Аксана Попова
Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста в семье
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста в семье.
Попова Аксана Николаевна, воспитатель.
МДОУ детский сад № 79 «Мечта»
г. Волжский Волгоградской области.
Люди в современном обществе сталкиваются с огромным множеством проблем. Но одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мы привыкли к разговорам о том, что мир стоит на грани экологической катастрофы, что ежедневно на Земле исчезают все новые и новые виды растений и животных, что мы физически страдаем от загрязненности воздуха, воды, почвы. В последнее время мы стремительно старались обуздать природу, забывая, что мы в ответе за тех, кого приручили. Главной задачей нашего времени станет даже не изучение природы как таковой, а ее сохранение. Человек должен поменять устоявшуюся точку зрения на свое место в этом мире. Позиция «Человек и природа» должна смениться на более разумную - «Человек в природе».
Публикация «Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста в семье» размещена в разделах
В дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.
Под экологическим воспитанием детей мы понимаем, прежде всего, воспитание человечности, т. е. доброты, ответственного отношения как к природе, так и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг.
Мы думаем, что нужно учить детей правильно вести себя в природе. И порой из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Знакомя детей с природой, привлекая их к познанию мира растений и животных, мы способствуем активному развитию у них таких качеств, как доброта, трудолюбие, терпение, уважение и милосердие. Эти черты, заложенные в детском возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным молодое поколение и за природу. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей.
Осваивая основы экологической культуры, ребенок узнает о неразрывной связи живого с внешней средой. Через полученное познание живого происходит одухотворение бытия, эстетическое восприятие природы, формируются этические основы взаимодействия ребенка с миром.
Дать почувствовать маленькому человечку, что он несет ответственность за окружающий его мир – вот в чем состоит главная задача на сегодняшний день.
Формирование ответственного отношения к природе – это сложный процесс, успех которого во многом зависит от тесной взаимной деятельности семьи и детского сада, во время начала становления и развития экологической культуры ребенка. Интерес к природе, отношение к ней в значительной степени будет создаваться на основе психологического климата семьи, в частности – отношения к природе близких для ребенка людей. Ведь именно семья – это основа воспитания ребенка в целом, отсюда он понесет свои знания во взрослую жизнь, именно в ней закладывается любовь к природе и бережное, трепетное отношение к ней. Когда ребенок подрастет, то будет вспоминать, как бережно папа срезает гриб в лесу, и мама, наблюдая за птицами и наслаждаясь их пением, боится потревожить хрупкое спокойствие летнего леса.
Формирование личности ребенка в семье – это обоюдный процесс. Родители, воспитывая своих детей, сами воспитываются, а дети, выбирая свой жизненный путь под воздействием взрослых, воспитывают себя. И чтобы этот процесс имел положительные результаты, родителям необходимо постоянно пополнять свои знания в плане педагогического просвещения, и здесь необходимо предусмотреть программу экологического воспитания детей.
С самого рождения природа окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь. Малыш начинает знакомиться с нею еще до того, как сделает первые самостоятельные шаги, произнесет первые слова, откроет первую книгу. У него рано появляется стремление к активному познанию природы. Она интересна для него прежде всего благодаря своему красочному миру, который дает малышу массу ярких впечатлений, вызывает радостные впечатления. Содержание знаний о природе очень занимательно для детей, оно побуждает к сравнению, обобщению, различению. Дети задают много вопросов о мире природы, которые являются показателем интереса, любознательности. Необходимо побольше общаться с детьми, ведь именно так ребенок получает новые знания, у него расширяется кругозор, он получает свой личный опыт.
Весной, когда пробуждается природа, гуляя с малышом на улице можно обратить внимание на набухшие почки на деревьях, первую травку, тянущуюся к солнцу, первые весенние цветы. Когда наступает лето, можно увидеть еще больше интересного - пчелка, вьющаяся над цветком, порхающая бабочка, голубое небо.
Прогуливаясь по лесу или парку можно наблюдать за жизнью птиц, насекомых – это поможет приобщиться ребенку к природе, полюбить и понять ее. Научите ребенка не рвать цветы просто так, объясните ему, и пусть он поймет поймет, что любоваться ими можно и просто так.
Осенью можно собрать опавшие листья и поставить их в вазу, рассказать ребенку о жизни животных в этот период.
В холодный зимний день можно наслаждаться красотой снежных деревьев, рассмотреть птиц, которых не было летом, подкормить их.
Дети – самые любознательные исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы Это свойство И. П. Павлов назвал рефлексом «что такое?», под влиянием которого ребенок обнаруживает качества предметов, устанавливает новые для себя связи между ними. Предметная «исследовательская» деятельность детей развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру. Не ругайте малыша за то, что он полез в лужу, он хотел узнать, какая она - «вода». Подойдите с ребенком к этой луже, пустите кораблик, бросьте камешек, веточку, впечатлений хватит надолго. А дома поставьте таз с водой, и пусть юный исследователь проводит дальше свои опыты.
Давайте рассмотрим, какими средствами можно воспользоваться родителям при ознакомлении детей с окружающим миром, воспитании доброжелательного отношения к природе.
