Елена Монина
Воспитание у дошкольников духовно-нравственных ценностей и чувства патриотизма через изобразительное искусство
▼ Скачать + Заказать документы
Монина Елена Алексеевна
педагог дополнительного образования
ГБОУ ДО СО СДДЮТ, г. Самара
Проблема воспитания у детей любви к Родине была актуальной всегда, но особую значимость она приобрела в настоящее время. Любовь к родному краю начинается с детства. Надолго она сохраняется в душе человека, если правильно его воспитали. С раннего возраста у ребенка развиваются чувства, черты характера, которые связывают его непосредственно со своим народом, своей страной. Чувство любви к Отчизне формируется у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об общественной жизни страны, труде людей, природе. Зарождается это сложное чувство из любви к близким, к тому месту, где ребенок родился, где прошли его годы детства, к своей малой родине. Для формирования чувства патриотизма и духовно-нравственных ценностей очень важно давать детям начальные знания о Родине, представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.
Публикация «Воспитание у дошкольников духовно-нравственных ценностей и чувства патриотизма через изобразительное искусство» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Гражданская позиция дошкольников начинает формироваться как в детском саду, так и в семье. Ученые доказывают, что предпосылки будущих нравственных представлений складываются у ребенка в возрасте 3-5 лет. В этот период малыши особенно доверчивы ко всему, что происходит вокруг них. Воспитание у дошкольников духовно-нравственных ценностей и чувства патриотизма я реализую через программу изобразительного творчества и декоративно прикладного искусства.
1. Декоративно-прикладное искусство в воспитании патриотизма дошкольников.
Изделия декоративно-прикладного искусства, раскрывают перед детьми богатство культуры народа, духовные идеалы, они помогают им усвоить обычаи, традиции, особенности жизни, быта, которые передают от поколения к поколению. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. На занятиях в студии дошкольников «Гармония детства» и мастерской «Семицветик» мы знакомимся с народными игрушками: дымковской, филимоновской, русской матрешкой, городецкой, хохломской, гжельской росписью. Эти игрушки привлекают детей тем, что они необычны, отличаются от современных. Когда дошкольники сами создают объемных дымковских козликов или лошадок из глины или соленого теста и даже из пластилина и расписывают их характерными узорами для той или иной росписи они невольно прикасаются к народному искусству и национальным традициям. На таких занятиях с нами вмести лепят и родители. Такое сотрудничество дарит незабываемые эмоции и детям и взрослым. Работа по ознакомлению детей с декоративно- прикладным искусством проходит в несколько этапов:
1. Знакомство с историей данного искусства, рассматривание предметов, иллюстраций, выделение цветовых приёмов, основных традиционных элементов росписи (ягоды рябины, цветы, круги и т. д., сюжетных линий.
2. Рисование простейших элементов росписи (круг, круг в круге, скрещенные, волнистые линии и т. д.).
3. Составление узора с учётом приобретённых творческих навыков на бумагу.
4. Нанесение народной росписи на бумагу, бумажные формы предметов, на глиняные формы или формы из солёного теста, из дерева.
Вот некоторые примеры работ, которые мы выполнили с ребятами.
Лепка из глины дымковских игрушек «Разноцветная ярмарка»
Конструирование из бумаги салфетницы по мотивам хохломской росписи «Золотой петушок»
Пластилинография «Подружки - матрешки»
Роспись по ткани по мотивам хохломской росписи «Платочек для мамы»
«Сам себе дизайнер» (совместное творчество с родителями. Дети из больших листов бумаги «шили» себе наряд по мотивам народной росписи "Дымковское чаепитие")
2. Воспитание патриотизма через любовь и бережное отношение к родной природе, к своей малой родине, своему городу.
Формирование представлений у детей о Малой Родине, о ее историческом прошлом, о настоящем и будущем; изучение культурных традиций родного края; знакомство с его достопримечательностями; формирование чувства гордости за свой край; воспитание бережного отношения к природе, народному достоянию. Краеведение – социально значимое и необходимое направление работы с детьми. Воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой региона, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Опора в работе по краеведению делается на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края.
В нашей программе реализуется целый цикл занятий, направленных на знакомство с нашем городом, природой. Детям очень нравиться создавать коллективные работы на тему «Где мы были в отпуске», «Широка страна моя родная», «Наше путешествие», «Любуюсь городом своим», «Вот - моя улица, вот - мой дом родной». С большим интересом мы приняли участие во Всероссийском конкурсе, который проходил в г. Тула «Бусы России». Во время подготовки к конкурсу, дети вместе с родителями, провели большую работу по подготовке фотовыставке о достопримечательностях нашего родного города. Выбрав самые лучшие фото мы, применяя технику декупажа, оформили новогодние шары в виде большой гирлянды из бус с изображением лучших видов города Самара.
Познавательно и интересно прошли занятия по подготовке к еще одному конкурсу творческих работ посвященных 170 летию Струковского сада.
Мы с детьми подготовили коллективную работу «Струковский сад - сказочный сад». Готовясь к конкурсу, дети познакомились с историей Стуковского сада, на прогулках с родителями обращали внимание на разные природные уголки сада, чтобы потом отобразить эти впечатления в своей творческой работе. Наша картина заняла на конкурсе первое место.
3. Патриотическое воспитание дошкольников через героическое прошлое нашей страны.
Со времен Великой отечественной войны прошло достаточно много времени, в живых осталось не так много ветеранов и участников той страшной войны, но подвиг советских людей всегда будет оставаться гордостью для потомков.
Дети дошкольного возраста очень любознательны, но интересны им могут быть только те темы, которые имеют практическую значимость. Лучше всего это можно реализовать через рисунок, так как дети наиболее ярко и четко отражают в рисунке свои чувства, переживания.
Конечно же мы не можем пройти мимо темы о Великой Победе.
У мальчишек война непременно ассоциируется с военной техникой и авиацией. Танки, вертолеты, самолеты, разное оружие – это все те достижения научного прогресса, без которых победа досталась бы нам еще большей ценой. Поэтому с мальчиками мы рисуем военную технику, солдат. С девочками лепим цветы, голубей – символа мира. Объединим все это в общую композицию.
О подвиге солдат и благодарности за мирное небо мы беседуем прямо во время творческих занятий по рисованию. Я приносила детям фотографии своего деда, который погиб на фронте, рассказала о его непростой доле, которая выпала на его плечи. Мне кажется, такой пример оставил след в душе детей и после этого им непременно захочется узнать о своих родных героях, уже в процессе общения с родителями. Тем более, что в настоящее время наблюдается большой интерес людей к своей родословной - семейной генеалогии, естественное желание знать прошлое семьи, свои национальные, сословные корни. Воспитывая любовь к родному Отечеству, нельзя забывать об его защитниках и героях в современное время. Поэтому всегда в детских сердцах находят отклик занятия на тему «Лучше папы друга нет» и «Мой папа в Армии служил».
Итак, цель работы по воспитанию духовно – нравственных и патриотических ценностей дошкольников посредствам изобразительного творчества – это создание условий для формирования у детей бережного отношения к семейным и народным традициям, обычаям, уважения близким, историческому прошлому страны, любви к Родине, к родному краю.