Ирина Валерьевна Баранова
Воспитание нравственных качеств у дошкольников в процессе ознакомления с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педсовете детского сада по теме
«Воспитание нравственных качеств у дошкольников».
Уже не первый год я работаю над темой «Воспитание нравственных качеств у дошкольников в процессе ознакомления с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого, так считаю ее наиболее значимой в настоящее время.
Публикация «Воспитание нравственных качеств у дошкольников в процессе ознакомления с жизнью и творчеством Л, Н, Толстого» размещена в разделах
Нравственное воспитание – это одна из важнейших сторон воспитания, которая способствует обогащению духовного опыта ребенка, эмоциональной сферы личности; влияет на познание социальной действительности.
Актуальность моей темы заключается в следующем:
1. Наше общество нуждается в подготовке широко образованных и высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и личностными качествами;
2. В современном мире ребенок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера. Поэтому важно закладывать основы нравственности с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к окружающему миру.
Цель моей работы – сформировать у детей дошкольного возраста основные представления о нормах морали и нравственных ценностях в процессе ознакомления с жизнью и творчеством Льва Николаевича Толстого.
В ходе работы мною были поставлены следующие задачи:
• 1. Разработать и внедрить в воспитательно-образовательный процесс рабочую программу «Приобщение дошкольников к творческому наследию Л. Н. Толстого».
• 2. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме нравственного воспитания у детей дошкольного возраста.
• 3. Создать необходимые условия для знакомства детей с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого.
• 4. Подобрать наиболее эффективные методы и приемы для формирования нравственных качеств у дошкольников.
В процессе работы над своей темой я выделила наиболее эффективные методы:
-экспериментирование
- метод стимулирования мотивационной учебно-познавательной деятельности (т. е. создания ситуации успеха, познавательные игры)
- метод практической передачи и тактильного восприятия
- инсценирование
- метод словесной передачи и слухового восприятия
- ситуационный метод
- метод проектирования
- метод «мозговой атаки» (или еще его называют метод «мозгового штурма»)
- метод наглядной передачи и зрительного восприятия
- метод моделирования
Использовать данные методы нам рекомендуют «Федеральный государственный общеобразовательный стандарт ДО».
В своей работе я опиралась на следующие образовательные программы:
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования;
- Разработанная мною рабочая программа «Приобщение дошкольников к творческому наследию Л. Н. Толстого»
На основе данных программ мною разработано перспективное планирование по моей теме, которое находит свое отражение в плане работы непосредственно образовательной деятельности детей моей группы.
Например:
Перспективное планирование на сентябрь. I неделя
OO : «познавательное развитие» : развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе.
Тема: «Осень в Ясной Поляне»
Рассматривание иллюстраций на тему «Прекрасная осень пришла в усадьбу».
ОО: «Художественно-эстетическое развитие» рисование
Тема: «Радостная осень в усадьбе дедушки Толстого»
ООО: «Социально-коммуникативное развитие»
Тема: «День рождения дедушки Толстого»
Совместная работа с родителями по сбору материала для мини-музея «Моя любимая Ясная Поляна»
Наблюдение на прогулке за красотой русской березы.
Сюжетно-ролевая игра-ситуация «Мы едем на прогулку в Ясную Поляну»
Подвижная игра «Веселые муравьи»
Перспективное планирование на сентябрь. II неделя
ОО: «познавательное развитие»
Тема: «Сказка Льва Толстого «Три медведя»»
Конкурс рисунков по произведениям Л. Н. Толстого (задания для совместной работы родителей и детей)
ОО: «Художественно-эстетическое развитие»
- слушание песни «Наша Ясная Поляна»
Дидактическая игра «По сказкам Л. Толстого»
ОО: «Художественно-эстетическое развитие» Лепка «Три медведя»
Знакомство с башенками Ясной Поляны (игра с использованием макета «Вход в усадьбу Толстого»)
Подвижная игра «К мишкам в гости мы идем и подарочки несем»
Перспективное планирование на сентябрь. III неделя
ОО: «познавательное развитие»
Тема: «Котенок»
ОО: «Художественно-эстетическое развитие»
Рисование пластилином «Башенки Ясной Поляны»
ОО: «познавательное развитие» : развитие кругозора и познавательной деятельности в природе.
Тема: «Наблюдение за котенком»
Игра-ситуация «Защитим слабого»
Беседа с детьми по вопросам: «Кто такой друг? Что значит дружить?»
Развивающая образовательная ситуация «Как Вася помог котенку»
Подвижная игра «Дружные ребята»
Перспективное планирование на сентябрь. IV неделя
ОО: «познавательное развитие» : развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе.
Тема: «Животные Ясной Поляны»
Загадывание загадок о животных
Беседа с детьми по вопросам: «Для чего дереву нужна кора? Кто такой жук-короед? Какой вред он наносит дереву? и т. д.»
Дидактическая игра «Отгадай-ка» по произведениям Л. Толстого
Рассматривание иллюстраций на тему «Птицы Ясной Поляны»
Дидактическая игра «Насекомые Ясной Поляны»
Развивающая образовательная ситуация «Как Липунюшка помогал своему отцу»
Мы все стремимся к тому, чтобы наши дети выросли честными и добрыми. Положительных результатов можно добиться лишь в том случае, если работа будет проводиться систематически и планомерно. Кроме того, необходим тщательный отбор произведений Льва Николаевича Толстого, использование разнообразных форм работы: экскурсии в музей-усадьбу Л. Н. Толстого, организованная образовательная деятельность, познавательные беседы на тему прочитанных книг, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, игры-инсценировки, сюжетно-ролевые игры, развивающие ситуации, праздники и развлечения, тематические выставки, работа с родителями.
Воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, то есть самому воспитываться, самому двигаться. Только этим люди влияют на других, воспитывают их. Быть правдивым и честным с детьми, не скрывая от них того, что происходит в душе, есть единственное воспитание.