Асташкина Светлана Алексеевна
Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
1. Уважаемые коллеги вашему вниманию представляется презентация опыта работы воспитателя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Алёнка» Асташкиной Светланы Алексеевны на тему: «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».
Публикация «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2. Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом её звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесён живой природе. Поэтому я пришла к выводу, что на сегодняшний момент необходимо формирование человека с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в гармонии с природой.
В результате наблюдений за поведением детей в природе, я поняла, что любить природу необходимо учить. Так как эта способность не является врожденной, а взрослые, к сожалению, не всегда являются достойным примером. Природу можно изучать всю жизнь, но она так и останется прекрасной загадкой.
3. Педагоги и психологи, в частности И. Д. Зверев, Н. М. Мамедов, И. Т. Суравегина, А. Н. Захлебный, Б. Т. Лихачев, Н. С. Дежникова, И. В. Цветкова, Г. А. Ягодин, С. Н. Глазачев придавали важное значение формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, с природой воспитатель имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. С помощью различных игр и упражнений у ребенка формируется новое экологическое мышление, развивается способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умение жить в гармонии с природой. Поэтому диапазон исследования в данной области широк и актуален.
4. Для работы по данной проблеме мною была поставлена цель: создать условия для использования дидактических игр как средства формирования экологической культуры у дошкольников.
Осуществить данную цель мне помогли задачи:
- создать развивающую предметно-пространственную среду способствующую развитию экологического воспитания у дошкольников;
- развивать уровень экологической культуры детей дошкольного возраста используя игровую деятельность;
- продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
- создать условия для тесного сотрудничества педагогов и родителей.
5. В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям. Активно использую данные технологии в ходе непосредственно – образовательной, совместной и самостоятельной деятельности. Использую игры, которые позволяют научить ребёнка умению рассуждать, находить причинно - следственные связи, делать умозаключения. А правильное систематическое применение игр на занятиях экологического цикла способствует активности детей, пробуждает у них интерес, помогает лучше усвоить получаемые знания.
6. В начале работы особое внимание уделялось играм с дидактическими игрушками и материалом, так как ребенка легче заинтересовать умственной задачей, решение которой заключается в действии с предметами. Затем использовались настольно - печатные игры. По мере овладения игровым материалом задачи усложнялись и варьировались. После совместной деятельности игра давалась в самостоятельной деятельности.
7. Для работы по данной теме приобретены наглядные пособия: специальные картины о природе, таблицы о строении животных и растений, видео и аудиозаписи с произведениями П. И. Чайковского «Времена года». В книжном уголке специально отведён раздел, где имеются книги о Живом мире разных писателей (Е. Чарушина, К. Паустовского, Ф. Тютчева, В. Бианки и др.) Своими руками изготовлено очень много дидактических игр экологического содержания : «Угадай на что похоже», «Угадай по описанию», «Узнай и расскажи», «Лото», «Чей дом?», «Вот так овощ, вот так фрукт», «С какого дерева лист» и др.
8. Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является взаимодействие с родителями. Данное взаимодействие строится постепенным и непрерывным процессом. Для этого я использую следующие формы работы
• Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.
• Беседы за круглым столом «Как научить ребенка любить природу», родительские собрания в нетрадиционной форме «Учись играя», «Экологический КВН», консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
• Календарь интересных дат–совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.
• Домашнее задание – изготовление атрибутов к дидактическим играм
• Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
• Выпуск экологических альбомов «Растения нашего края», «Полезные и вредные растения», «Домашние и полевые цветы»
9. Свою работу строю в тесном сотрудничестве с педагогами. Провела консультацию на тему «Роль дидактических игр в развитии экологического воспитания дошкольников», семинар-практикум «Изготовление дидактических игр своими руками».
Совместно с музыкальным руководителем было проведено развлечение «Мы-друзья природы». С инструктором по физической культуре разработана и проведена спартакиада «Юные любители природы»
10. В результате были сделаны выводы, что игра является ценным средством воспитания у детей экологической культуры.
Итогом проведенной работы стало создание экологической тропы, которая
способствует повышению уровня дошкольного образования, закреплению знаний полученных на занятиях. А главная ее ценность состоит в том, что дети овладевают умениями и постигают неразрывное единство природы и человека.
Для продолжения работы по данной теме планирую создать серию дидактических игр на тему : «Исчезающие растения и животные Зимовниковского района».
Спасибо за внимание!