МААМ-картинки

Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников посредством социально-педагогического взаимодействия ДОУ и семьи

Татьяна Борисова
Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников посредством социально-педагогического взаимодействия ДОУ и семьи
▼ Скачать + Заказать документы

«Люди не должны забывать о своем культурном прошлом, о памятниках, литературе, языке, живописи … Национальные отличия сохранятся и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний …» Д. С. Лихачев

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.

То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Человечество шагнуло в двадцать первый век - век развития гуманитарной культуры, ориентирующей педагога на воспитание подрастающего поколения с позиции духовно-нравственных ценностей.

Публикация «Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников посредством социально-педагогического взаимодействия ДОУ и семьи» размещена в разделах

«Образование должно быть направлено на воспитание уважения к культурной самобытности ребенка, к национальным ценностям страны, в которой он проживает» Конвенция о правах ребёнка (Статья 29,

Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно. Тогда возникает вопрос, на основе каких ценностей нам все же следует воспитывать подрастающее поколение, относясь уважительно и толерантно ко всем религиям.

Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. Современная педагогика считает возможным и необходимым начинать знакомство со своим народам, с его традициями и бытом с раннего детства. Для того, чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить, любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, необходимо привить любовь к декоративно-прикладному искусству и народному творчеству.

У детского сада есть своя миссия: прежде всего, чтобы дети были счастливы и здоровы. Чтобы каждый день пребывания малышей в нашей «Звёздочке» прибавлял им уверенности в себе и в своих силах, чтобы общение становилось уроком человеческого достоинства и взаимоуважения, чтобы каждый нашел свой талант и сферу подлинного интереса в жизни, чтобы они дружили, радовались и любили.

Нравственно - патриотическое и духовное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая в нашем детском саду решается сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.

Наш коллектив - это единое целое, большая семья, которая интересно живет в совместной деятельности педагогов, детей и родителей - в тесном сотрудничестве между взрослыми и детьми. Нравственность и духовность не рождаются сами собой. Их воспитывают с раннего возраста в семье. в детском саду, в школе.

Для решения задач духовно - нравственного воспитанияв нашем детском саду особое внимание уделено социально-педагогическим проектам, разработанным педагогами детского сада. В соответствии с годовым планом в детском саду был объявлен конкурс проектов по духовно – нравственному воспитанию.

Главные участники реализации социально-педагогических проектов - это педагоги, дети и их родители. В данной модели работы для нас важно не количество планируемых мероприятий, а их значимость в повышении качества дошкольного образования.

В реализации социально-педагогических проектов мы задействовали неисчерпаемый потенциал семьи, ее широкие воспитательные возможности.

В рамках проводимых проектов, педагоги, дети и родители посетили:

городской музей, библиотеку, аллею Славы, побывали на Бурцевой горе, в Спасо-Преображенском мужском монастыре, в художественной школе.

На просторах нашей Родины много красивых и удивительных мест, которые, к сожалению, ребёнок не всегда может посетить и увидеть своими глазами. Но в наш век научно – технического прогресса можно найти выход и из такой ситуации. Педагоги нашего детского сада разработали проект «Онлайн – экскурсии по святым местам Смоленщины». И теперь наши воспитанники, не выходя из детского сада, на экране могут увидеть Храмы, монастыри, святые источники всей Смоленской области.

Особого внимания заслуживает проект, посвящённый 70 – летию Победы в Великой Отечественной войне,«Нам есть у кого учиться Родиной гордиться».

В рамках реализации проекта, проведены акции и мероприятия:

• Выставка детских рисунков «Краски Победы»;

• Онлайн – экскурсия к мемориалу «Вечный огонь»;

• Тематическое чтение «О подвигах, о доблести, о славе;

• акция «Георгиевская ленточка;

• Спортивное мероприятие «Победный марафон»;

• Родительское собрание, посвящённое Дню Победы;

• Праздничный концерт «Этих дней не смолкнет Слава!»

Подготовка к мероприятиям начинается задолго до их проведения: познавательная, игровая, творческая деятельность с детьми проходит с обязательным привлечением семей воспитанников. Ребёнок - великий наблюдатель и подражатель – замечает любые мамины и папины поступки, слышит все их слова, перенимает от них суждения и манеру поведения. С этой целью планируются и проводятся мероприятия, которые включают родителей и детей в общее интересное дело:

• Спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья»;

• выставки семейных поделок из различных материалов;

• Конкурсы рисунков.

