Светлана Тишкина
Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаю вашему вниманию педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста. Данный проект – это начальная ступень патриотического воспитания дошкольников.
Проблема:
Публикация «Проект „Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Дети не задумываются о том, что город, в котором они живут – это их малая родина. Не знают ничего об его истории, достопримечательностях, о людях, живущих и работающих на процветание родного края.
Ожидаемые результаты: дети имеют начальные знания об истории родного города, могут рассказать об интересных, исторических местах своей малой родины, имеют опыт совместной деятельности с родителями. Формируется чувство гордости и любви к своему родному городу, как к источнику патриотического начала, дети эмоционально реагируют на произведения искусства о родном городе. Расширение кругозора всех участников проекта в области музыки, живописи, истории и художественной литературы.
Цель:
Воспитание патриотизма у дошкольников, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность. Способствовать повышению педагогической и музыкальной культуры родителей и педагогов в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить с историей возникновения и развития города. Познакомить с гербом и гимном города, страны. Познакомить с предприятиями города, историей их возникновения и влиянием на экономическое развитие города, края, страны. Подчеркнуть: история города неотделима от истории страны. Подготовить вместе с педагогами, родителями и детьми альбом «город Луга».
2. Знакомство с правилами поведения на улицах города. Обратить внимание на то, что в названиях отдельных улиц нашла отражение история города и страны.
3. Познакомить с людьми, внесшими вклад в развитие города и прославившими его. Знакомство с музыкальными произведениями русских композиторов :Н. А, Римский-Корсаков, Р. М. Глиэр; великого русского бас-баритона Ф. И. Шаляпина; творчество А. С. Пушкина, И. И. Тургенева; живопись И. И. Шишкина.
4. Познакомить с разными историческими памятниками. Познакомить с вокальной музыкой военной тематики : песни военных лет, песни современных композиторов.
Подготовить вместе с родителями и детьми выставку фотографий.
5. Рассказать о местах отдыха, об экологии города. Знакомство с творчеством Лужских композиторов, музыкантов, поэтов, художников, воспевающих красоту и любовь к родному краю и к городу. Подготовить выставку детских рисунков.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА :
Работа с педагогами. Взаимодействие с детьми. Взаимодействие с семьей.
Этапы работы над проектом
1 Этап – погружение в проект.
1. Выбор темы.
2. Обозначение проблемы.
3. Изучение методической литературы по краеведению.
Беседа «День рождение нашего города» (уточнение представлений у детей о родном городе). Анкетирование родителей «Что вы знаете о родной Луге?»
4. Организации предметно - развивающей среды по теме.
2 Этап – организация деятельности.
1. Сбор и систематизация материалов.
2. Подбор музыкального репертуара, художественной литературы, игр, оборудования.
3. Заинтересовать детей и родителей темой проекта, сподвигнуть их к совместной деятельности, направленной на достижение цели проекта.
3 Этап осуществление деятельности.
Подготовка материала дидактических игр, сценарий праздников, развлечений, бесед и творческих встреч, разработка перспективного планирования по теме.
Непосредственно образовательная деятельность
Темы:
1. МОЙ РОДНОЙ ГОРОД.
Местоположение города, его экономическое значение. История возникновения и развитие города. Люди, населяющие город. Герб и гимн города.
Город, где человек родился, называется родным - Родиной. Все любят родной город, тоскуют по нему, когда уезжают, много делают для того, чтобы он стал лучше. У каждого города, как и у человека, есть имя, день рождения.
2. УЛИЦЫ МОЕГО ГОРОДА.
Малая родина - мой дом, двор, улица. Дорога от дома к детскому саду. История главной улицы города. В городе много улиц, они тоже имеют свои названия. Исторические названия улиц.
3. ПРИРОДА РОДНОГО ГОРОДА.
Флора и фауна. Беседы о сохранении природы. Места отдыха лужан (Парк культуры и отдыха, набережная, пляжи рек и озер, лесной массив)
4. НАШЕ НАСЛЕДИЕ.
Культурное наследие жителей города: произведения местных поэтов, художников, музыкантов. Архитектура города и достопримечательности родного края.
5. ПОЧЕТНЫЕ ЛЮДИ ГОРОДА. ЗАЩИТНИКИ РОДНОЙ ЗЕМЛИ.
Славные подвиги защитников родной земли. Герои Великой Отечественной войны.
7. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ.
Музеи города. История создания Музея краеведения. Вечный огонь, памятник Воинской Славы города, памятник «Партизанская Слава», Памятник «Лужский Рубеж», памятник «200-летие города Луги», памятник основательнице города Императрице Екатерине.
Предложить рассмотреть карту Лужского района, показать месторасположения города Луги, отметить, что город находится южнее города Санкт-Петербург и севернее Великого Новгорода.
Просмотр презентаций :
• «Гимн города Луги»,
• «Сказка о маленьком городе для больших и маленьких»
(знакомство Р. Глиэр «Гимн великому городу», с историей основания, жизни и развитии города Луги,
• «Бессмертный полк»
(знакомство с историей Лужского Рубежа, партизанского движения, героями Великой Отечественной войны);
• просмотр музыкально-поэтического фильма «Ах, Луга, Луга!», с дальнейшим обсуждением.
• «Есть в России город Луга…»
(о знаменитостях, о талантах земли лужской, художниках, поэтов-песенников, работниках культуры)
Беседы:
• «Визитная карточка города - гимн и герб»;
• «Чем славен наш город»;
• «Есть в России город Луга» (знакомство с творчеством знаменитостей);
• «О названиях улиц родного города»;
• «Профессии разные нужны, профессии всякие важны»;
• «Что мне нравится в моем родном городе».
Экскурсии:
• Районная детская библиотека
(поэтическая беседа, чтение стихов о Луге, творческая презентация «Тебе, любимый край мой!»);
• Кинотеатр «Смена» (выставка творческих работ лужских художников В. Шубина, С. Юдина, И. Кислякова);
• Пожарная часть (знакомство с трудом пожарника, местоположением пожарной части, с трудностями профессии, с основами безопасности жизнедеятельности)
• Целевые прогулки по улицам города.
( Проблемная ситуация : ты перепутал номер автобуса или маршрутного такси и попал в незнакомое место. Как ты будешь искать дорогу);
• Краеведческий музей (художественная коллекция народных ремесел Лужского края, представители флоры и фауны, история Лужского рубежа «Этих дней не смолкнет Слава!»);
• Лужский Рубеж (возложение цветов к памятнику защитников города);
• Детская музыкальная школа (концерт учащихся и преподавателей);
• Совместное участие детей и родителей в акции «Бессмертный полк».
Творческие встречи:
• «Много песен о Луге сложено» (знакомство с песенным репертуаром, посвященным городу);
• «Лужский Рубеж – здесь шли жестокие бои, фашисты рвались к Ленинграду» (слушание песен и стихов военных лет, знакомство с историей воинской славы города);
• «Сказка о маленьком городе для больших и маленьких»
(история основания, жизни города Луги в старых фотографиях на фоне музыкальных произведений Р. Глиэра, Н. Римского-Корсакого, С. Прокофьева);
• «Мой чудесный Лужский край!»
(знакомство с творчеством музыкально-художественных коллективов «Полюшко», «Радость», группа «Зеркало»).
Музыкально-тематические развлечения и праздники:
• «Пожарный номер – 01!» (знакомство с трудностями профессии, с основами безопасности жизнедеятельности с участием работников пожарной части города);
• «По улицам шагает детвора»
(расширить у детей знания об улицах города, научить их правильно произносить, познакомить с культурой поведения на улице города, знание правил дорожного движения)
• «Экологический десант Лужского края» (рассматривание экологической проблемы города и края);
• «Луга – город воинской славы!» (посвящен 70-летию освобождения города от немецко-фашистских захватчиков);
• «Люби и знай родной свой край» (игра-викторина).
