Ольга Зайцева
Необходимость формирования основ экологической культуры дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
На заре своей юности человечество было частью природы. Оно и сейчас ею остаётся, хоть и не всегда это признаё т и отношение к природе носит потребительский характер: леса превращаются в мусорки, загрязняются вода и воздух. Это всё ухудшает среду обитания человечества.
Экологические проблемы связаны с недостаточным образованием населения и породили потребительское отношение к природе.
Публикация «Необходимость формирования основ экологической культуры дошкольников» размещена в разделах
Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения к многообразию природы, важный этап в общем развитии человечества.
Формирование у детей дошкольного возраста начал экологической культуры – это воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир и природу и бережно относиться к ней.
Формирование основ экологической культуры детей требует развития у них не только конкретных знаний и умений, но и общего понимания природы. Под формированием основ экологической культуры мы понимаем процесс, направленный на синтез элементов: экологических знаний, экологического отношения к природе и культуры экологически оправданного поведения.
Процесс формирования экологической культуры детей дошкольного возраста будет эффективен при соблюдении ряда условий, а именно:
1) создание развивающей экологической среды;
2) включение ребёнка в природоохранную деятельность;
3) во взаимодействии с родителями дошкольников.
На формирование личности ребёнка положительное влияние оказывает труд в природе. Ухаживая за растениями и животными, ребёнок проявляет заботу о природе. В труде идёт активный процесс познания и применения полученных знаний. Влияние природы на развитие личности ребёнка связано с формированием у него определённых знаний о её объектах и явлениях. Знания о природе помогают малышу ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных объектов. Поэтому если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, то первой из них будет формирование у детей элементарной системы знаний.
Знания о природе побуждают детей бережно относиться к ней. Добрые дела и поступки подкрепляются осознанием правильности и необходимости такого поведения в целях охраны природы. Однако бережное отношение к природе невозможно сформировать только на основе знаний. Знания у детей дошкольного возраста формируются на уровне представлений, в которых отражены существенные, но внешне выраженные признаки С усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного отношения к природе Оно проявляется в любознательности, стремлении узнать как можно больше. Труд в природе является проявлением активной заботы о ней.
Отсюда вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений. Трудовые навыки и умения, приобретённые в детстве, не разрушаются – в дальнейшем они совершенствуются, превращаясь в более сложные виды труда.
Третья задача – формирование у детей любви к природе. Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо.
Бережное отношение к природе связано с развитием наблюдательности, т. е. воспитывая у ребёнка чувство любви к природе, нужно стремиться к тому, чтобы малыш не проходил мимо того или иного явления, вызывающего тревогу, чтобы он на деле проявлял заботу.
Основополагающими принципами работы по экологическому воспитанию являются :
Принцип регионального компонента (изучение природы родного края) позволяет:
- формировать у детей понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы;
- использовать имеющую у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;
- помогает решать задачи воспитания нравственно-патриотических чувств, воспитания гражданственности.
- создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, в котором каждый ребенок имеет возможность проявлять свою индивидуальность.
Принцип научности и доступности понятий. На каждом этапе работы с детьми первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют знания. Таким образом, естественные научные знания оформляются по схеме : «представления – понятия – знания». Такая последовательность обеспечивает преемственность знаний и углубление их содержаний.
Принцип «спирали» необходим для того, чтобы дети, возвращаясь к тем или иным объектам и явлениям природы, шли из года в год по восходящей, углубляя и расширяя представления и понятия, учась применять более сложные приемы и методы исследования. Следует подчеркнуть, что для детей дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание и утомляемость. Поэтому обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания детей и длительному сохранению интереса.
В процессе экологического воспитания могут иметь место следующие виды деятельности:
- наблюдение;
- экспериментирование;
- дидактические игры
- труд в природе, а также деятельность по восстановлению предметов (починка книг, игрушек);
- творческая деятельность детей на основе впечатлений от природы:
- просмотр книг, картин, передач природоведческого содержания.
Продумывая наблюдение, важно точно определить, какие задачи оно решает, установить последовательность и приёмы руководства деятельностью детей. Наблюдение за тем или иным объектом будет успешным, если воспитатель сделает его интересным, значимым для ребят. Перед наблюдением детям должна быть поставлена задача наблюдения и цель в той форме, которая заставит детей внимательно рассмотреть объект, выявить его особенности, свойства. Это может быть ситуация игры, сюрпризный момент;
В процессе организации экспериментирования практическая познавательная деятельность с объектами природы сопровождается наблюдением, высказыванием. В процессе опытно-экспериментальной работы дети учатся размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Например: Очень просто и легко объяснить пятилетнему ребенку, что нас окружает воздух и он невидим, но его можно обнаружить. Подуть на ладошки и почувствовать ветерок, взмахнуть рукой около листка, лежащего на столе и увидеть, что лист двигается. Подвести детей к выводу, что воздух невидим, но когда мы приводим его в движение, наблюдаем, что предметы двигаются. Перед нами стоит задача связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей. Подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
В ознакомлении с природой особое место занимают дидактические игры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, произвольное восприятие. При решении игровой задачи часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи детей. Дидактические игры учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют воспитанию умения играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивая их, отмечать изменения отдельных внешних признаков
Формирование начал экологической культуры в ДОУ и в повседневной жизни не так и сложно. Главное – личная убеждённость педагога, умение заинтересовать, побудить детей и родителей любить, беречь и охранять природу.