Родители наших воспитанников вместе с детьми участвуют в различных конкурсах не только проводимых внутри детского сада, но и на муниципальном и региональном уровне. Так в 2014 году мы представили свои поделки на муниципальный конкурс «Спасём мир от пожаров», в 2015 году приняли участие в региональном конкурсе Смоленской Иепархии «Красота божьего мира», результаты которого будут объявлены в декабре этого года.

Одной из форм работы с родителями являются родительские собрания, но ни для кого не секрет, что родителям неинтересно, когда собрание проходит как лекция. Мы практикуем при проведении родительских собраний организовывать детские концерты, приглашаем гостей.

Так в начале учебного года в нашем детском саду было проведено родительское собрание «Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно – нравственном воспитании детей дошкольного возраста».В рамках данного собрания был проведён праздник «Я талантлив». Праздник проходил в виде концерта, на котором дети показали свои таланты: в исполнении песен, танцев, чтении стихов, игре на музыкальных инструментах.

В концерте приняли участие воспитанники всех возрастных групп. Праздник «Я талантлив» проводился с целью развития человеческого, интеллектуального, творческого, культурного и духовного потенциала воспитанников.

В качестве гостя на родительское собрание был приглашён Иерей Михаил Шашков, настоятель Прихода Храма в честь Воскресения Христова города Рославля, который побеседовал с родителями о низком уровне нравственности и бездуховности современного общества.

Очень сложно строить будущее, не зная прошлого. Именно поэтому в систему традиционных мероприятий по духовно – нравственному воспитанию нами включены праздники с народными традициями. Цель таких мероприятий – сохранить и возродить культурные традиции предков, чтобы будущие поколения чтили и любили светские и православные памятные даты своего Отечества. Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «День защитников Отечества». «Масленица»; весной— «Праздник мам», «Сороки», «Пасха», «День Победы»; летом - «Именины берёзки» (Троица)», «Яблочный спас».

Праздничные утренники проводятся в форме увлекательных игр, развлечений или же просмотра детьми кукольного спектакля, в котором они принимают непосредственное участие. Заканчиваются такие мероприятия, как правило угощением традиционным праздничным блюдом: на Пасху – куличом, на Рождество – конфетами, на Масленицу – блинами. Атмосфера игры и праздника, веселья и угощений воспринимается детьми как увлекательное познавательное действо. Дети вместе с взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.

В совместной деятельности с детьми наши педагоги знакомят детей с разнообразными видами декоративного искусства (изделия из дерева, глины, бумаги, картона, шитье, вышивка, плетение, с их бытовым и эстетическим назначением. Воспитатели помогают понять, как любимые народом занятия связаны с природными особенностями края. Например, в Центральной России — это резьба по дереву, изготовление гончарных изделий как необходимых предметов быта. Кроме того ребятишек вовлекают в процесс изготовления народных игрушек и других предметов, дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи.

К сожалению, современные дети, не могут увидеть многих старинных вещей, которые раньше русские люди использовали в быту, многие из них стали раритетом. Наши педагоги создали виртуальный музей, в котором можно увидеть различные предметы старины: кухонная утварь, посуда, одежда, предметы быта и многое другое. В 2015 году мы представили свой виртуальный музей на муниципальный конкурс «Информационные технологии в образовании» в номинации «Виртуальная экскурсия «Русская изба».

В этом году наш детский сад получил лицензию на ведение дополнительного образования. У наших воспитанников появилась возможность заниматься в различных кружках по интересам. Один из кружков, функционирующих в детском саду, называется «Добрый мир». Руководит кружком учитель – логопед Кузнецова Маргарита Григорьевна.

Содержание работы кружка составлено в соответствии с возрастными возможностями детей старшего дошкольного возраста и направлено на формирование духовно – нравственной, эстетической и общей культуры дошкольников. Через занятия кружка проходят следующие темы: «Жил-был я». «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Где добрые люди, там беды не будет», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Россия – Родина моя?», «Дом, в котором мы живем» и другие. Занятия по темам проходят через игровые упражнения, решение проблемных ситуаций, чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой занятия небольшого литературного произведения, просмотр презентаций, видео – роликов, мультфильмов, игры - путешествия, ситуативный разговор, постановку сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении к старшим). И почти каждое занятие кружка предполагает использование в практической части различных видов художественно - продуктивной деятельности: рисования, аппликации, лепки.

