Елена Кузнецова
Формирование основ экологической культуры у дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Формирование основ экологической культуры»
Все мы дети природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Дети с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже главного не замечают. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учат их не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать ещё больше.
Публикация «Формирование основ экологической культуры у дошкольников,» размещена в разделах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» январь 2017
У ребёнка восприятие природы острее, чем у взрослого, и чувствует он сильнее, так как соприкасается с природой впервые, и у него растёт интерес к ней. Поддерживая и развивая этот интерес, педагог детского сада может воспитать у детей очень многие положительные качества личности.
Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания как средства развития детей дошкольного возраста — формирование начал экологической культуры : правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного — ознакомления детей с природой.
Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс.
Реализация цели идет через решение следующих задач:
-уточнение и углубление знаний о растения, животных, природных явлениях,
-формировании знаний о жизненно необходимых условиях для человека, животных и растениях (питание, рост, развитие)
-развитие гуманного эмоционально-доброжелательного и бережного отношения к окружающему миру,
-формирование потребности заботится о чистоте своей группы,
-ознакомление с природными факторами, влияющими на здоровье человека,
-формировать привычку рационально использовать воду,
-выработка умения правильно взаимодействовать с окружающим миром (элементарные правила поведения в природе,
-развивать познавательный интерес к окружающему миру,
-формировать эстетическое отношение к окружающему миру.
Для реализации целей и задач раздела предусматривается следование принципам: системности, сезонности, возрастной адресности, интеграции, координации деятельности педагогов, преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребёнка.
В своей работе с детьми использую различные формы и методы.
В возрасте 4-5 лет по-прежнему игра остается основной деятельностью детей. В игре объективно сочетаются два важных фактора: с одной стороны дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, а с другой получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляя познание окружающей их среды.
В экологическом воспитании дошкольников использую разнообразные игры: дидактические, предметные, настольно-печатные, словесные, подвижные, творческие, строительные, сюжетно-ролевые. В процессе дидактических игр, дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.
Очень нравятся детям предметная игра «Детки на ветке». Целью этой игры является закрепление знаний детей о листьях, плодах, деревьях и кустарников, учатся подбирать их по принадлежности к одному растению.
Также использую в своей работе с детьми словесные игры. Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Эти игры я использую для закрепления у детей знаний о свойствах и признаках тех или иных предметов. В некоторых играх знания о природе обобщаются и систематизируются.
В своей коррекционной группе использую подвижные игры: «Птички», «Пастух и овцы», «Цыплята и ястреб», «Хитрая лиса», «Караси и щука», «Сугроб, сосулька, вьюга». Эти игры оказывали благоприятное влияние на их всестороннее развитие.
В сюжетно-ролевых играх дети любят путешествовать и организуют игры: «Поездка на выставку», «Экспедиция в Африку», «Экскурсия в зоопарк», «Путешествие к морю», «Поездка в деревню».
Среди разнообразных методов экологического воспитания ведущее место отводится наблюдению.
Наблюдение – это результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности ребенка. Системное использование наблюдений в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности. На территории нашего детского сада имеются различные деревья и кустарники, где я организую ежедневные наблюдения за природой. Для закрепления знаний об этажах леса предлагаю поиграть в игру «Кто, где живет?». Стараюсь расширять и уточнять представление детей о растениях: деревьях, кустарниках, травянистых растениях, растениях сада, луга, леса.
Начиная с младшей группы, систематически планирую и провожу целенаправленные циклические наблюдения за живыми объектами на прогулке (кошка, собака, птица, воспитываю бережное отношение к животному миру. Продолжаю знакомить детей с народными приметами. Учу делать выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе.
«Поздний листопад – к сухой долгой зиме»
«Зима морозная – лето жаркое»
Использую календари природы, как метод экологического воспитания детей. Календарь помогает понять связи в природе.
Труд детей в природе.
Осенью привлекаю детей к сбору семян пересадки цветущих растений из грунта в уголок природы, сбору листьев для групповых букетов, экологическим субботникам.
Зимой сгребаем снег к стволам деревьев, выращиваем зеленый корм, кормим птиц на участке, используя при этом кормушки, сделанные совместно с родителями.
Весной дети участвую в посеве семян, пересадке рассады, работаем на огороде. В этом году на участке выращивали капусту. Дети с удовольствием занимаются посадкой, поливом овощных культур. Дети гордятся собранным урожаем осенью.
Каждое лето на наших клумбах цветут цветы, которые мы сажаем вместе с детьми, ухаживаем за ними, любуемся их красотой.
В уголке природы дети выполняют обязанности дежурных. Особое внимание уделяется на то, что жизнь животного и растения зависит от того, как человек правильно осуществляет уход за ними.
Используются пословицы и поговорки.
«Человек трудится – земля не ленится»
«Дело наспех – сделано на смех»
Дети в моей группе владеют элементарными правилами ухода за растениями, животными, знают их строения, повадки, назначение; какую пользу приносят те или иные животные.
В организованной мини лаборатории широко используется – экспериментирование.
Экспериментирование.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?», позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных опытах, позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Продолжаю расширять знания детей о природных ресурсах. Формирую привычку разумно использовать воду, почву, бумагу, провожу различные беседы: «Сбережем лес» (Организовали сбор макулатуры, «Происхождение бытового мусора» (Поделки из бросового материала). Объясняю, что чисто не там, где убирают, а там где не сорят. Закрепляю знания о свойствах природных материалов (глина, камень, дерево и другие). В процессе экспериментирования у детей развивается память, внимание, мышление, воображение.
С целью обогащения знаний детей в своей работе по экологическому воспитанию использую художественную литературу природоведческого содержания. Создана библиотека книг о природе, в которой представлены рассказы: И. Соколова-Никитова, М. Пришвина, В. Бианки, Г. Скрябницкого, Н. Сладкого, Б. Жидкого.
В процессе по ознакомлению с окружающим знакомлю с дикими животными и их повадками (бурый медведь, заяц, лиса и т. д., закрепляя знания через игры «Охотники», «Рассели животных», «Узнай по описанию». Расширяю знания о домашних животных, земноводных, грибах, комнатных растениях. Для закрепления знаний проводились дидактические игры «Осенние листочки», «Собери урожай», «Вершки-корешки», «Кто, чем питается?»
Информация, которую дети получают научно, достоверна, и в то же время, доступна для их понимания.
В конце каждого времени года организую выставки работ по изодеятельности на экологические темы : «Мои любимые цветы», «Осень» и т. д.
Стараюсь, как можно больше дать детям знаний о своем родном крае, о Республике Башкортостан. Дети знают, о существовании «Красной книги» Республики Башкортостан.
Вывод.
Таким образом, формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста – поможет заложить в них бережное отношение к природе, усвоить нормы и правила окружающего их мира.
Потребность ребенка в общении с живой природой, поможет проявлению в них чуткости и доброты. А эстетическое чувство прекрасного и понимание природы, заставит проявлять такую необходимую в наше время инициативу в сохранении нашего прекрасного и ранимого окружающего мира.
Экологическое образование и воспитание должно вестись исподволь, ненавязчиво, без налета обязательности, систематически и планомерно, используя все виды деятельности, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью, как детей, так и воспитателя.