1. Личный пример взрослого.
Как правило, большинство взрослых людей хорошо владеют культурой поведения в обществе, но далеко не всегда умеют правильно вести себя по отношению к природе. Не говоря уже о детях, которые нередко относятся к живым объектам природы как к неодушевленным предметам. Порой дети проявляют восторг при виде цветка, бабочки и в то же время могут беспечно раздавить бегущего по тропинке жука. Откуда у эмоционально отзывчивого ребенка столько холодности и безразличия? Ведь иногда родители сами являются примером экологического бескультурья : папа сломал ветку и отмахивается от комаров, мама видит, что дети качаются на деревьях и безучастно отворачивается. А еще оставленный мусор после туристического похода, незатушенный костер, браконьерство… Какой пример взрослые подают своим детям?
А. С. Макаренко говорил: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда вы с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями или врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение».
Ребенок многое усваивает благодаря подражанию. Главным примером для подражания становится взрослый. То, как Вы относитесь к природе будет, как в зеркале, отражаться в поведении вашего ребенка.
2. Игра.
Дошкольное возраст – это период игры. Об этом говорят и пишут педагоги и психологи, это знают все современные родители.
Игра оказывает на маленького человечка развивающее воздействие.
Существуют дидактические игры, которые содержат определенную умственную задачу. Разрезные картинки, различные настольные и словесные игры тренируют мыслительные способности ребят, развивают их память, внимание.
Игра доставляет большую радость ребенку, очень нравятся дошкольникам игры в семейном кругу.
Немалое место в жизни ребенка занимают игры с природным содержанием, которые строятся на его знаниях в этой области. Если родители активно приобщают ребенка к природе через наблюдения, труд, чтение, то интерес ребенка найдет отражение в его играх.
После посещения зоопарка яркие впечатления могут перерасти в игру. Он будет из конструктора строить клетки, заселять их игрушечными животными. Взрослый может как бы случайно включиться в игру ребенка и сделать ее интереснее, разнообразнее, содержательнее.
Дома можно использовать различные дидактические игры природоведческого характера. В каждом доме есть настольные игры: «Зоологическое лото», «Ботаническое лото». На досуге родители, бабушки и дедушки, старшие сестры и братья играют с ребенком в эти игры в соответствии с правилами. Игры помогают запоминать названия растений и животных. Дети всех возрастов нравятся разрезные картинки, на которых изображены цветы, грибы, овощи, фрукты, ягоды. Игра с разрезными картинками воспитывает в ребенке выдержку, терпение, упорство в достижении цели.
Часто бывает так, что мама или бабушка заняты приготовлением пищи, а ребенок находится рядом и не знает, чем заняться.
– Давай с тобой поиграем, – говорит бабушка внуку. – Я буду загадывать тебе вкусные загадки, а ты должен отгадывать их. Ну-ка, закрой глаза и открой рот.
Она кладет ему в рот кусочек морковки, которую крошит для супа. Внук хрустит ею, улыбается и, конечно, сразу отгадывает, что это, а бабушка как бы ненароком спрашивает, как же он догадался. Определить малышу морковку на вкус несложно – у всех ребят большой опыт в этом. Труднее выделить и назвать ее характерные признаки: твердая, хрустит, когда ее ешь, сладкая.
В другой раз бабушка готовит овощное блюдо и предлагает поиграть в игру «Из чего состоит винегрет». Отгадав овощи по вкусу, внук должен подвести итог: сказать, что же кладут в винегрет.
Также ребенку можно предложить отгадывать фрукты и овощи на ощупь. С закрытыми глазами ребенок берет в руки яблоко, морковку или луковицу. Ощупав предмет, он должен отгадать его.
Можно предложить игру «Отгадай по описанию», которая развивает речь и различные мыслительные процессы.
Во время прогулки в осеннем лесу можно играть опавшими листьями. Летом на лугу предметами для игр могут быть цветы, насекомые, птицы, в доме – комнатные растения, овощи, фрукты и др.
Гуляя осенью в парке, взрослый показывает малышу опавший лист и просит найти такой же, потом предлагает ему назвать дерево, с которого упали эти листья.
3. Творческая деятельность детей.
В домашних условиях можно использовать рисование, лепку из пластилина или соленого теста, изготовление игрушек-самоделок, аппликации и конструирование из природных материалов, сочинение сказок на экологические темы.
Родители должны поддерживать инициативу детей в этом деле, помогать советом, научить различными приемами обрабатывать природный материал и др.
Наблюдения за растениями и животными, прогулки, экскурсии – все это остается надолго в памяти ребенка, т. к. доставило ему множество радостных впечатлений и положительных эмоций! И ребенок, придя домой с прогулки или из зоопарка, старается скорее отобразить увиденное на листе бумаги, или, придя из леса, слепить грибочки из пластилина, которые так ему понравились!
Родителям надо поощрять такую деятельность детей, а если ребенок не проявляет инициативу, то можно ему подсказать.
Невероятный простор для фантазии дает природный материал, собранный самими детьми: шишки, причудливые ветки, коряги, орехи, желуди, тополиный пух, кора, камушки, ракушки, листочки. С помощью ваших умелых рук возникнет сказочный мир картин с лесными человечками, невиданными зверюшками. Очень любят дети делать из природного материала игрушки.
Творческая деятельность детей развивает способность ребенка видеть и ценить красоту природы, доставляет им много радости и счастливых минут.
4. Семейный туризм.
Воспитать у детей интерес к явлениям природы, ответственность за ее судьбу, испытывать восторг окружающим миром можно только в процессе общения с природой. Для этого можно использовать семейный туризм. Это прогулки, экскурсии, походы, путешествия одной семьи или нескольких семей вместе на машинах, велосипедах, лодках, плотах, пешком.
Прогулки организуются по определенному маршруту, протяженность пути определяется, исходя из физической возможности всех участников туристической прогулки, начиная от самого маленького и кончая человеком преклонного возраста. Малыша родители могут переносить в специальном рюкзачке.
Необходимо подготовиться заранее к прогулке и учесть интересы и возможности каждого из ее участников. Маленьких детей привлекает все окружающее, но надо научить ребенка наблюдать за изменениями в природе, любоваться, удивляться и радоваться вместе с ним, а если природа взывает о помощи, то оказать ее. Это поможет ему быть более внимательным и доброжелательным по отношению к природе.
Во время прогулок важно не забыть о своих домашних питомцах: птицах, хомячках, рыбках, морских свинках. На берегу возьмите для вашего младшего друга песок и ракушки. Шишки могут быть интересны волнистым попугайчикам. Можно использовать крапиву в качестве витаминного корма. Также соберите ягоды рябины, можжевельника, брусники, черники, калины. Люди отправляются в ягодные и грибные походы, и если взрослые впервые берут с собой детей в лес, то накануне должны провести с ними беседу о том, как нужно себя вести в лесу: «Собирая грибы и ягоды, будьте заботливыми хозяевами. Если вы собираете ягоды, то не ломайте все растение.».
Взрослые также должны предупредить детей о том, что костер можно разжигать только в безопасном месте, и потом его обязательно затушить, чтобы не случилось пожара.
Много нового, интересного, полезного узнают дети во время таких прогулок и походов, они получают массу положительных эмоций, а, главное, у них формируется чувство гуманного, бережного отношения к природе.
5. Художественное слово.
В непогоду в доме уютно и тепло, вы вместе с детьми располагаетесь в удобном месте и начинаете читать книги о животных, путешествиях в природу. Читая рассказы, сказки и стихотворения, старайтесь интонациями выделять радость или беду. Очень важно после совместного чтения завести разговор о прочитанном.
Родителям можно порекомендовать прочитать детям следующие произведения: В. Бианки «Синичкин календарь», С. Михалков «Зяблик», К. Паустовский «Квакша», «Кот-ворюга», С. Есенин «Белая береза», М. Пришвин «Золотой луг», «Ребята и утята», М. Зощенко «Охота» и др.
Все эти произведения воспитывают у детей чувство любви и бережного отношения к окружающему миру.
6. Труд.
Многие семьи имеют дачи, где выращивают плодовые деревья, ягодные и овощные культуры, разводят цветы, а также разводят домашнюю птицу, свиней, коров, кроликов, пчел. Правильно поступают те родители, которые вместе с детьми работают на своих участках, ухаживают за животными. А какое удовольствие получают малыши, когда убирают урожай, выращенный своими руками.
Сначала вместе со взрослыми дети могут поливать растения, вместе рвать ягоды, кормить кроликов, кур и т. д. Затем им можно поручить самостоятельно выполнить нетрудную работу. Уход за растениями и животными доставляет детям много радостных и счастливых минут.
Очень полезно для нравственного и экологического воспитания ребенка посадить на участке деревце, оно будет расти вместе с ребенком. Малыш будет наблюдать за его ростом, ухаживать за ним. Во время работы на участке воспитывается любовь и бережное отношение к природе.
Семья для ребенка - источник разнообразной информации, в том числе экологической. При общении со взрослыми ребенок получает начальные сведения о природе, об окружающем растительном и животном мире. В семье будущий гражданин получает основы экологического воспитания, а потом в течение всей жизни корректирует свое поведение, свое отношение к экологическим проблемам, опираясь на опыт семьи. Семья является хранительницей и передатчиком экологической культуры и традиций.
Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. И нам, взрослым, необходимо уже с раннего возраста учить детей правильно сосуществовать со всем живым, научить детей охранять и бережно относиться к природе. Когда родители будут как бы невзначай, наблюдением, своим примером, просьбой о помощи, учить малыша любить окружающий его мир, то это оставит в его душе добрый и светлый след на всю жизнь.
Литература:
1. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. — 2-е изд. — М. : Издательский центр "Академия", 2001. — 184 с.
2. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. — 2002. — №10. — С. 40-42.
3. Николаева С. Н. Как приобщить ребенка к природе. // Методический материал для работы с родителями в дошкольных учреждениях. — М. : Новая школа, 1993. — С. 63.
4. Экологическое воспитание в семье. // https://hoppediz.ru/. URL : https://hoppediz.ru/ekologicheskoe-vospitanie-v-seme/