Зульфия Кучкарова
Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством развития экспериментально поисковой деятельно
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем сегодняшнего общества. Мы любим все красивое, ведь "Красота – спасёт мир", мы любим всё яркое, мы любим животных, мы любим цветы, мы любим ягоды. Влияние окружающей природы на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. В своей работе с дошкольниками я руководствуюсь мудрым советом “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал” (В. А. Сухомлинский)
Публикация «Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством развития экспериментально поисковой деятельно» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами познания – средствами дифференциации и упорядочения опыта: причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира. Кроме того, познавательно-исследовательская деятельность развивает у него внимание, мышление, речь, пробуждает интерес к окружающему миру, формирует умение делать открытия и удивляться им, а также совершенствует такие необходимые качества, как наблюдательность, прилежание, аккуратность.
Изучив теоретический материал по данному вопросу, я сделала вывод о том, что необходимо углубить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно, т. к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование
Моя работа направлена на экологическое воспитание дошкольников, через опытно-экспериментальную деятельность детей предполагает решение следующих задач:
*формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
*развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, модулей).
*расширение перспектив развития исследовательской деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
*поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности и самостоятельности.
В ходе работы составила перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности, разработала цикл занятий с целью развития поисково-познавательной активности об окружающих природных объектах; стимулирования детьми различных форм приобретения опыта, помогающих ребёнку получить знания, умения; развития детских способностей; формирования положительного отношения к миру.
Занятие экспериментирование строится поэтапно :
*Постановка исследовательской задачи (при педагогической поддержке в раннем, младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно – в старшем дошкольном возрасте.)
*Прогнозирование результата (в старшем дошкольном возрасте).
*Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
*Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (лидеров группы, помогающих организовать работу сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах (старший дошкольный возраст).
*Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).
*Наблюдение результатов эксперимента.
*Фиксирование результатов эксперимента.
*Формулировка выводов (при педагогической поддержке в раннем и младшем дошкольном возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном возрасте.)
Для положительной мотивации деятельности детей использую различные стимулы:
*внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
*тайна, сюрприз;
*мотив помощи;
*познавательный момент (почему так);
*ситуация выбора.
Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с эти мною оформлен центр экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей. В центре имеется разнообразное оборудование. Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
Широкое использование в работе с детьми разных видов практической деятельности – систематическое включение их в сенсорное обследование объектов и явлений природы, опытничество, создание и поддержание необходимых условий для жизни растений и животных зеленой зоны детского сада.
методы реализации экологического воспитания дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность
– элементарные опыты;
– Циклы экологический занятий «Вода вокруг нас»
– проблемные и поисковые ситуации;
– моделирование объектов природы
На летний период разработала перспективные планы по всем группам.
Разработала перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности младших и старших дошкольников.
Цикл конспектов и занятий по экологическому воспитанию дошкольников.
Цикл сезонных экскурсий.
Демонстрационные знаки поведения в природе.
Модуль «Природа и деятельность человека к ней»
Работа с детьми
Провела занятия по экологии с элементами экспериментирования «Спасем насекомых», «Путешествие лисенка», «В поисках друзей весны», «Путешествие капельки», «На балу у Золушки»;
Целевые прогулки по территории детского сада с элементами экспериментирования и несложными опытами во время них;
Экологические наблюдения и опыты в «Зимнем саду» и на участке детского сада;
Наблюдения и проведения экспериментов на садиковом огороде, с фиксацией в дневнике и календаре природы;
Экскурсии за пределы детского сада «Познай природу там, где ты живешь»
Самостоятельные наблюдения и эксперименты под непосредственным наблюдением взрослого (воспитателя, дома- родителей) .
Беседы с использованием показом слайдов на ДВД.
Огромное значение в своей работе придаю тесную связь и сотрудничество с родителями
Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю:
Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей (Проводила родительское собрание, где поднимала вопрос экологического воспитания дошкольников, консультации «Учите детей любить природу», «Радость общения с природой») .
Создать атмосферу общности интересов; (ухаживание за домашними животными на личном подворье, совместный труд на участке: посадка, сбор урожая)
Активизировать и обогащать воспитательские умения родителей;
Формирование у родителей ответственного отношения за природу родного края через воспитание ребенка.
Анкетирование «Ваше отношение к природе и природным объектам»
Изготовление совместно с детьми поделок к участию в районых конкурсах к групповому конкурсу (осень) «Что у осенив лукошке?».
Озеленение участков весной, участие в конкурсе «Сказка на участке» (поделки из бросового материала) .
Подбор в уголок для родителей соответствующей литературы
В ходе проведенного анализа работы, я отметила
моя работа по экологическому воспитанию дошкольников, с применением отытно-экспериментальной деятельности, детей даёт определённые положительные результаты. Практика работы показала, что в группе наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности экологического воспитания дошкольников.
Экспериментально исследовательская деятельности в познании экологических и природных закономерностей, побуждает ребёнка к исследованию природных объектов, развивает экспериментальные способности (анализ, синтез и др.)
Стимулирует познавательные способности детей, любознательность.
У детей отмечается сознательное отношение к окружающей природе, что отражается в речи.
Дети стали чувствительнее к многообразию объектов живой и неживой природы, стали стараться подбирать наиболее точные слова или словосочетания для выражения своих мыслей.
Заключение:
Результатом моего опыта работы явилось:
– дети проявляют интерес к ярким явлениям природы;
– у них развита высокая творческая активность;
– самостоятельность, инициативность;
– они быстро осмысливают задания, точно выполняют их без помощи взрослого;
– умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
– многие очень бережно относятся к природе, владеют основными нормами поведения в ней;
– ухаживают за растениями и животными ближайшего окружения.
Подводя итог своему опыту работы по экологическому воспитанию дошкольников я пришла к выводу о том, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких “почемучек” и направляя их активную двигательную деятельность мы способствуем развитию детских способностей в процессе экологического воспитания через опытно-экспериментальную деятельность.
В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу:
"Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму". Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.