру, к людям, самим себе. В связи с данной целью были поставлены следующие задачи:
Познакомить с общечеловеческими нормами нравственности;
Сформировать потребность понимать другого и уважать его позицию, точку зрения;
Научить детей уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности;
Научить приёмам самоконтроля и самовоспитания;
Познакомит с правилами вежливости и красивых манер, выработать привычку вести себя в обществе и дома в соответствии с общепринятыми нормами.
Кружок «Веселый этикет»» носила практический характер: дети разыгрывали сценки, анализировали ситуации.
Данный кружок «Веселый этикет» представляет собой последовательную систему по ознакомлению детей 5-6 лет с основными нравственными показателями, установленным, принятым порядком поведения, форм обхождения (этикетом, принятыми в современном обществе, формированию нравственной воспитанности дошкольников.
Цель кружка :
- знакомить детей 5-6 лет с основами этикета (понятие, история возникновения, нормы и правила в области культуры речи, правилах общения со взрослыми и сверстниками, поведения в общественных местах, транспорте, за столом); повышение уровня коммуникативной компетентности детей.
Задачи:
- закреплять знания детей о речевом этикете в определённых бытовых ситуациях;
- развивать психические процессы как воля, память, внимание, мышление, нравственно-волевых качеств личности как ответственность, целеустремленность, умение добиваться поставленных целей, доброжелательность, сострадание и т. д.
-формировать навыки этического поведения;
-воспитывать дружеские взаимоотношения, эмпатию, бережное отношения к чувствам других людей;
- дать понятие об этической, нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы и других видов искусства.
- способствовать накоплению и обобщению эмоционально – положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам.
- формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно» - «нельзя», «хорошо» - «плохо»).
- научить детей видеть этическую, нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть.
Ожидаемый результат кружка «Веселый этикет».
Освоения детьми программы кружка - овладение такими интегративные качествами, как:
-эмоционально отзывчивый.
-Откликается на эмоции близких людей и друзей.
Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.
-Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;
-овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
-Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). -Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;
-способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила, в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).
Кружок «Веселый этикет» работает в течение года (сентябрь – май включительно, один раз в неделю, во вторую половину дня. План кружка рассчитан на 1 учебный год. Количество детей посещающих кружок «Веселый этикет» - 32 человека
Возраст детей от 5 до 6 лет.
На занятиях применялись различные формы работы:
-Непосредственная образовательная деятельность.
-Беседы;
-Сюжетно-ролевые игры;
-Подвижные игры;
-Учебные игры;
-Праздники;
-Походы в театр;
-Посещение библиотеки и музеев.
-Консультации для родителей.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста в рамках кружка является игра.
Оборудование.
Настольные дидактические игры из серии «Этикет», дидактические игры, плакаты, демонстрационные картины, атрибуты для сервировки стола, детские книги этического характера, Пособие «Как вести себя» О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина.
Реализация кружковой деятельности проходила в виде занятий, через совместную деятельность воспитателя и детей, а также родителей и детей в условиях семьи, через такие формы, как игровая, показ способа действия, указание и контроль.
Работу с детьми начала со знакомства с азами этических норм.
В ходе реализации программы учила использовать «специальные слова» в речевом общении, помогала освоить нормы этикета, познакомила с разнообразными вариантами сервировки стола, способствовала воспитанию интереса к окружающим людям, воспитала чувства взаимоуважения, взаимодоверия взаимопонимания, способствовала воспитанию коммуникабельности и чувства коллективизма, развивала у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания, развивала адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей, развивала навыки самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.
При каждой нашей встрече, дети проявляли интерес, внимательно слушали, задавали вопросы.
Полученные детьми впечатления закреплялись в ходе сюжетно – ролевых игр, продуктивной деятельности (рисовании, лепке, аппликации, конструировании, ручном труде).
Завершая работу по теме можно отметить положительное: дети усвоили правила и нормы поведения в гостях, имеют представления о поведении в общественных местах, освоили гостевой этикет, научились красиво сервировать стол, следить за столом, научились использовать «специальные слова» в речевом общении.
Для выявления данных о знаниях детей в рамках темы кружка, в начале года был проведен мониторг детей., а именно хотели выявить уровень сформированности речевого этикета на начало года :1
Приняли участие 32 детей (16 мальчиков и 16 девочек) старшей группы в возрасте 5 лет.