Работа по духовно – нравственному воспитанию дошкольников не ограничивается рамками образовательного пространства ДОУ. Наши воспитанники являются участниками и победителями различных интернет – конкурсов и викторин: Всероссийская познавательная викторина по патриотическому воспитанию «Великая Россия – наша страна». Дипломом победителя 2 место воспитанник Зонтов Иван.

«Академия роста». Всероссийская олимпиада «Эрудит. Как это будет по-русски». Дипломом победителя 1 место воспитанница Паниотова Алиса.

Центр поддержки педагогов «Смарт». Дипломом 1 степени воспитанница Старовойтова Алина за победу в международной олимпиаде «День победы» и другие.

Наши педагоги публикуют свои работы на различных сайтах в социальных сетях и участвуют в интернет - конкурсах.

Публикации

«От рождения до школы» комплексное занятие для детей дошкольного возраста «Россия – Родина моя». Автор Комладзе Светлана Тристановна.

Электронное периодическое издание «Педагогический мир», «Я, мы и мир вокруг». Автор Кожанова Зинаида Алексеевна.

Международный конкурс, проходящий в формате фестиваля международных и всероссийский дистанционных конкурсов «Таланты России» дипломом победителя 1 место Легчилина Ирина Викторовна. Сценарий народного праздника «Иван Купала» и многие другие.

Наша работа – это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию нравственно - патриотических чувств и духовности.

Мы, взрослые, должны развивать в детях интерес к прекрасному: общение с природой, увлечение музыкой, литературой, живописью, театром. Общение - мощный источник духовно-нравственного воспитания. Дети от рождения открыты и отзывчивы. Очень важно научить детей чувствовать себя счастливыми, радоваться жизни, удивляться. То есть, можно с уверенностью сказать, что именно умение жить в общении с другими людьми, учит ребёнка сопереживать, сострадать, радоваться вместе, делает человека человеком. Мы - взрослые, наделены правами и обязанностями, педагогическими знаниями, жизненным опытом, поэтому обязаны участвовать в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.

Публикации по теме:

Формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольников посредством традиционных народных праздниковФормирование духовно-нравственных качеств личности дошкольников посредством традиционных народных праздников Ценность народного праздника заключается главным образом в коллективно-творческой деятельности, в которой могут объединяться действия людей.

Воспитание нравственных качеств у дошкольников в процессе ознакомления с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого Выступление на педсовете детского сада по теме «Воспитание нравственных качеств у дошкольников». Уже не первый год я работаю над темой.

Комплексное применение различных видов деятельности в формировании духовно-нравственных качеств у дошкольников Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания заключается в том, что в современном мире маленький человек живет и развивается,.

Опыт работы «Формирование духовно-нравственных качеств дошкольника» цель и задачи опыта. Цель: Формирование духовно — нравственных качеств дошкольника через детскую субкультуру. Задачи: 1. Создать условия.

Отчет «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей посредством взаимодействия ДОУ, семьи, социума» Тема: «Формирование духовно-нравственного развития и патриотического воспитания детей через взаимодействие ДОУ, семьи, социума.» Этап.

Программа развития «Духовно-нравственное воспитание Дошкольников в условиях Взаимодействия ДОУ и семьи» Программа развития «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия ДОУ и семьи» Для детей 5-6 лет Срок реализации.

Воспитание духовно-нравственных ценностей у дошкольников в проектной деятельности по формированию интереса к народной кукле ГБОУ СОШ №3 г. Сызрани структурное подразделение, реализующее программы дошкольного образования – «Детский сад», расположенное по адресу:.

Воспитание нравственных качеств у детей 4–5 лет с нарушением зрения посредством театрализованной деятельности (1 часть) 2 часть Воспитание нравственных качеств у детей 4-5 лет с нарушением зрения посредством организации театрализованной деятельности. Климович.

Воспитание нравственных качеств у детей 4–5 лет с нарушением зрения посредством театрализованной деятельности (2 часть) 1 часть Продолжение При грамотном педагогическом руководстве ребёнок среднего дошкольного возраста овладевает умениями строить замысел,.

Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством театрализованной игры Актуальность: одной из главных задач современного дошкольного воспитания является формирование творчески активной, гармоничной личности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников посредством социально-педагогического взаимодействия ДОУ и семьи
Опубликовано: 17 февраля 2016 в 21:44
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников посредством социально-педагогического взаимодействия ДОУ и семьи» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Борисова (УИ 484055) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД