Зульфия Кучкарова
Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством развития экспериментально поисковой деятельно
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем сегодняшнего общества. Мы любим все красивое, ведь "Красота – спасёт мир", мы любим всё яркое, мы любим животных, мы любим цветы, мы любим ягоды. Влияние окружающей природы на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. В своей работе с дошкольниками я руководствуюсь мудрым советом “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал” (В. А. Сухомлинский)
Публикация «Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством развития экспериментально поисковой деятельно» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами познания – средствами дифференциации и упорядочения опыта: причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира. Кроме того, познавательно-исследовательская деятельность развивает у него внимание, мышление, речь, пробуждает интерес к окружающему миру, формирует умение делать открытия и удивляться им, а также совершенствует такие необходимые качества, как наблюдательность, прилежание, аккуратность.
Изучив теоретический материал по данному вопросу, я сделала вывод о том, что необходимо углубить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно, т. к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование
Моя работа направлена на экологическое воспитание дошкольников, через опытно-экспериментальную деятельность детей предполагает решение следующих задач:
*формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
*развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, модулей).
*расширение перспектив развития исследовательской деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
*поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности и самостоятельности.
В ходе работы составила перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности, разработала цикл занятий с целью развития поисково-познавательной активности об окружающих природных объектах; стимулирования детьми различных форм приобретения опыта, помогающих ребёнку получить знания, умения; развития детских способностей; формирования положительного отношения к миру.
Занятие экспериментирование строится поэтапно :
*Постановка исследовательской задачи (при педагогической поддержке в раннем, младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно – в старшем дошкольном возрасте.)
*Прогнозирование результата (в старшем дошкольном возрасте).
*Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
*Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (лидеров группы, помогающих организовать работу сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах (старший дошкольный возраст).
*Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).
*Наблюдение результатов эксперимента.
*Фиксирование результатов эксперимента.
*Формулировка выводов (при педагогической поддержке в раннем и младшем дошкольном возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном возрасте.)
Для положительной мотивации деятельности детей использую различные стимулы:
*внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
*тайна, сюрприз;
*мотив помощи;
*познавательный момент (почему так);
*ситуация выбора.
Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с эти мною оформлен центр экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей. В центре имеется разнообразное оборудование. Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
Широкое использование в работе с детьми разных видов практической деятельности – систематическое включение их в сенсорное обследование объектов и явлений природы, опытничество, создание и поддержание необходимых условий для жизни растений и животных зеленой зоны детского сада.
методы реализации экологического воспитания дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность
– элементарные опыты;
– Циклы экологический занятий «Вода вокруг нас»
– проблемные и поисковые ситуации;
– моделирование объектов природы
На летний период разработала перспективные планы по всем группам.
Разработала перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности младших и старших дошкольников.
Цикл конспектов и занятий по экологическому воспитанию дошкольников.
Цикл сезонных экскурсий.
Демонстрационные знаки поведения в природе.
Модуль «Природа и деятельность человека к ней»
Работа с детьми
Провела занятия по экологии с элементами экспериментирования «Спасем насекомых», «Путешествие лисенка», «В поисках друзей весны», «Путешествие капельки», «На балу у Золушки»;
Целевые прогулки по территории детского сада с элементами экспериментирования и несложными опытами во время них;
Экологические наблюдения и опыты в «Зимнем саду» и на участке детского сада;
Наблюдения и проведения экспериментов на садиковом огороде, с фиксацией в дневнике и календаре природы;
Экскурсии за пределы детского сада «Познай природу там, где ты живешь»
Самостоятельные наблюдения и эксперименты под непосредственным наблюдением взрослого (воспитателя, дома- родителей) .
Беседы с использованием показом слайдов на ДВД.
Огромное значение в своей работе придаю тесную связь и сотрудничество с родителями
Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю:
Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей (Проводила родительское собрание, где поднимала вопрос экологического воспитания дошкольников, консультации «Учите детей любить природу», «Радость общения с природой») .
Создать атмосферу общности интересов; (ухаживание за домашними животными на личном подворье, совместный труд на участке: посадка, сбор урожая)
Активизировать и обогащать воспитательские умения родителей;
Формирование у родителей ответственного отношения за природу родного края через воспитание ребенка.
Анкетирование «Ваше отношение к природе и природным объектам»
Изготовление совместно с детьми поделок к участию в районых конкурсах к групповому конкурсу (осень) «Что у осенив лукошке?».
Озеленение участков весной, участие в конкурсе «Сказка на участке» (поделки из бросового материала) .
Подбор в уголок для родителей соответствующей литературы
В ходе проведенного анализа работы, я отметила
моя работа по экологическому воспитанию дошкольников, с применением отытно-экспериментальной деятельности, детей даёт определённые положительные результаты. Практика работы показала, что в группе наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности экологического воспитания дошкольников.
Экспериментально исследовательская деятельности в познании экологических и природных закономерностей, побуждает ребёнка к исследованию природных объектов, развивает экспериментальные способности (анализ, синтез и др.)
Стимулирует познавательные способности детей, любознательность.
У детей отмечается сознательное отношение к окружающей природе, что отражается в речи.
Дети стали чувствительнее к многообразию объектов живой и неживой природы, стали стараться подбирать наиболее точные слова или словосочетания для выражения своих мыслей.
Заключение:
Результатом моего опыта работы явилось:
– дети проявляют интерес к ярким явлениям природы;
– у них развита высокая творческая активность;
– самостоятельность, инициативность;
– они быстро осмысливают задания, точно выполняют их без помощи взрослого;
– умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
– многие очень бережно относятся к природе, владеют основными нормами поведения в ней;
– ухаживают за растениями и животными ближайшего окружения.
Подводя итог своему опыту работы по экологическому воспитанию дошкольников я пришла к выводу о том, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких “почемучек” и направляя их активную двигательную деятельность мы способствуем развитию детских способностей в процессе экологического воспитания через опытно-экспериментальную деятельность.
В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу:
"Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму". Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.