Оценка уровня сформированности речевого этикета проводилась на основе выделенных в программе Т. И Бабаевой А. Г. Гогоберидзе, Н. В. Крулехт критериев и показателей :
- знать основные правила приветствия, знакомства, высказывания критического замечания, комплимента, проявления благодарности, обращения с просьбой, ведения спора, выступления перед аудиторией и другое;
- употреблять слова и выражения в соответствии с обозначенными явлениями, то есть точность речи;
- умение связать между собой предложения по смыслу, умение высказывать в вежливой форме свое отношение ко взрослым и сверстникам; отстоять свое мнение, доброжелательно и последовательно выражая свои мысли, то есть логичность и последовательность речи;
- умение употреблять в своей речи языковые единицы, соответствующие ситуации, условиям и содержанию общения, то есть уместность речи.
На основе данных критериев и показателей были выделены следующие 3 уровня усвоения детьми правил речевого этикета :
Низкий уровень (0 - 15 баллов)речевого этикета : дети не имеют представлений о том, что такое речевой этикет, что такое вежливость, что означает уважать других людей, не могут употреблять слова и выражения в соответствии с обозначенными явлениями; не умеют связывать между собой предложения по смыслу; не могут высказать свое отношение к взрослым и сверстникам в вежливой форме, грубят; не умеют благодарить за оказанную им услугу; не могут в доброжелательной форме отстоять свое мнение ; употребляют языковые единицы, не соответствующие ситуации и условиям общения.
Средний уровень (15 - 30 баллов)речевого этикета : дети имеют некоторые представления о речевом этикете, о вежливости; с помощью взрослого могут связывать предложения последовательно; с напоминанием благодарят за оказанную услугу; затрудняются с высказыванием своего отношения к взрослым и сверстникам в доброжелательной форме; не всегда употребляют языковые единицы в соответствующей ситуации общения.
Высокий уровень (30 – 45 баллов)развития этикета : дети имеют достаточно полные представления о речевом этикете, о вежливости; знают как благодарить за оказанную услугу; свободно высказывают свое отношение к взрослым и сверстникам в доброжелательной форме; последовательно и логично связывают предложения между собой по смыслу; без помощи взрослых употребляют языковые единицы в соответствии с ситуацией и условиями общения.
Результаты мониторинга были следующие:
Высокий уровень: 71%
средний уровень:24 %
низкий уровень: 5%
При проведении данной диагностики использовались методы (беседа, наблюдение, тестирование).
Занятия кружка проводились в соответствии с перспективным планом 1раз в неделю по средам во вторую половину дня. Кружковые занятия проводились в групповой комнате. Кружок посещали все дети из группы которые в день день посещали детский сад.
Реализация кружковой деятельности проходила в виде занятий, через совместную деятельность воспитателя и детей, а также родителей и детей в условиях семьи, через такие формы, как игровая, показ способа действия, указание и контроль.
Работу с детьми начала со знакомства с азами этических норм.
В ходе реализации программы учила использовать «специальные слова» в речевом общении, помогала освоить нормы этикета, познакомила с разнообразными вариантами сервировки стола, способствовала воспитанию интереса к окружающим людям, воспитала чувства взаимоуважения, взаимодоверия взаимопонимания, способствовала воспитанию коммуникабельности и чувства коллективизма, развивала у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания, развивала адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей, развивала навыки самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.
При каждой нашей встрече, дети проявляли интерес, внимательно слушали, задавали вопросы.
Полученные детьми впечатления закреплялись в ходе сюжетно – ролевых игр, продуктивной деятельности (рисовании, лепке, аппликации, конструировании, ручном труде).
Завершая работу по теме можно отметить положительное: дети усвоили правила и нормы поведения в гостях, имеют представления о поведении в общественных местах, освоили гостевой этикет, научились красиво сервировать стол, следить за столом, научились использовать «специальные слова» в речевом общении.
Непосредственно-образовательная деятельность рисование
Тема: «Что такое хорошо? Что такое плохо?»
Непосредственно-образовательная деятельность Лепка
Занятие в рамках темы «Столовый этикет. Правила поведения за столом»
Название занятие «Пасхальное утро в кругу семьи»
Сюжетно-ролевая игра «День рождения лучшего друга»
цель:расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда, закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, расширять словарный запас.
предварительная работа:беседа «Принимаем гостей».
Цель:формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими. Умение вести себя в гостях и принимать гостей.
