МААМ-картинки

Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством развития экспериментально поисковой деятельно

Зульфия Кучкарова
Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством развития экспериментально поисковой деятельно
▼ Скачать + Заказать документы

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем сегодняшнего общества. Мы любим все красивое, ведь "Красота – спасёт мир", мы любим всё яркое, мы любим животных, мы любим цветы, мы любим ягоды. Влияние окружающей природы на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. В своей работе с дошкольниками я руководствуюсь мудрым советом “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал” (В. А. Сухомлинский)

Публикация «Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством развития экспериментально поисковой деятельно» размещена в разделах

По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами познания – средствами дифференциации и упорядочения опыта: причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира. Кроме того, познавательно-исследовательская деятельность развивает у него внимание, мышление, речь, пробуждает интерес к окружающему миру, формирует умение делать открытия и удивляться им, а также совершенствует такие необходимые качества, как наблюдательность, прилежание, аккуратность.

Изучив теоретический материал по данному вопросу, я сделала вывод о том, что необходимо углубить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно, т. к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование

Моя работа направлена на экологическое воспитание дошкольников, через опытно-экспериментальную деятельность детей предполагает решение следующих задач:

*формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

*развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, модулей).

*расширение перспектив развития исследовательской деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

*поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности и самостоятельности.

В ходе работы составила перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности, разработала цикл занятий с целью развития поисково-познавательной активности об окружающих природных объектах; стимулирования детьми различных форм приобретения опыта, помогающих ребёнку получить знания, умения; развития детских способностей; формирования положительного отношения к миру.

Занятие экспериментирование строится поэтапно :

*Постановка исследовательской задачи (при педагогической поддержке в раннем, младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно – в старшем дошкольном возрасте.)

*Прогнозирование результата (в старшем дошкольном возрасте).

*Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

*Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (лидеров группы, помогающих организовать работу сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах (старший дошкольный возраст).

*Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).

*Наблюдение результатов эксперимента.

*Фиксирование результатов эксперимента.

*Формулировка выводов (при педагогической поддержке в раннем и младшем дошкольном возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном возрасте.)

Для положительной мотивации деятельности детей использую различные стимулы:

*внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

*тайна, сюрприз;

*мотив помощи;

*познавательный момент (почему так);

*ситуация выбора.

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с эти мною оформлен центр экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей. В центре имеется разнообразное оборудование. Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

Широкое использование в работе с детьми разных видов практической деятельности – систематическое включение их в сенсорное обследование объектов и явлений природы, опытничество, создание и поддержание необходимых условий для жизни растений и животных зеленой зоны детского сада.

методы реализации экологического воспитания дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность

– элементарные опыты;

– Циклы экологический занятий «Вода вокруг нас»

– проблемные и поисковые ситуации;

– моделирование объектов природы

На летний период разработала перспективные планы по всем группам.

Разработала перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности младших и старших дошкольников.

Цикл конспектов и занятий по экологическому воспитанию дошкольников.

Цикл сезонных экскурсий.

Демонстрационные знаки поведения в природе.

Модуль «Природа и деятельность человека к ней»

Работа с детьми

Провела занятия по экологии с элементами экспериментирования «Спасем насекомых», «Путешествие лисенка», «В поисках друзей весны», «Путешествие капельки», «На балу у Золушки»;

Целевые прогулки по территории детского сада с элементами экспериментирования и несложными опытами во время них;

Экологические наблюдения и опыты в «Зимнем саду» и на участке детского сада;

Наблюдения и проведения экспериментов на садиковом огороде, с фиксацией в дневнике и календаре природы;

Экскурсии за пределы детского сада «Познай природу там, где ты живешь»

Самостоятельные наблюдения и эксперименты под непосредственным наблюдением взрослого (воспитателя, дома- родителей) .

Беседы с использованием показом слайдов на ДВД.