• «Вы участи лёгкой себе не искали, вы смертными были - бессмертными стали!»
(ко Дню Победы, в память о героях Лужского Рубежа)
• «День России»
Выставка детских рисунков: «Город моего Детства»
Фотовыставка: «Луга – город, опаленный войной»
Консультации для родителей:
• «Улицы нашего города»;
• «Люби и знай родной свой край!»,
Содержание музыкально-художественной деятельности :
Слушание: «Гимн России» муз. Александрова, «Гимн великому городу» Р. Глиэр, «Гимн города Луги» муз. Ю. Цветкова, «Луга – чудо городок», «Не могу без Луги я и дня прожить…» муз. А. Соосаар, «Глазами друга» В. Шеповалов, отрывок из оперы»Сказка о царе Салтане», «Богатыри», «Полет шмеля»,«Песня Леля», хор «Прощай масленица» отрывок из оперы «Садко» : «Песня варяжского гостя» в исполнении Ф. Шаляпина, «Колыбельная» Н. Римского-Корсакова, «Вставайте, люди русские» С. Прокофьев, Седьмая симфония Д. Шостокович, «Священная война» А. Александров, сл. А. Лебедев-Кумач, «Нам нужна одна Победа» А. Пахмутова. «День Победы» слова В. Харитонова, музыка Д. Тухманова, песни военных лет, «Край родной» сл. А. Пришелец, муз. Д. Кабалевского, «Песня о родном крае» муз. Е. Крылатова, сл. Л. Дербенева
Пение: «Белый, синий, красный» муз. и сл. С. Смирновой, «Добрая песенка» муз. и сл. В. Шестоковой, «С днем рождения, детский сад!» муз. и сл. Л. Олифировой, «Россия» муз. Г. Струве, «Походная» муз. и сл. Г. Голевой, «Мы правила движения не будем нарушать» муз. и сл. Крайникова, «Наша Родина сильна» муз. А. Филлипенко, сл. Т. Волгина, «Памяти павших» муз. и сл. Л. Старченко, «Победа» муз. и сл. Е. Машечковой, «Детский сад» муз. и сл. Четверикова, «Край, в котором ты живешь» сл. Ю. Энтина, муз. Г. Гладкова.
Художественная литература: Творчество лужских поэтов И. Антонова, А. Матюнина, Б. Гиблияна, В. Зубарева, А Чудинова. О. Чупрова (автора Гимнов Санкт-Петербурга и Луги, А. С. Пушкин «Есть в России город Луга….», «Сказка о царе Салтане», И. Тургенев «Бежин луг», русская народная сказка «Снегурочка», былина «Садко».
Обзор репродукций картин: «Утро в сосновом лесу», «Корабельная роща», «Дубы» И. Шишкин, выставка работ лужских художников.
Совместная и самостоятельная деятельность
Рисование: «Улица, на которой я живу», «Мой любимый детский сад», «Профессия моих родителей», «Как я отдыхаю?», «Что мы видели в музее?».Сюжетно – ролевая игра: «Путешествие по городу», «Идем в детский сад», «Есть такая профессия», «Экскурсовод».
Макеты :«По дороге в детский сад»
Дидактические игры: Лото «Наш город»,«Выложи герб из фрагментов»,«Старый патефон»
Итог работы:
Воспитательная ценность :
У детей появилось чувство гордости за свой город, за людей участвовавших в его создании, за его неповторимую красоту.
Познавательная ценность:
У детей и родителей появился интерес к историческому прошлому нашего города, активность в поиске краеведческого материала, интерес к неповторимой природе родного края через музыкально-художественную деятельность.
Умственная ценность:
Расширился и систематизировался объём знаний детей о музыкальной культуре, о выразительности художественного слова, живописи, об истории возникновения родного города, её значении в истории нашего государства.
Перспектива: создание мини-музея исторической памяти в МДОУ.