Работа с родителями: чтение художественно-познавательной литературы по теме кружка «Веселый этикет», «Правила поведения», «Учим добрый слова»
Итоговое занятие «Страна этикета»
цель: закрепление полученных знаний, полученных за занятиях в течение года;поучение эмоциональный подьема и радости в ходе занятия.
Не только занятия на кружке каждую неделю, но и ежедневные беседы, наблюдения, игры, ситуации помогали детям освоить элементарые основы правил :
поведения за столом, в колективе с детьми, в коллективе со взрослыми, правила поведения на прогулке в детсвком саду, в гостях
Наши наблюдения за детьми и результаты мониторинга по итогам года позволили нам выявить насколько дети обладдели знаниями об основах правилах речевого этикета, как они реализуют эти знания в повседневной жизни и в специально организованных ситуациях.
В группе улучшился микроклимат, дети стали внимательней, терпимей друг к другу. Снизилась конфликтность, улучшились коммуникативные навыки Дети научились выходить из той или иной ситуации, без конфликтов. Адекватно оценивать свои поступки и поступки других. Замечать положительное и отрицательное в своем поведении и поведении окружающих или персонажей художественных произведений. Договариваться, приходить к общему решению.
У детей тихих, сдержанных появились друзья, их стали принимать в общие и подгрупповые игры. Если на начало года детей (которые были в стороне) было 4, то к концу года не осталось ни одного ребенка.
В группе появилось большое количество дидактических игр,художественно-познавательной литературе по теме «Формирование основ детского этикета у детей дошкольного возраста». Разработаны рекомендации, консультации для педагогов и родителей по данной теме. В результате вовлечения в проект родители стали более активно принимать участие в жизни своих детей, с желанием принимали активное участие в совместных мероприятиях. Их активность по сравнению с началом года выросла на 37%.
Продукт проекта:лепбук для работы с детьми «Основы этитека»
Был продеден итоговый мониторинг на конец года:
На основе данных критериев и показателей были выделены следующие 3 уровня усвоения детьми правил речевого этикета :
Низкий уровень (0 - 15 баллов)речевого этикета : дети не имеют представлений о том, что такое речевой этикет, что такое вежливость, что означает уважать других людей, не могут употреблять слова и выражения в соответствии с обозначенными явлениями; не умеют связывать между собой предложения по смыслу; не могут высказать свое отношение к взрослым и сверстникам в вежливой форме, грубят; не умеют благодарить за оказанную им услугу; не могут в доброжелательной форме отстоять свое мнение ; употребляют языковые единицы, не соответствующие ситуации и условиям общения.
Средний уровень (15 - 30 баллов)речевого этикета : дети имеют некоторые представления о речевом этикете, о вежливости; с помощью взрослого могут связывать предложения последовательно; с напоминанием благодарят за оказанную услугу; затрудняются с высказыванием своего отношения к взрослым и сверстникам в доброжелательной форме; не всегда употребляют языковые единицы в соответствующей ситуации общения.
Высокий уровень (30 – 45 баллов)развития этикета : дети имеют достаточно полные представления о речевом этикете, о вежливости; знают как благодарить за оказанную услугу; свободно высказывают свое отношение к взрослым и сверстникам в доброжелательной форме; последовательно и логично связывают предложения между собой по смыслу; без помощи взрослых употребляют языковые единицы в соответствии с ситуацией и условиями общения.
Результаты мониторинга На конец года следующие:
Высокий уровень: 95%
средний уровень:5 %
низкий уровень: 0%
Литература:
1. Н. Е. Богуславская,Н. А. Купина «Веселый этикет» Изд-во «АРГО» 2002 г.
2. И. Агапова, М. Давыдова «Игры и задания для чудо-воспитания (этикет для детей) Изд-во «Лада» 2006 г.
3. Л. М. Щипицына,О. В. Защиринская «Азбука общения» Изд-во «Детсво-Пресс» 2000 г.
4. В. А. Сухомлинский «Хрестоматия по этике» Москва,1990
5. С. В. Петерина «Воспитание культуры у детей дошкольного возраста» Москва, 1986
6. Т. В. Сенько «Изучение межличностного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми» Л. 1991
7. Э. Крижан, Ю. Орлик «Как вести себя. О правилах приличия»,Братислава 1994
8. Н. А. Виноградова,Ф. С. Гайнулова «Энциклопелия педагогических ситуаций» ТЦ «Сфера» 2010 .