Огромное значение в своей работе придаю тесную связь и сотрудничество с родителями

Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю:

Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей (Проводила родительское собрание, где поднимала вопрос экологического воспитания дошкольников, консультации «Учите детей любить природу», «Радость общения с природой») .

Создать атмосферу общности интересов; (ухаживание за домашними животными на личном подворье, совместный труд на участке: посадка, сбор урожая)

Активизировать и обогащать воспитательские умения родителей;

Формирование у родителей ответственного отношения за природу родного края через воспитание ребенка.

Анкетирование «Ваше отношение к природе и природным объектам»

Изготовление совместно с детьми поделок к участию в районых конкурсах к групповому конкурсу (осень) «Что у осенив лукошке?».

Озеленение участков весной, участие в конкурсе «Сказка на участке» (поделки из бросового материала) .

Подбор в уголок для родителей соответствующей литературы

В ходе проведенного анализа работы, я отметила

моя работа по экологическому воспитанию дошкольников, с применением отытно-экспериментальной деятельности, детей даёт определённые положительные результаты. Практика работы показала, что в группе наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности экологического воспитания дошкольников.

Экспериментально исследовательская деятельности в познании экологических и природных закономерностей, побуждает ребёнка к исследованию природных объектов, развивает экспериментальные способности (анализ, синтез и др.)

Стимулирует познавательные способности детей, любознательность.

У детей отмечается сознательное отношение к окружающей природе, что отражается в речи.

Дети стали чувствительнее к многообразию объектов живой и неживой природы, стали стараться подбирать наиболее точные слова или словосочетания для выражения своих мыслей.

Заключение:

Результатом моего опыта работы явилось:

– дети проявляют интерес к ярким явлениям природы;

– у них развита высокая творческая активность;

– самостоятельность, инициативность;

– они быстро осмысливают задания, точно выполняют их без помощи взрослого;

– умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

– многие очень бережно относятся к природе, владеют основными нормами поведения в ней;

– ухаживают за растениями и животными ближайшего окружения.

Подводя итог своему опыту работы по экологическому воспитанию дошкольников я пришла к выводу о том, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких “почемучек” и направляя их активную двигательную деятельность мы способствуем развитию детских способностей в процессе экологического воспитания через опытно-экспериментальную деятельность.

В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу:

"Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму". Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.

Публикации по теме:

Формирование основ экспериментально-опытнической деятельности у детей младшего дошкольного возраста В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей.

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр 1. Уважаемые коллеги вашему вниманию представляется презентация опыта работы воспитателя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного.

Формирование начал экологической культуры через ознакомление детей дошкольного возраста с растительным миром Данный опыт проводился воспитателем на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего.

Формирование основ экологической культуры у дошкольников. Тема: «Формирование основ экологической культуры» Все мы дети природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить,.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста (Из опыта работы) Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста Из опыта работы Подготовила: Оробей Любовь Михайловна.

Инновационный опыт работы «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через проектную деятельность» Я сорвал цветок, и он завял. Я поймал жука, и он умер у меня на ладони. И тогда я понял: «Прикоснуться к природе можно только сердцем» Гвездослов.

Консультация «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста» Консультация на тему «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста» Удивительный мир природа…. Он встречает ребенка морем.

Необходимость формирования основ экологической культуры дошкольников На заре своей юности человечество было частью природы. Оно и сейчас ею остаётся, хоть и не всегда это признаёт и отношение к природе носит.

Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментально деятельности Расскажи и я забуду. Покажи и я запомню. Дай попробовать и я пойму. (Китайская пословица) Особенности детского экспериментирования. В.

Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста в семье Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста в семье. Попова Аксана Николаевна, воспитатель. МДОУ детский сад № 79.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством развития экспериментально поисковой деятельно
Опубликовано: 11 февраля 2017 в 16:53
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством развития экспериментально поисковой деятельно» (включая файлы) размещена пользователем Зульфия Кучкарова (УИ 508353) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД