Арсланова Людмила
Формирование основ экспериментально-опытнической деятельности у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Публикация «Формирование основ экспериментально-опытнической деятельности у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Дети младшего дошкольного возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами.
Психологами доказано, что у детей дошкольного возраста мышление является наглядно – действенным и наглядно – образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Дети очень любят экспериментировать. В дошкольном возрасте эксперимент является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»
Целью моей работы явилось: "Создание условий для формирования целостного мировидения ребенка младшего дошкольного возраста средствами опытно – экспериментальной деятельности. "
Для достижения цели были определены задачи:
1. Создавать предпосылки формирования практических и умственных действий.
2. Знакомить детей младшего дошкольного возраста с физическими свойствами окружающего мира, с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т. п.);
3. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
4. Развивать внимание, зрительную, слуховую чувствительность.
5. Формировать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру;
6. Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух - его давление и сила; почва- состав, влажность, сухость).образовательные, воспитательные, обучающие)
Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Взаимоотношения возникают между экспериментом и областью : "Труд", "Художественное творчество", "Познание", "Музыка", "Безопасность", "Коммуникация".
Свою работу разбила на этапы.
1 этапом моей работы явилось изучение литературы по проблеме внедрения в работу с детьми младшего дошкольного возраста опытно - экспериментальной деятельности. Была организована мини - лаборатория для экспериментирования в групповой комнате (в соответствии с возрастными особенностями детей 3 - 4 лет). В тоже время я начала проводить простейшие эксперименты с детьми в группе.
На втором этапе работы был составлен перспективный план, разработаны конспекты по совместной деятельности детей и взрослых, была подобранна картотека простейших экспериментов.
В своей группе я использовала три основных направления : ННОД, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей.
Организация непосредственно опытно – экспериментальной деятельности всегда начиналась с сюрпризного момента, со сказки, либо малышам предлагалась ситуация, в которой они приходили на помощь персонажу.
Проблемные ситуации, экспериментирование могут быть также частью любого вида деятельности с детьми, включая все образовательные области (по математике, коммуникации, познанию, продуктивным видам творчества и т д.)
Дети охотно участвуют в экспериментах с магнитом, с водой и снегом.
С песком сухим и влажным.
Хочется отметить, что реализация поставленных задач в полной мере была не выполнима без тесного взаимодействия детского сада и семьи. С этой целью для родителей проводились консультации, "Дни открытых дверей". Родители принимали активное участие в конкурсах "Уголков экспериментирования", помогали в их оборудовании и пополнении необходимыми материалами.
Были проведены родительские собрание с элементами практических заданий. Дети с интересом продолжали экспериментировать дома, родители принимали в этом активное участие, что способствовало удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.
В процессе проведения моей работы по данной проблеме - я взглянула на своих детей другими глазами. Простейшие эксперименты их так захватывали, они так радовались, когда у них получался какой - либо результат, как гордились с собой!
Я рекомендую брать эту тему даже совсем с маленькими детьми - вы получите огромное удовольствие от работы, а ваши дети приобретут не забываемый опыт первых открытий.